Автоматизация звука "Р"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели и задачи:

  • воспитывать навыки правильного произношения звука Р в словах, предложениях, текстах;
  • выполнять артикуляционную гимнастику, улучшать дикцию;
  • определять место звука Р в словах;
  • учить использовать в речи антонимы;
  • учить исправлять ошибки в деформированном тексте;
  • развивать связную речь путем заучивания стихотворения;
  • воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: карточки-схемы.

Ход занятия

I. Артикуляционная гимнастика.

Толстые внуки приехали в гости,
с ними худые – лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
и поцеловать они всех потянулись.
Утром проснулись в улыбочку губы,
чистили мы свои верхние зубы,
вправо и влево, внутри и снаружи,
с нижними зубками тоже мы дружим.
Губы сожмем мы и рот прополощем.
И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Блюдца поставим, блины нам положат.
Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо.
Блинчик жуем, завернем и прикусим.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
На нос подуем, мы чай остудили.
Дедушка сделал для внуков качели,
все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прятки играли:
прятались на чердаке и в подвале.
Дедушка скачет на лошади ловко.
Звонкие вязнут на глине подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки
И на опушке мы видим грибочки.

II. Сообщение темы занятия.

Автоматизация звука Р.

– К нам в гости пришел Петрушка, он хочет помочь нам закреплять звук Р.

III. Проговаривание слогов со звуком Р.

ра-ра-ро ра– ро-ру ара ара-оро ра-ара
ры-рэ-ра ры-ру-ра оро уру-ара ро-оро
рэ-ры-ро ро-ра-ры уру оро-иры ру-уру

IV. Дидактическая игра «Вставь в слово после первого звука звук «Р»

Словарный материал:

ковать-кровать кошка-крошка
топка-тропка каска-краска
тушу-трушу пост-прост
дама-драма тут-труд

V. Чистоговорки.

– Петрушка отправляется в путешествие и приглашает нас с собой. Запевайте его веселую песенку:

  • ра-ра-ра – вот высокая гора
  • ро-ро-ро – у Ромы новое ведро
  • ру-ру-ру – заяц грызет кору
  • ру-ру-ру – скачет кенгуру
  • ры-ры ры – Киру кусают комары
  • ор-ор-ор – у Ромы новый топор
  • ур-ур-ур – Рая гонит кур

VI. Определение места звука Р в словах.

Петрушка познакомит вас со словами, которые он знает со звуком Р, а вы определите, где в его словах звук: в начале, середине, конце слова. Приготовьте карточки-схемы.

РОМАШКА, МАРТ, ХОР, МОТОР, СОРОКА, КОМАР, РУКИ, НОРА, МУХОМОР, ПОМИДОР, РУКА, ЗАБОР.

VII. Слова антонимы.

"Скажи наоборот" (по картинкам)

Петрушка вернулся с прогулки, как вы думаете, какой он мог быть?

  • Злой – добрый
  • Больной – здоровый
  • Сутулый – стройный
  • Веселый – грустный т.д.

VIII. Физкультминутка.

На болоте две лягушки, две зеленые подружки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям—физкультпривет!

IX. Востановление предложений со звуком Р.

– У Петрушки есть друг, он еще маленький и плохо говорит. Послушайте и скажите правильно:

...ома покупает ...озы. Шу…а моет …аму.Ю…а учит у…оки.
...ая пишет ...учкой.И…а несет …озу.Мама Ки…ы …аботает вече..ом.
Ю...а иг...ает с ...акетой. Шофе…ы идут в га…аж.
Ню...а ест а...бус. В се…ой ко…бке лежат ста..ые ка…андаши.
...омашки ...астут в т....аве.
Ма...уся соби...ает у...ожай.

X. Восстановление деформированных предложений (по картинкам).

– А еще друг принес Петрушке картинку и подписал ее. Исправьте ошибки.

Дровами рубят топор.
На радуге небо.
Сахар грызет Иру.
Горшок растет в розе.
Градусник несет врача.
Забор красит Рому.

XI. Заучивание стихотворения.

В яркой куртке мухомор
Гордо сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдем на косогор

XII. Итог занятия.