Цели:
1) продолжить формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в
корне слова и умение подбирать проверочные слова разными способами;
2) развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу
слова, правильно составлять предложения по заданной теме;
3) воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, воспитывать бережное
отношение к животным.
Оборудование: музыка П. И. Чайковского “ Вальс цветов” ; вальс Г. Свиридова “ Метель”; картинки с изображением зимней природы; карточки-снежинки со словарными словами; карточки с опорными словами для мини-сочинения о зиме; красочно оформленные листы для написания сочинения; стихотворение И. Сурикова “ Зима”; отрывки из стихотворений А.Пушкина “ Вот север, тучи нагоняя…”, С Есенина “ Заметает пурга белый путь…”, карточки индивидуального опроса.
Предварительная подготовка: подготовить с учащимися выразительное чтение стихов. Дать задание ученикам дома оформить лист бумаги для написания своего сочинения.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Улыбнулись. Бодрость духа и хорошее настроение мы должны сохранить на протяжении всего урока.
2. Повторение изученного материала.
1) – Давайте послушаем внимательно, что сегодня мы приготовили к уроку.
(Звучит музыка П. Чайковского “Вальс цветов”.)
1-й ученик:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
2-й ученик:
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы –
И зима настала.
2) – Долго в этом году мы ждали снежной зимы. Но она приходит, как всегда, неожиданно. Засыпает дома снегом и хозяйничает по-царски. Взмахнет рукавом, подхватит и закружит в вальсе подружек – снежинок.
Мороз рисует на стеклах узоры, а вот такой узор поможет вам овладеть скоростью.
(Учитель открывает запись на доске.)
3) – Но, чтобы лучше написать такой узор, необходимо размять наши пальчики.
Внимание, девочки!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Гимнастика для пальчиков.
а) “Солнышко”.
– Как светит солнышко летом? (Широко растопырить пальцы.)
– Как светит солнышко осенью? (Пальцы полусогнуты.)
– Как светит солнышко зимой? (Пальцы в щепотку.)
б) – Возьмите в руки ручку и покатайте ее между ладонями.
в) “Моем ручки”.
г) “Замок”.
д) “Здравствуйте”.
3. Чистописание.
1. – Положите правильно тетради, возьмите ручки, сядьте правильно и пропишите одну строчку узора – сочетания.
2. П...ёт з...ма, аукает, мохнатый лес б...юкает.
– Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
4. Сообщение темы урока.
1) – Какие буквы вы видите на доске?
а о е ё и я э ы у ю (гласные)
– Сколько гласных букв? (10)
– Сколько гласных звуков вы знаете? (6)
– Назовите. (а, о, и, у, э, ы)
– Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные.)
– Какие гласные буквы надо проверять? (Безударные гласные.)
– Как проверить безударную гласную в корне?
Дети хором: – Надо вспомнить памятку:
Чтоб развеять все сомнения,
Гласный ставь под ударение!
2) – Прочитайте на доске слова.
укр...шает, з...ма, сн...говик
– Запишите слова в тетрадях, вставляя пропущенные буквы.
– Что общего между этими словами?
– Какое правило спряталось в них? (Безударные гласные в корне слова.)
– Как проверить безударные гласные в корне?
3) – Сегодня мы с вами продолжим изучать тему “Правописание безударных гласных в корне”. Одновременно мы поговорим на тему “Зима в природе”.
4) Работа с веерами. Игра “Не ошибись”.
– Сейчас я буду показывать слова, а вы должны показать букву, которую нужно вставить и доказать.
З...ма, т...мнота, т...шина, др...жит, х...лодный, к...рмушка, сн...говик, зам...ла, л...дяной.
5. Словарная работа.
– Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам со словарными словами.
– Вставьте пропущенные буквы.
Вет...р, м...роз, сев...р, п...года, мес...ц, к...нъки, к...ртофель, р...кета,. Р...бота, в...сток, д...кабрь, с...нтябрь, ф...враль, з...бавы.
– Выберите и выпишите слова, подходящие к нашей зимней теме.
– С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С
непроверяемыми.)
– Скажите, как мы можем проверить безударную гласную в корне? (Изменить
форму слова или подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы на эту гласную
падало ударение.)
– Ребята, верное пользование этим правилом в письменной речи очень важно для
понимания высказывания.
– “Недавно я встретила своего соседа Сашу, вашего ровесника. Он был очень
расстроен, так как поссорился со своим другом Женей. Вот как это произошло.
Вернувшись из школы, Женя обнаружил дома записку от Саши: “Женя, выходи вечером
гулять с мечом.” (На доске.)
Вечером, когда мальчики встретились, Саша был очень удивлен: у Жени в руках была игрушечная сабля. Саша спросил: “Зачем ты принес меч? Мы же будем играть в футбол!” “Ты же сам мне велел!” – рассердился Женя и ушел.”
– Давайте поможем примириться друзьям!
– Из-за чего возникло недоразумение? (Не поняли друг друга, т.к. Саша в
записке написал не верно слово.)
– Каким правилом не умеет пользоваться Саша? Давайте найдем ошибку, которую
он допустил в слове.
Мечом – меч;
мячом – мяч.
– Видите, из-за одной не верно написанной буквы, может измениться смысл не только слова, но и всего высказывания, и могут возникнуть различные нелепые ситуации.
Физкультминутка для глаз.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров!
6. Работа по развитию речи.
1) – Прочитайте текст. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картинку, (на доске).
З...мой рус...кий лес сказочен и ч...десен. Снег укр...шает пуш...стые ветки д...р...вьев. Смолистые ш...шки в...сят на елках. В снежном уборе ст...ят красавицы б...рё...ки.
2) Проверка.
3) – Запишите под диктовку слова и разберите по составу: Заморозки, морозный, снежный, зимний.
4) – Великолепен вид зимней природы. Кусты и деревья принакрылись пушистым снегом, но не просто живется нашим меньшим братьям – животным в зимних условиях.
– Составьте из слов каждой строчки предложение. Подберите подходящую картину к данному тексту.
1) Морозы, трескучие, на стояли, улице.
2) Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
3) Прилетели, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.
– О чем идет речь в предложениях? (О том как мальчик кормил зимой
птиц.)
– Почему птицам надо зимой помогать?
– Найдите слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочное.
– Разберите первое предложение по членам предложения.
Физкультминутка.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились.
И еще раз повторили, (наклоны в сторону)
Приседаем мы по счету,
Раз – два – три – четыре – пять.
Это нужная работа –
Мышцы ног тренировать, (приседание)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Раз – рывок и два – рывок.
Продолжаем наш урок.
5) – Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с ее суровым характером все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, но и чудесные стихотворные строки.
А. С. Пушкин писал:
“Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов...”
– А вот как писал о зиме С..А.Есенин:
“Заметает зима белый путь...
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути,
Не проехать в лесу, не пройти...”
– Мы тоже с вами попробуем написать красивые строки о зиме, но только не в стихах, а в прозе.
6) Самостоятельная работа.
– Вы напишите мини – сочинение на оформленных вами листах. Перед вами лежат карточки с названием темы и опорными словами. Прочитайте их, подумайте и начинайте писать сочинение.
(Звучит спокойная тихая музыка. Дети пишут сочинение.)
Вариант 1.
“Зимнее утро”.
Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой, белой скатертью; побежали к горке.
Вариант 2.
“Кормушки”.
Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилету. (Если останется время на уроке, можно зачитать.)
7. Подведение итогов.
– Какие темы звучали на уроке?
– Что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную?
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
– Найти и записать в тетрадь 2 четверостишия о зиме, выделить все знакомые орфограммы.