Программа по психологии для учащихся 8–9-х классов "На пороге взрослой жизни"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель курса: Формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии, развитие и укрепление чувства взрослости.

Основные задачи программы психологических занятий с воспитанниками юношеского возраста:

  1. Освоение моделей поведения в кризисных ситуациях;
  2. Освоение навыков принятия решения как фактора профилактики аддиктивного поведения.
  3. Оказание помощи в осуществлении социально – психологической ориентации в проблемах межполовых и брачно семейных отношений.
  4. Оказание учащимся помощи в продвижении профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.

Основные принципы программы.

  • Социально-психологическое просвещение.
  • Учет индивидуальных особенностей.
  • Проведение диагностик.
  • Рефлексия результатов психологических исследований, упражнений.
  • Обучающий принцип (правило, рекомендации).

Планируемый результат.

Учащиеся получают знания по следующим основным понятиям: Самопознание своих качеств, направленность личности; индивидуальность, способность к целеполаганию, жизненная цель, гендерное воспитание, формирование семейных отношений, компетентность, профессиональные знания, самореализация.

В результате обучения воспитанники научаться рефлексировать результаты диагностики на профориентации.

Благодаря данному курсу можно ожидать хорошую информированность о своих личностных качествах и сформированности интереса к себе и окружающим.

Тематический план к программе

№ п/п Тема Виды деятельности воспитанников. Всего часов теоретических практических Образовательный продукт
 Блок 1. «Мой внутренний мир и мои способности»
1 «Каков я на самом деле» Лекция с элементами общения. Тренинговые занятия 2 1 1 Самопознание своих положительных качеств.
2. «Моя индивидуальность» Взаимообщение, упражнения «мой портрет в лучах солнца», «Все мы», «Индивидуальность» 2 1 1 Самораскрытие в себе индивидуальных, личностных особенностей.
3. «Мой темперамент» Диагностика. Изучение темперамента 1 1 Выявление особенностей темперамента ребенка
Блок 2. «Моя дорога к себе и к другим».
1. «Гляжу в тебя как в зеркало» Тренинговые упражнения, ролевая игра. Apt.терапия 2 2 Навыки анализа невербальных средств общения, рекомендации по их использованию
2. «Я понимаю, тебя ты понимаешь меня» Двухсторонняя беседа, диспут. Проведение эксперимента. 3 1 2  Осознание собственного влияния на других людей и значимости в их в своей жизни; поиск способов расположения людей к себе. Навыки толерантного общения.
3. «Слово + слово = речь». Беседа, Психологический практикум. Диагностика учащихся особенностей вербального общения 3 1 1 Самоанализ поведения при разговоре. Рекомендации по формированию умения оперировать словами.
4  «Мои права и права других людей». Ролевая игра. 2 1 1 Ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения.
5. Конфликт. Стратегия поведения в конфликте Лекция с элементами общения. Тренинговые занятия. Диагностика уровня конфликтности. Ролевые игры. 3 1 2 Анализ уровня конфликтности. Самоанализ собственного поведения в конфликте. Рекомендации по выбору стратегии разрешения конфликта.
Блок 3. «Двое - семья»
1 Жизненные перспективы» Анкетирование» уровень сформированности брачно- семейных представлений 1 1 Диагностировать уровень сформированности представлений о будущей семье.
2 Семья как функциональная система Диспут. 1 1 Сформировать представление о семье
3 «Слагаемые счастливой семьи»  Тренинговые занятия. 1 1 Сформировать представление об ответственности брачного выбора и построение семейных отношений.
4 Конфликты в семье Беседа, Психологический практикум. 1 1 Самоанализ собственного поведения в конфликте. Рекомендации по выбору стратегии разрешения конфликта.
Блок 4. Информационный. Подготовка к решению вопросов профессионального и личностного самоопределения.
1. Ценностные ориентации личности Диагностика личностных ценностей, беседа. 2 1 1 Характеристика ценностей направленности личности
2. Веря в себя как возможность самостоятельно строить отношения с людьми  Тренинговые занятия, Apt.терапия, ролевые игры. 3 1 2 Самораскрытие в себе индивидуальных, личностных особенностей. определение психологические характеристики, свои и окружающих людей.
3 Проблемы общения и понимания людей Тренинговые занятия, 2 2 Формирование навыков внимательного отношения к собеседнику.
Блок 5. Профессиональное и личностное самоопределение.
1. Думая о будущем: проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы Информирование, тренинговые занятия. 2 1 1
2 Профессиональное и личностное самоопределение Информирование, тренинговые занятия. 3 1 2 Профессиональное самоопределение.
3 Личностное самоопределение. Жизненные цели Информирование, тренинговые занятия. Диагностика. 3 1 2 Самоанализ личностного самоопределения
4 Полоролевое самоопределение Информирование, тренинговые занятия. 2 1 1 Формирование гендерного воспитания