Сравнение обыкновенных дробей

Разделы: Математика


Вид урока: комбинированный урок с использованием презентации

Оборудование: доска, проектор, компьютер, Презентация

Цели урока:

  • Обучающие:
    • познакомить с правилом сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;
    • сформировать первые навыки записи дробей в порядке возрастания (убывания);
    • закрепить знание взаимного расположения точек на луче в зависимости от их координат.
    • познакомит с путем приведения дробей с разными числителями и знаменателями к общему знаменателю;
    • познакомить с сравнением дробей с единицей, сравнением дробей с ,
    • сформировать умения выбирать рациональные приемы сравнения дробей.
  • Развивающие:
    • развивать способность применять знания в новой ситуации;
    • учить формулировать самостоятельно вывод.
  • Воспитательные:
    • воспитывать скромность и аккуратность.

План  урока.

Презентация

  1. Организационный момент.
  2. Повторение правил сравнения дробей с равными числителями, равными знаменателями.
  3. Фронтальная проверка домашнего задания
  4. Математический диктант
  5. Изучение нового материала.  Устная работа
  6. Решение заданий №520(2,4), 521-523,528(1)
  7. Самостоятельная работа
  8. Решить №528(1)
  9. Рефлексия
  10. Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Повторение правил сравнения дробей с равными числителями, равными знаменателями

а) Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями. (Из двух дробей с одинаковыми числителями , та дробь больше, знаменатель которой меньше)

б) Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями (Из двух дробей с одинаковыми знаменателями, та дробь больше, числитель которой больше)

3. Фронтальная проверка домашнего задания

4. Математический диктант  (Презентация. Слайд 3)

Сравните:

 

Проводится взаимопроверка результатов выполнения математического диктанта.
Ученики по очереди читают полученные неравенства и объясняют свое решение. Можно выставить оценки. Критерии оценок объявляет учитель. Выставлять только положительные оценки.

5. Изучение нового материала

Устная работа

1) Вставьте числа так, чтобы получились равными дроби: (Слайд 4)

2) Сравните дроби:    (Слайд 5)

3) Ответьте на вопросы  (Слайды 6, 7, 8)

1. В чем особенность данных дробей по сравнению с изученными случаями?
2. Как вы предлагаете сравнивать дроби с разными числителями и знаменателями?
3. Могут ли нам помочь результаты задания 1?
4. Какой общий знаменатель выбрать для двух первых дробей?
5. На что умножить числитель первой и второй дроби?
6.  К какому способу сравнения дробей мы пришли?
7. Можем ли мы дроби привести к дробям с равными числителями?
8. При сравнении второй пары дробей приведите их к общему числителю и общему знаменателю. Какой способ для данных дробей рациональнее?
9. Как вы будете сравнивать третью пару дробей?
10. Как вы будете рассуждать при сравнении четвертой пары дробей? Нужно ли их приводить к общему числителю или знаменателю?
11. Сделайте вывод о том, как же сравнивать дроби с разными числителями и знаменателями. (Сначала привести дроби к общему знаменателю или числителю и применить соответствующее правило.)

6.  Решить

№ 519, 520(2,4), 521-523,528(1) (Закрепление изученного материала в процессе решения заданий из учебника).(Слайд 9)

 В № 519.  Выполнить нахождение общего знаменателя путем перебора, Подбор наименьшего общего знаменателя проводится среди чисел, которые делятся на наибольший из знаменателей.
№520.  Сначала обсуждается в классе фронтально, затем в тетрадях приводят к общему знаменателю и записывают двойное неравенство с исходными дробями. Ученики должны правильно читать двойные неравенства.

Образец записи задания.

Затем  привлечь внимание школьников к дробям ,

Обязательно ли  для сравнения этих дробей приводить их к общему знаменателю? Попробуем обойтись без этого. Изобразим дроби точками координатного луча,

Рисунок 1.

Значит,  

При сравнении таких дробей можно не делать рисунок, а представлять его мысленно.  (Слайд 10)

№523 (1) – выполняется фронтально.

Ученики отвечают на вопросы:
«На сколько отстоит каждая  из дробей от 1 и в какую сторону?»,
«Какая дробь большая?»
В конце урока можно разобрать №533 из раздела «Задачи на смекалку».

7. Самостоятельная работа (Слайд 11)

1 вариант

Расставьте дроби
в порядке возрастания

2 вариант

Расставьте дроби
в порядке убывания:

Проверить правильность решения

8. Решить № 528(1) Расстояние от Солнца до Меркурия составляет , а  расстояние от Солнца до Венеры – расстояния от Солнца до Земли. Какая планета расположена ближе к Солнцу – Меркурий или Венера?

Решение:  Приводим к общему знаменателю

Сравниваем полученные дроби

Значит,

 Ответ: ближе Меркурий (Слайды 12, 13)

9. Рефлексия (Слайды14, 15)

Учащиеся отвечают на вопросы:

Сегодня я узнал…                                                                  Я понял, что…
Теперь я смогу…                                                                    Я приобрел…
Урок дал мне для жизни..                                                      Было трудно…
Было интересно…                                                                  Я научился…
Я смог…                                                                                  Я почувствовал, что…
У меня получилось…                                                             Я попробую…
Меня удивило …                                                                     Мне захотелось...

10. Домашнее задание: №520(1,3), 523(2,3),528(2).  (Слайд 16)

Используемые ресурсы.

  1. «Математика 5»,Г. К. Муравин, О. В. Муравина.
  2. «Математика 5» Часть 2. Методические рекомендации к учебнику Г. К. Муравин, О. В. Муравина. «Математика 5»,
  3. Идея шторки на слайдах 11 и картинки взяты у Савченко Е.М;
  4. http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid=851
  5. http://tvm.21419s03.edusite.ru/p16aa1.html