Урок по теме "Умножение двузначного числа на однозначное"

Разделы: Начальная школа


Все дети любят сказки. Что же особенного в этих сказках и почему они так необходимы для развития малыша? Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Язык сказок понятен малышу. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". В каждой сказке отображается определенная модель поведения, которая чему-то учит ребенка. С помощью сказки мы можем оградить малыша от различных внутренних страхов и недостатков в поведении. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым и чутким к окружающим с самого раннего возраста. Из сказки малыш черпает свои первые представления о справедливости и несправедливости, когда старшие братья обижают младшего. Сказки помогают детям гармонично развиваться, учат многому полезному, что пригодится им во взрослой жизни и это факт. Сказки приоткрывают дверь в сложный и многогранный мир, поучают и развлекают одновременно, вот почему их нельзя заменить ничем.

Цели урока:

  • Закрепление правила умножения двузначного числа на однозначное;
  • Закрепление умения решать задачи;
  • Работать над расширением математического кругозора, развивать мышление, речь.

Оборудование: учебник “Математика” М И. Моро 3 класс, рабочие тетради, карточка “Математическое лото”, презентация, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Откроем тетради и запишем число и классная работа.

II. Актуализация знаний.

Определить тему и цели урока поможет выполнение этого задания.

Вначале отгадаем загадку:

А каком времени года идет речь?

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.

(Зима)

Зимой очень красиво, особенно когда идет снег. Вот и у нас на экране полетели снежинки.

1. Заменим суммой разрядных слагаемых числа: 24, 28, 32, 36, 48.

Это задание поможет нам умножать двузначное число на однозначное.

Эти числа взяты не случайно. В них есть закономерность, какая?

Оказывается, это года прохождение зимних олимпиад. Поэтому урок математики пройдет под девизом: “ Ловкие, сильные, смелые”

Мы закрепим изученное правило умножения двузначного числа на однозначное, а так же решение уравнений, задач. Узнаем новое и интересное про олимпийские игры.

Вспомним, как умножить двузначное число на однозначное?

Алгоритм

  1. Заменю двузначное число суммой разрядных слагаемых.
  2. Получится произведение суммы на число.
  3. Умножу каждое слагаемое на это число.
  4. Полученные результаты сложу.

III. Устный счет.

30 января 1948 года прошла пятая зимняя олимпиада в Швейцарии в городе Санкт-Морице.

Разыгрывалось 22 комплекта наград по 9 дисциплинам. В программу игр были включены состязания по одному очень интересному виду спорта (скелетону). Причина в том, что на тот момент трасса для него была только в Швейцарии.

Какой вид спорта был включен, поможет узнать Игра “Математическое лото”

У вас карточки с числами. Зачеркните число, которое получите.

  1. Найдите частное 64 и 8.
  2. 7 увеличить в 5 раз.
  3. Найдите произведение 2 и 6.
  4. Если к неизвестному числу прибавим 5, то получим 85. Найдите неизвестное число.
  5. Первый множитель 9, второй – 5. Найдите произведение.
  6. 12 увеличьте на столько же.
  7. На сколько 100 больше 37.
  8. 5 умножить на 10.

Проверка. Какие числа зачеркнули?

8

35

12

80

45

24

63

50

н

е

о

с

л

т

к

е

Расположите числа в порядке убывания и узнаете, какое слово зашифровано.

80

63

50

45

35

24

12

8

с

к

е

л

е

т

о

н

Скелетон – зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух или четырех заездов.

В 1882 г., когда катание на лыжах было еще неизвестно в центральной Европе, английские солдаты построили санную трассу. Она была очень извилистой. Катание было на специальных санях из металла. Осмотрев новую конструкцию саней, сделали вывод, что они похожи на скелет. По этой легенде именно тогда и начали так называть этот вид спорта.

IV. Повторение способов умножения.

Время бежит очень быстро. И вот уже 2006 год

XX Зимние Олимпийские Игры 2006! Они походили в Италии, городе Турине. Сотни спортсменов со всего мира встретятся на заснеженных горных склонах и на ледовом катке. Но занять первые места удастся лишь самым сильным и ловким, тем, кто отдавал все силы тренировке и поставил перед собой четкую цель – добиться победы и завоевать золотую медаль.

Российская сборная завоевала 23 медали, из них золотых 11, 6 серебряных и 3 бронзовые. Третье командное место.

Мы не будем отставать от олимпийцев, будем завоёвывать свои математические победы.

Нам же предстоит объяснить, почему верны эти равенства.

8 · 3 + 7 · 3 = (8 + 7) · 3
6 · 8 + 4 · 8 = 10 · 8
17 · 5 + 3 · 5 = (17 + 3) · 5

Какое свойство умножения использовали? (Умножения суммы чисел на число)

Вы замечательно справились с этим заданием.

V. Работа по учебнику.

XXI зимних Олимпийских играх в Ванкувере (Канада) в 2010 году. Талисманами Олимпиады стали: Sumi (птица-гром), Quatchi (снежный человек), Miga (морской медведь).

Сборная России в общекомандном зачете заняла 11 место, завоевав 15 медалей: 3 золотые,

5 серебряных и 7 бронзовых.

Как и на любой Олимпиаде, в Ванкувере были зафиксированы рекорды.

Выполнив задание по учебнику с. 9 №2, вы узнаете рекордсменов.

14 · 6 = 84 15 · 6 = 90
19 · 4 = 76 5 · 20 = 100
3 · 26 = 78 18 · 2 = 36

Выполняя это задание, используйте алгоритм вычисления.

Итак, рекорды были в конькобежном спорте и шорт-треке.

Конькобежный спорт – скоростной бег на коньках.

Шорт-трек– разновидность скоростного бега на коньках. Проводится на короткой овальной замкнутой дорожке с длиной круга 111,12 м.

Иван Скобрев (конькобежный спорт, 5000 метров, 10000 метров) – 2 бронзы.

Чтобы добиваться побед, нужна каждодневная тренировка и хорошее здоровье. Нам на уроке помогает в этом физкультминутка.

VI. Физминутка

Выполнение движений под музыку.

VII. Работа над пройденным материалом. Решение задач.

Как вы думаете, на каком виде транспорта спортсмены будут прибывать на Олимпийские игры?

Мы с вами можем изготовить похожие виды транспорта?

Да, если это будет конструктор.

В задаче № 4 на с. 9, мальчик решил из конструктора сделать поезд.

Прочитаем задачу. О чём эта задача?

Что известно в задаче? Запишем краткую запись.

Какой вопрос в задаче?

Составим план решения.

  1. 54 – 12 = 42 (д.) – осталось
  2. 42 : 7 = 6 (в.)

Ответ: получилось 6 вагонов.

Пока мы решали задачу, к нам на урок пришли гости, любящие спорт и соревнования.

Как вы думаете, кто они? Посмотрите на экран.

Это животные будут талисманом на XXII Олимпийских играх 2014 года в г. Сочи.

Эстафета Олимпийского огня начнётся в Москве 7 октября 2013 года и закончится в Сочи

7 февраля 2014 года. Факел – это перо Жар – птицы, символизирует лед и пламя.

В эстафете олимпийского огня примут участие 14 тыс. факелоносцев. За 58 дней, которые организаторы отводят на этот этап, олимпийский огонь увидят жители 45 городов. Предполагается, что в ходе своего путешествия олимпийский огонь побывает на самом глубоком озере мира — Байкале, на высочайшей европейской горной вершине — Эльбрусе, на Северном полюсе. Кроме того, планируется отправить огонь в космос.

Расстояние, которое пройдет олимпийский огонь большое. Посмотрите на карту.

Начертить отрезком такое расстояние в тетради невозможно, но начертить три отрезка, мы сможем.

Выполним № 6 с. 9.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Успешно выполнили все задания.

Какие математические знания и умения помогли нам справиться с заданиями на уроке?

В каких городах проходили Олимпийские игры?

Попробуйте оценить свою работу на уроке и дополните предложения (слайд).

  • Интересным было…
  • Мне понравилось…
  • Мне бы хотелось…

IX. Домашнее задание.

С. 9 № 5, № 7

Узнать, есть ли параолимпийские игры?

Презентация

Интернет – ресурсы:

Видео-приложение