Говорить о том, что учащиеся, оканчивающие школу, должны грамотно писать, значило бы доказывать очевидное. На современном этапе развития нашего общества данное положение не требует аргументации. Считается общепризнанным, что школа обязана вооружить своих питомцев прочными навыками правописания.
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Н.А.Корфа, Д.И. Тихомирова.
Но, несмотря на разработанность многих методов и приёмов формирования орфографической грамотности, безграмотность учащихся продолжает быть предметом пристального внимания учителей. Это противоречие помогло определить тему моего доклада.
Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли.
Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных линии:
Во-первых, обогащение словаря, то есть, усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Во-вторых, уточнение словаря – самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:
а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путём включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребление паронимов;
б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
в) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально – стилистических окрасок слова.
В-третьих, это активизация словаря, то есть, перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой деятельности).
В-четвёртых, это устранение нелитературных слов, перевод их из словаря активного в словарь пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Когда готовлюсь к уроку, отмечаю для себя, какие слова и обороты речи буду использовать для словарной работы: 2 – 3 слова, которые для большинства учащихся могут оказаться непонятными, будут разъяснены; 3 – 4 слова или сочетания намечены для работы над уточнением их оттенков, эмоциональных окрасок.
Работая по программе “Школа XXI века” под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой мне стал интересен раздел “Лексика” учебника “Русский язык” 2 класс, авторы учебника С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. В него включены такие понятия: Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова с помощью толкового словаря. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
Многие темы учебника не предназначены для усвоения всеми учениками в одинаковом объёме и в одинаковой степени. Есть темы, которые ориентированы на ознакомление с учебным материалом. При знакомстве с этими темами организую индивидуальную дифференцированную работу с учащимися. Показать это можно на примерах.
Рассмотрим урок №129 “Фразеологизм. Фразеологизм и слово” из учебника 2-го класса. Хочу заметить, что фразеологизмы в начальной школе раньше не изучались. Эта тема вводится впервые. Материала для одного урока предложено с избытком: работа с рубриками “Давай подумаем”, “Тайны языка”, “Тайны языка”, “Обрати внимание”, “Обрати внимание”, “Путешествие в прошлое” и ещё шесть упражнений. Поэтому я не стараюсь на уроке выполнить все задания. Потому, что материал предлагается для ознакомления и наблюдения, например, рубрика “Давай подумаем” задаёт проблемную ситуацию: “Вам, конечно, хорошо известны значения слов снег и голова. Наверное, зимой вам часто падает снег на голову. Но имеют ли слова снег и голова такое же значение во фразеологизме как снег на голову?”
Сначала дети пытаются объяснить значение этого фразеологизма самостоятельно. Затем мы находим объяснение во фразеологическом словаре. Далее составляем предложения с этим фразеологизмом и в тетрадь записываем одно из предложений. Аналогичную работу проводим с фразеологизмами: зарубить на носу, только пятки засверкали.
Такая работа не проходит даром, так как она расширяет словарный запас учеников и позволяет им ответить на вопрос рубрики. От самого вопроса не следует отказываться, поскольку именно он создаёт проблемную (поисковую) ситуацию. Очень важно, чтобы ученики поняли, что слова, входящие в состав фразеологизмов, не имеют своего значения, а само значение фразеологизма не складывается из значений входящих в него слов. Закрепление материала провожу выборочно в зависимости от темпа работы класса.
В качестве примера рассмотрим ещё один урок №88 “Слово в словаре и тексте” из учебника второго класса. На данном уроке ставлю следующие задачи: определить значения незнакомых слов, установить значения с помощью контекста и толкового словаря, познакомить с толковым словариком учебника и основными приёмами поиска нужного слова.
Урок начинается с рубрики “Давай подумаем”, которая организует проблемную ситуацию: наблюдение за словами, значение которых неизвестно ученикам. Сначала мы вместе с ребятами пытаемся установить значение выделенных слов по контексту, здесь главное обратить внимание на полноту и точность толкования. Или же можно задать вопрос:
- Как бы вы объяснили значения слов экспозиция, эскизы тем, кто совсем не знает, что это такое? (Экспозиция – размещение экспонатов, а также их совокупность.Эскиз – предварительный, неоконченный рисунок, набросок). С рубрикой “Тайны языка” знакомит хорошо читающий ученик. Далее мы работаем с примером словарной статьи, рисунком к ней и толковым словариком в конце учебника. Здесь обращаю внимание учащихся на то, что слова в словаре располагаются по алфавиту.
На следующем этапе урока проверяю усвоение материала рубрик – работаем с толковым словариком, выполняем упражнение 1. Работу провожу фронтально, словарные статьи читают хорошо подготовленные ученики. В упражнении 2 первый абзац текста читаю сама, а второй – ученик. Перед началом работы со словариком предлагаю объяснить значение выделенных слов (с опорой на рисунки в учебнике), а потом обращаемся к словарику, затем сравниваем правильность и полноту толкования. Затем предлагаю учащимся списать одну из словарных статей.
Опираясь на мнение авторов учебника, согласны с тем, что обращение к значению слова, отношениями между значениями слов и их принадлежности к активному или пассивному словарному запасу во многом способствует формированию у учащихся интереса к языку, развивает их словарный запас, расширяют кругозор. При этом раздел “Лексика” завершает собой движение логики языкового исследования, проводимого учащимися во втором классе: от звуковой и графической формы слова к его содержанию.
Авторы данной программы ставят перед нами три основополагающие цели:
1) познакомить учащихся с основами лингвистических знаний;
2) сформировать навыки грамотного, безошибочного письма;
3) сформировать навыки правильного использования языковых средств в различных речевых ситуациях (развитие устной и письменной речи учащихся).
Эти принципы лежат в основе построения курса “Русский язык”, они же обусловили структуру учебника “Русский язык 2 класс”.
Прежде всего, хочу обратить внимание на рубрики, которые проходят через весь учебник. Их немного, но каждая из них определённым образом организует работу с учебником: “Вспомни”, “Давай подумаем”, “Обрати внимание”, “Тайны языка”, “Подсказка”, “Путешествие в прошлое”, “Говори правильно”, “Задания повышенной сложности”.
Материал выделяется в три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
I. “Как устроен наш язык”.В нём представлены основы лингвистических знаний, которые усваиваются по годам обучения.
II. “Правописание”. Уроки этого блока призваны сформировать у учащихся навыки грамотного, безошибочного письма.
III. “Развитие речи”. Уроки русского языка в школе должны в первую очередь сформировать у ученика умения правильно, без ошибок создавать собственный текст. Упражнения учебника призваны развивать способности школьника, связанные с письменной речью.
Раздел “Лексика”, входящий в блок “Как устроен наш язык”, введён для изучения во втором классе с целью расширения словарного запаса учащихся, для того, чтобы обратить их внимание на значение слова, на отношения, которые возникают между значениями слов. Материал этого раздела закладывает основы работы по развитию речи в последующих классах.
На уроках русского языка второклассники знакомятся с формами речевого этикета, толковым и орфографическим словариками. Ребятам очень нравились уроки, на которых они работали со словарями.
Хочу привести ещё один пример – из учебника 3 –го класса: урок №118 “Качественные имена прилагательные”. На этом уроке ученики узнают, что имена прилагательные делятся по значению на разряды. Урок начинается с наблюдения за значением качественных прилагательных и только после трёх упражнений, направленных на анализ языкового материала, ученикам предлагается рубрика “Тайны языка”, где их наблюдения обобщаются в форме вывода с примерами. Далее мы вместе с ребятами работаем над упражнением с подсказкой для первичного закрепления. Таким образом, сложный лингвистический материал предлагается на вполне доступном ученику 3-го класса уровне ознакомления.
Объём нашего учебника не позволяет включить в толковый словарик большее число слов, поэтому я пользуюсь дополнительными толковыми словарями: В.В.Репкин. Учебный словарь русского языка, С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка, В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка..
Таким образом, лексическая работа является составной частью первоначального курса русского языка.
Работая над этой темой, считаю, что использование словарей в начальной школе не только оказывает положительное влияние, но и расширяет кругозор, вызывает интерес и любовь к слову, родному языку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беседы с учителем: Второй класс четырёхлетней начальной школы. Под ред. Журовой Л.Е. – М . : Вентана - Граф, 2002. – 320с.
2. Бутузова И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка. Начальная школа №1, 1992.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4 .
4. Иванов С.В., Евдокимова О.А. и др. Русский язык для 2 класса.
5. Иванов С.В., Евдокимова О.А. и др. Русский язык для 3 класса
6. Иванов С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета Начальная школа №9, 2002.
7. Лухтай Л.К. Работа со словарями Начальная школа №5, 1990.
8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя.
9. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов.
10. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Оценка знаний.
11. Словарь иностранных слов.
12. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. Книга для внеклассного чтения.