В настоящее время одним из направлений модернизации российского образования является его информатизация, под которой понимается процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки средств информатизации и компьютерных (информационных и коммуникационных) технологий, ориентированных на достижение образовательных целей. Нормативной основой для решения данной проблемы выступают: Закон Российской Федерации “Об образовании”; “Национальная доктрина образования до 2025 года”; “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”; федеральная целевая программа “Электронная Россия (2002–2010 гг.)”. Названные документы определяют основные задачи и ориентиры информатизации образования, в числе которых – подготовка педагогических кадров, обладающих высоким уровнем информационно-компьютерной компетентности.
Так в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, указано, что учитель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Учитывая вышеизложенное, информационно-компьютерную компетентность учителя – важнейшая составляющая его профессиональной компетентности.
Одна из важнейших задач курсов повышения квалификации учителей – способствовать профессиональному росту педагогов в области информационно-коммуникационных технологий.
Дистанционные курсы повышения квалификации педагогического университета “Первое сентября” “Интернет-ресурсы на уроках географии” (автор Д.В. Заяц) призваны помочь учителю научиться самостоятельно ориентироваться в сети Интернет. Выполненные в процессе обучения задания, отобранные сайты можно применять на уроках географии.
Приведу примеры отобранных объектов и заданий для работы в системе http://wikimapia.org, которые могут быть предложены школьникам на уроках географии.
1. Темы: Россия на карте мира. Географическое положение России. Границы и административно-территориальное устройство России. Сухопутные и морские границы России. Россия на карте мира. Объект: Куршская коса (55.25 с.ш.; 20.31 в.д.). На данном объекте целесообразно формировать представления крайних точках, о морских границах, о проблемах их демаркации.
Примеры заданий:
- Определите, в каком море находится Куршская коса?
- Назовите географические координаты.
- Назовите залив, который отделяет коса.
- Каким государствам принадлежит коса?
- К какому субъекту федерации относится коса?
- Найдите информацию о происхождении названия косы.
- Какой здесь находится особо охраняемый объект природы?
2. Темы: Внутренние воды и водные ресурсы. Водные ресурсы и человек. Объект: Угличское водохранилище (57.26 с.ш.; 37.86 в.д.). Наглядность – водохранилище руслового типа. Возможность сформировать представления о проблемах регулирования стока рек (в частности, Волги), выявлять и объяснять положительные и отрицательные последствия возведения водохранилищ.
Примеры заданий:
- На копии снимка подпишите впадающие и вытекающие реки.
- Сопоставив снимок с картой административно-территориального деления в атласе, определите, в каких субъектах находится вдхр.
- Как используется вдхр.?
- Какие последствия строительства вдхр. вы можете назвать?
- Назовите объекты, свидетельствующие об отрицательных последствиях возведения вдхр.
3. Темы: Население России. Городское и сельское население. Объект: Город Кандалакша (67.16 с.ш.; 32.41 в.д.). Возможность изучать территориальную структуру города. Возможность на конкретных примерах сформировать знания о видах городов по численности и функциям.
Примеры заданий:
- На каком море находится город?
- Найдите расположение порта.
- Найдите промышленные объекты.
- Определите территориальную структуру города.
- Определите специализацию Кандалакши.
4. Темы: Первичный сектор. Горнодобывающая промышленность. Объект: Соляной рудник (карьер) Дус-Даг Соляной рудник (карьер) Дус-Даг (50.71 с.ш.; 92.73в.д.). Наглядность – хороши видны слои соли, котловины озер.
Примеры заданий:
- Определите, в каком субъекте находится озеро.
- С каким государством здесь проходит граница?
- По снимку определите, каким способом вывозят соль?
- Как называется населенный пункт, возникший на основе месторождения.
5. Темы: Вторичный сектор. ТЭК. Электроэнергетика. Объект: (53.44 с.ш.; 49.47 в.д.). Значимость объекта в экономике страны – одна из крупнейших ГЭС. Наглядность – хорошо видно устройство ГЭС.
Примеры заданий:
- На копии снимка подпишите элементы ГЭС, реку и вдхр. Около каких городов она находится?
- Найдите шлюзы. Зачем они нужны?