Цель курса: Формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии, развитие и укрепление чувства взрослости.
Основные задачи программы психологических занятий с воспитанниками юношеского возраста:
- Освоение моделей поведения в кризисных ситуациях;
- Освоение навыков принятия решения как фактора профилактики аддиктивного поведения.
- Оказание помощи в осуществлении социально – психологической ориентации в проблемах межполовых и брачно семейных отношений.
- Оказание учащимся помощи в продвижении профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.
Основные принципы программы.
- Социально-психологическое просвещение.
- Учет индивидуальных особенностей.
- Проведение диагностик.
- Рефлексия результатов психологических исследований, упражнений.
- Обучающий принцип (правило, рекомендации).
Планируемый результат.
Учащиеся получают знания по следующим основным понятиям: Самопознание своих качеств, направленность личности; индивидуальность, способность к целеполаганию, жизненная цель, гендерное воспитание, формирование семейных отношений, компетентность, профессиональные знания, самореализация.
В результате обучения воспитанники научаться рефлексировать результаты диагностики на профориентации.
Благодаря данному курсу можно ожидать хорошую информированность о своих личностных качествах и сформированности интереса к себе и окружающим.
Тематический план к программе
№ п/п | Тема | Виды деятельности воспитанников. | Всего часов | теоретических | практических | Образовательный продукт |
Блок 1. «Мой внутренний мир и мои способности» | ||||||
1 | «Каков я на самом деле» | Лекция с элементами общения. Тренинговые занятия | 2 | 1 | 1 | Самопознание своих положительных качеств. |
2. | «Моя индивидуальность» | Взаимообщение, упражнения «мой портрет в лучах солнца», «Все мы», «Индивидуальность» | 2 | 1 | 1 | Самораскрытие в себе индивидуальных, личностных особенностей. |
3. | «Мой темперамент» | Диагностика. Изучение темперамента | 1 | 1 | Выявление особенностей темперамента ребенка | |
Блок 2. «Моя дорога к себе и к другим». | ||||||
1. | «Гляжу в тебя как в зеркало» | Тренинговые упражнения, ролевая игра. Apt.терапия | 2 | 2 | Навыки анализа невербальных средств общения, рекомендации по их использованию | |
2. | «Я понимаю, тебя ты понимаешь меня» | Двухсторонняя беседа, диспут. Проведение эксперимента. | 3 | 1 | 2 | Осознание собственного влияния на других людей и значимости в их в своей жизни; поиск способов расположения людей к себе. Навыки толерантного общения. |
3. | «Слово + слово = речь». | Беседа, Психологический практикум. Диагностика учащихся особенностей вербального общения | 3 | 1 | 1 | Самоанализ поведения при разговоре. Рекомендации по формированию умения оперировать словами. |
4 | «Мои права и права других людей». | Ролевая игра. | 2 | 1 | 1 | Ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения. |
5. | Конфликт. Стратегия поведения в конфликте | Лекция с элементами общения. Тренинговые занятия. Диагностика уровня конфликтности. Ролевые игры. | 3 | 1 | 2 | Анализ уровня конфликтности. Самоанализ собственного поведения в конфликте. Рекомендации по выбору стратегии разрешения конфликта. |
Блок 3. «Двое - семья» | ||||||
1 | Жизненные перспективы» | Анкетирование» уровень сформированности брачно- семейных представлений | 1 | 1 | Диагностировать уровень сформированности представлений о будущей семье. | |
2 | Семья как функциональная система | Диспут. | 1 | 1 | Сформировать представление о семье | |
3 | «Слагаемые счастливой семьи» | Тренинговые занятия. | 1 | 1 | Сформировать представление об ответственности брачного выбора и построение семейных отношений. | |
4 | Конфликты в семье | Беседа, Психологический практикум. | 1 | 1 | Самоанализ собственного поведения в конфликте. Рекомендации по выбору стратегии разрешения конфликта. | |
Блок 4. Информационный. Подготовка к решению вопросов профессионального и личностного самоопределения. | ||||||
1. | Ценностные ориентации личности | Диагностика личностных ценностей, беседа. | 2 | 1 | 1 | Характеристика ценностей направленности личности |
2. | Веря в себя как возможность самостоятельно строить отношения с людьми | Тренинговые занятия, Apt.терапия, ролевые игры. | 3 | 1 | 2 | Самораскрытие в себе индивидуальных, личностных особенностей. определение психологические характеристики, свои и окружающих людей. |
3 | Проблемы общения и понимания людей | Тренинговые занятия, | 2 | 2 | Формирование навыков внимательного отношения к собеседнику. | |
Блок 5. Профессиональное и личностное самоопределение. | ||||||
1. | Думая о будущем: проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы | Информирование, тренинговые занятия. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Профессиональное и личностное самоопределение | Информирование, тренинговые занятия. | 3 | 1 | 2 | Профессиональное самоопределение. |
3 | Личностное самоопределение. Жизненные цели | Информирование, тренинговые занятия. Диагностика. | 3 | 1 | 2 | Самоанализ личностного самоопределения |
4 | Полоролевое самоопределение | Информирование, тренинговые занятия. | 2 | 1 | 1 | Формирование гендерного воспитания |