Правописание безударных гласных в корне. Зима в природе. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

1) продолжить формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в корне слова и умение подбирать проверочные слова разными способами;
2) развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по заданной теме;
3) воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: музыка П. И. Чайковского “ Вальс цветов” ; вальс Г. Свиридова “ Метель”; картинки с изображением зимней природы; карточки-снежинки со словарными словами; карточки с опорными словами для мини-сочинения о зиме; красочно оформленные листы для написания сочинения; стихотворение И. Сурикова “ Зима”; отрывки из стихотворений А.Пушкина “ Вот север, тучи нагоняя…”, С Есенина “ Заметает пурга белый путь…”, карточки индивидуального опроса.

Предварительная подготовка: подготовить с учащимися выразительное чтение стихов. Дать задание ученикам дома оформить лист бумаги для написания своего сочинения.

Ход урока

 1. Организационный момент.

– Улыбнулись. Бодрость духа и хорошее настроение мы должны сохранить на протяжении всего урока.

2. Повторение изученного материала.

1) – Давайте послушаем внимательно, что сегодня мы приготовили к уроку.

(Звучит музыка П. Чайковского “Вальс цветов”.)

1-й ученик:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...

2-й ученик:

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы –
И зима настала.

2) – Долго в этом году мы ждали снежной зимы. Но она приходит, как всегда, неожиданно. Засыпает дома снегом и хозяйничает по-царски. Взмахнет рукавом, подхватит и закружит в вальсе подружек – снежинок.

Мороз рисует на стеклах узоры, а вот такой узор поможет вам овладеть скоростью.

(Учитель открывает запись на доске.)

3) – Но, чтобы лучше написать такой узор, необходимо размять наши пальчики.

Внимание, девочки!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

Гимнастика для пальчиков.

а) “Солнышко”.

Как светит солнышко летом? (Широко растопырить пальцы.)
Как светит солнышко осенью? (Пальцы полусогнуты.)
Как светит солнышко зимой? (Пальцы в щепотку.)

б) – Возьмите в руки ручку и покатайте ее между ладонями.

в) “Моем ручки”.
г) “Замок”.
д) “Здравствуйте”.

3. Чистописание.

1. – Положите правильно тетради, возьмите ручки, сядьте правильно и пропишите одну строчку узора – сочетания.

2. П...ёт з...ма, аукает, мохнатый лес б...юкает.

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

4. Сообщение темы урока.

1) – Какие буквы вы видите на доске?

а о е ё и я э ы у ю (гласные)

Сколько гласных букв? (10)
Сколько гласных звуков вы знаете? (6)
Назовите. (а, о, и, у, э, ы)
Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные.)
Какие гласные буквы надо проверять? (Безударные гласные.)
Как проверить безударную гласную в корне?

Дети хором: – Надо вспомнить памятку:

Чтоб развеять все сомнения,
Гласный ставь под ударение!

2) – Прочитайте на доске слова.

укр...шает, з...ма, сн...говик

Запишите слова в тетрадях, вставляя пропущенные буквы.
– Что общего между этими словами?
– Какое правило спряталось в них? (Безударные гласные в корне слова.)
Как проверить безударные гласные в корне?

3) – Сегодня мы с вами продолжим изучать тему “Правописание безударных гласных в корне”. Одновременно мы поговорим на тему “Зима в природе”.

4) Работа с веерами. Игра “Не ошибись”.

Сейчас я буду показывать слова, а вы должны показать букву, которую нужно вставить и доказать.

З...ма, т...мнота, т...шина, др...жит, х...лодный, к...рмушка, сн...говик, зам...ла, л...дяной.

5. Словарная работа.

– Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам со словарными словами.
– Вставьте пропущенные буквы.

Вет...р, м...роз, сев...р, п...года, мес...ц, к...нъки, к...ртофель, р...кета,. Р...бота, в...сток, д...кабрь, с...нтябрь, ф...враль, з...бавы.

– Выберите и выпишите слова, подходящие к нашей зимней теме.
– С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С непроверяемыми.)
– Скажите, как мы можем проверить безударную гласную в корне? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.)
– Ребята, верное пользование этим правилом в письменной речи очень важно для понимания высказывания.
– “Недавно я встретила своего соседа Сашу, вашего ровесника. Он был очень расстроен, так как поссорился со своим другом Женей. Вот как это произошло. Вернувшись из школы, Женя обнаружил дома записку от Саши: “Женя, выходи вечером гулять с мечом.” (На доске.)

Вечером, когда мальчики встретились, Саша был очень удивлен: у Жени в руках была игрушечная сабля. Саша спросил: “Зачем ты принес меч? Мы же будем играть в футбол!” “Ты же сам мне велел!” – рассердился Женя и ушел.”

– Давайте поможем примириться друзьям!
– Из-за чего возникло недоразумение? (Не поняли друг друга, т.к. Саша в записке написал не верно слово.)
– Каким правилом не умеет пользоваться Саша? Давайте найдем ошибку, которую он допустил в слове.

Мечом – меч;
мячом – мяч.

– Видите, из-за одной не верно написанной буквы, может измениться смысл не только слова, но и всего высказывания, и могут возникнуть различные нелепые ситуации.

Физкультминутка для глаз.

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров!

6. Работа по развитию речи.

1) – Прочитайте текст. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картинку, (на доске).

З...мой рус...кий лес сказочен и ч...десен. Снег укр...шает пуш...стые ветки д...р...вьев. Смолистые ш...шки в...сят на елках. В снежном уборе ст...ят красавицы б...рё...ки.

2) Проверка.

3) – Запишите под диктовку слова и разберите по составу: Заморозки, морозный, снежный, зимний.

4) – Великолепен вид зимней природы. Кусты и деревья принакрылись пушистым снегом, но не просто живется нашим меньшим братьям – животным в зимних условиях.

– Составьте из слов каждой строчки предложение. Подберите подходящую картину к данному тексту.

1) Морозы, трескучие, на стояли, улице.

2) Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.

3) Прилетели, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

О чем идет речь в предложениях? (О том как мальчик кормил зимой птиц.)
Почему птицам надо зимой помогать?
– Найдите слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочное.
– Разберите первое предложение по членам предложения.

Физкультминутка.

Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились.
И еще раз повторили, (наклоны в сторону)
Приседаем мы по счету,
Раз – два – три – четыре – пять.
Это нужная работа –
Мышцы ног тренировать, (приседание)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Раз – рывок и два – рывок.
Продолжаем наш урок.

5) – Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с ее суровым характером все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, но и чудесные стихотворные строки.

А. С. Пушкин писал:

“Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов...”

– А вот как писал о зиме С..А.Есенин:

“Заметает зима белый путь...
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути,
Не проехать в лесу, не пройти...”

– Мы тоже с вами попробуем написать красивые строки о зиме, но только не в стихах, а в прозе.

6) Самостоятельная работа.

– Вы напишите мини – сочинение на оформленных вами листах. Перед вами лежат карточки с названием темы и опорными словами. Прочитайте их, подумайте и начинайте писать сочинение.

(Звучит спокойная тихая музыка. Дети пишут сочинение.)

Вариант 1.

“Зимнее утро”.

Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой, белой скатертью; побежали к горке.

Вариант 2.

“Кормушки”.

Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилету. (Если останется время на уроке, можно зачитать.)

7. Подведение итогов.

Какие темы звучали на уроке?
– Что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную?

8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

Найти и записать в тетрадь 2 четверостишия о зиме, выделить все знакомые орфограммы.