Актуальность: каждый преподаватель должен иметь свой интересный инструмент познания, который станет интересен и ученикам, а также способствует им быть активными участниками учебного процесса. (Приложение, слайд 2)
Цель: каждый преподаватель должен иметь свой интересный инструмент познания, который станет интересен и ученикам, а также способствует им быть активными участниками учебного процесса.
Задачи: Отработка алгоритма применения кейс-технологии; Формирование умения использовать полученные навыки для решения актуальных педагогических проблем. (Приложение, слайд 3)
Кейс-технология
Это метод активного проблемно–ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! (Приложение, слайд 4)
Этапы кейс метода
- Представление конкретных жизненных ситуаций;
- Осмысление ситуаций, не имеющих однозначного решения;
- Актуализация комплекса знаний для решения проблемы;
- Выработка моделей действий для разрешения ситуаций. (Приложение, слайд 5)
Работа ученика с кейсом
- 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
- 2 этап — выделение основной проблемы (проблем);
- 3 этап — анализ принятия того или иного решения;
- 4 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения. (Приложение, слайд 6)
Действия учителя
- создание кейса или использование уже имеющегося;
- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
- работа с кейсом;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
- оценивание учащихся преподавателем. (Приложение, слайд 7)
Источники кейсов
- Реальная жизнь;
- Средства массовой информации;
- Анализ научных статей, монографий;
- Художественная и публицистическая литература;
- Интернет. (Приложение, слайд 8)
- Кейс по теме “Давление”
Проблема
Может ли современное общество развиваться вне связи с таким физическим явлением как давление? (Приложение, слайд 9)
“Медицина”
Проблема: Может ли современная медицина развиваться вне связи с таким физическим явлением, как ДАВЛЕНИЕ?
Вопросы к кейсу:
1. Почему человек в условиях высокогорья чувствует недомогание?
2. Какие отклонения в самочувствии часто ощущают люди в условиях высокогорья? Как с точки зрения медицины и физических процессов можно объяснить причины ухудшения самочувствия?
3. Действие, каких медицинских приборов обусловлено воздействием давления на организм человека?
4. Можно ли исключить использование приборов в медицинской практике? (Приложение, слайд 14)
“Техника”
Проблема: Может ли современная техника развиваться вне связи с таким физическим явлением, как ДАВЛЕНИЕ?
Вопросы к кейсу:
1. По каким дорогам могут передвигаться танки?
2. Пройдёт ли танк, если настил выдерживает P = 15000 Па?
3. Применяется ли способ передвижения настила в природе, в технике?
4. Можно ли исключить такой способ преодоления препятствия и в будущем обойтись без него? (Приложение, слайд 15)
“Служба спасения”
Проблема: Может ли современная служба спасения развиваться вне связи с таким физическим явлением, как ДАВЛЕНИЕ?
Вопросы к кейсу:
1. Что нужно сделать, чтобы уменьшить давление на лед?
2. Пройдёт ли человек, если лед выдерживает P = 15000 Па?
3. Применяется ли такой способ спасения тонущего человека в настоящее время?
4. Можно ли исключить такой способ спасения и в будущем обойтись без него?
(Приложение, слайд 16)
Рефлексия
Всесторонне изучив данную проблему, пришли к выводу, что современное общество не может развиваться вне связи с таким физическим явлением как давление. (Приложение, слайд 17)
Вывод
Преимущества кейс-технологий
- использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение;
- получение навыков работы в команде;
- выработка навыков простейших обобщений;
- выработка навыков вести презентации, пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. (Приложение, слайд 18)