Примеры заданий в сети Интернет для уроков географии

Разделы: География


В настоящее время одним из направлений модернизации российского образования является его информатизация, под которой понимается процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки средств информатизации и компьютерных (информационных и коммуникационных) технологий, ориентированных на достижение образовательных целей. Нормативной основой для решения данной проблемы выступают: Закон Российской Федерации “Об образовании”; “Национальная доктрина образования до 2025 года”; “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”; федеральная целевая программа “Электронная Россия (2002–2010 гг.)”. Названные документы определяют основные задачи и ориентиры информатизации образования, в числе которых – подготовка педагогических кадров, обладающих высоким уровнем информационно-компьютерной компетентности.

Так в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, указано, что учитель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Учитывая вышеизложенное, информационно-компьютерную компетентность учителя – важнейшая составляющая его профессиональной компетентности.

Одна из важнейших задач курсов повышения квалификации учителей – способствовать профессиональному росту педагогов в области информационно-коммуникационных технологий.

Дистанционные курсы повышения квалификации педагогического университета “Первое сентября” “Интернет-ресурсы на уроках географии” (автор Д.В. Заяц) призваны помочь учителю научиться самостоятельно ориентироваться в сети Интернет. Выполненные в процессе обучения задания, отобранные сайты можно применять на уроках географии.

Приведу примеры отобранных объектов и заданий для работы в системе http://wikimapia.org, которые могут быть предложены школьникам на уроках географии.

1. Темы: Россия на карте мира. Географическое положение России. Границы и административно-территориальное устройство России. Сухопутные и морские границы России. Россия на карте мира. Объект: Куршская коса (55.25 с.ш.; 20.31 в.д.). На данном объекте целесообразно формировать представления крайних точках, о морских границах, о проблемах их демаркации.

Примеры заданий:

  • Определите, в каком море находится Куршская коса?
  • Назовите географические координаты.
  • Назовите залив, который отделяет коса.
  • Каким государствам принадлежит коса?
  • К какому субъекту федерации относится коса?
  • Найдите информацию о происхождении названия косы.
  • Какой здесь находится особо охраняемый объект природы?

2. Темы: Внутренние воды и водные ресурсы. Водные ресурсы и человек. Объект: Угличское водохранилище (57.26 с.ш.; 37.86 в.д.). Наглядность – водохранилище руслового типа. Возможность сформировать представления о проблемах регулирования стока рек (в частности, Волги), выявлять и объяснять положительные и отрицательные последствия возведения водохранилищ.

Примеры заданий:

  • На копии снимка подпишите впадающие и вытекающие реки.
  • Сопоставив снимок с картой административно-территориального деления в атласе, определите, в каких субъектах находится вдхр.
  • Как используется вдхр.?
  • Какие последствия строительства вдхр. вы можете назвать?
  • Назовите объекты, свидетельствующие об отрицательных последствиях возведения вдхр.

3. Темы: Население России. Городское и сельское население. Объект: Город Кандалакша (67.16 с.ш.; 32.41 в.д.). Возможность изучать территориальную структуру города. Возможность на конкретных примерах сформировать знания о видах городов по численности и функциям.

Примеры заданий:

  • На каком море находится город?
  • Найдите расположение порта.
  • Найдите промышленные объекты.
  • Определите территориальную структуру города.
  • Определите специализацию Кандалакши.

4. Темы: Первичный сектор. Горнодобывающая промышленность. Объект: Соляной рудник (карьер) Дус-Даг Соляной рудник (карьер) Дус-Даг (50.71 с.ш.; 92.73в.д.). Наглядность – хороши видны слои соли, котловины озер.

Примеры заданий:

  • Определите, в каком субъекте находится озеро.
  • С каким государством здесь проходит граница?
  • По снимку определите, каким способом вывозят соль?
  • Как называется населенный пункт, возникший на основе месторождения.

5. Темы: Вторичный сектор. ТЭК. Электроэнергетика. Объект: (53.44 с.ш.; 49.47 в.д.). Значимость объекта в экономике страны – одна из крупнейших ГЭС. Наглядность – хорошо видно устройство ГЭС.

Примеры заданий:

  • На копии снимка подпишите элементы ГЭС, реку и вдхр. Около каких городов она находится?
  • Найдите шлюзы. Зачем они нужны?