"Путешествие в сказочный Лес Грамотности". Досуг для детей с ФФНР подготовительной к школе группы

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛИ:

  • Развивать у детей познавательный интерес;
  • Развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание и память, мыслительные процессы, воображение;
  • Развивать пространственные представления, умение ориентироваться в пространстве;
  • Формировать фонематическое восприятие;
  • Закреплять знание букв А, О, У, Э, Ы, Л, М, Н, Р, Я, Ю, Е, Ё, И;
  • Закреплять понятия “гласные” и “согласные” звуки;
  • Закреплять умение различать гласные и согласные звуки и их обозначения – красный и синий квадраты;
  • Закреплять умение определять мягкость согласного, знание обозначения мягкого согласного – зеленый квадрат;
  • Закреплять умение чтения слогов со знакомыми буквами;
  • Формировать навыки самоконтроля.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Искусственные елки (2-3 шт.).
  • Корзинка, в которой лежат листы с логическими задачами.
  • Магнитная доска.
  • Игрушки: белка, ежик, енот, лиса.
  • Костюм совы.
  • “Грамота” с загадками для совы.
  • Грибы с написанными на них гласными и согласными буквами, синяя и красная миски.
  • “Речка” из куска ткани.
  • Бельевая веревка, прищепки синего, красного и зеленого цвета, футболки из цветного картона с написанными на них именами (Лена, Рома, Юра, Мила).
  • Большая корзина (нора для лисы).
  • Лист “Домик простых и “хитрых” гласных”.
  • Карточки с буквами.
  • Поезд, построенный из мягких блоков и детских стульев.

ХОД ДОСУГА

1. Организационный момент

Ведущий: “Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в Лес Грамотности. Приглашаю вас в наш сказочный поезд. А по дороге давайте вспомним, какие бывают буквы и звуки (гласные и согласные). А чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем). А как узнать, что это гласный звук (если звук можно петь и воздух при этом не встречает преград во рту). Гласный звук мы поем голосом, гласим, поэтому он и гласный. А согласные звуки петь не получится. Они согласны, чтобы их не пели. Зато их можно рычать, мычать, шипеть и жужжать”.

Педагог показывает карточки с буквами, дети их называют и определяют, гласная буква или согласная.

2. Встреча с белочкой (решение логических задач)

На полянке детей встречает белочка и говорит, что хочет ребят проверить на сообразительность. Она раздает ребятам из корзинки по записочке. В записке нарисовано несколько предметов. Нужно найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

3. Сбор грибов (различение гласных и согласных букв)

Ведущий: “Посмотрите, сколько на поляне растет грибов. Ребята, грибы-то непростые, а с буквами. Вот какие чудеса на поляне грамотности. Ой, а вот и ежик. Здравствуй, Дедушка Ёж. Что? Тебе нужна наша помощь? Мы с ребятами быстро управимся с твоим делом. Но для этого надо вспомнить, каким цветом мы обозначаем гласные буквы (красным), а каким согласные (синим). Дедушка Ёж попросил вас собрать грибы с гласными буквами в красную мисочку, а с согласными буквами - в синюю. Начинаем по команде, каждый берет одну букву и относит ее в нужную миску: раз, два, три, буквы собери”.

Дети собирают грибы с буквами и раскладывают их по мискам. Затем все вместе проверяют, правильно ли разложены буквы и прощаются с ежиком.

4. Встреча с Мудрой Совой (отгадывание загадок)

Педагог подводит детей к дереву, на котором сидит Мудрая Сова: “Знакомьтесь, ребята, это Мудрая Сова. Здравствуй, Сова. Сова очень долго живет на белом свете, много всего повидала, знает много интересных загадок. Сова хочет проверить, какие внимательные наши ребята. Нужно внимательно послушать загадку, отгадать ее и назвать число, которое было в этой загадке”.

Сова загадывает загадки:

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. (Цапля)

Две полоски на снегу оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой, а они опять за мной. (Лыжи)

У него глаза цветные. Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими смотрит сверху на меня. (Светофор)

На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу.
На мне ты будешь отдыхать, когда устанешь ты гулять. (Стул)

Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно.
Они работают пером, пилою, ложкой, топором. (Пальцы на руке)

Черен, да не ворон, Рогат, да не бык. Шесть ног, но без копыт.
Летит – жужжит. Упадет – землю роет. (Жук)

Братцев этих ровно семь, вам они известны всем.
Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний - появляется передний. (Дни недели)

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног, вот и весь я ... осьминог.
В десять одежек плотно одет, часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь, сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук)

Двенадцать братьев разно называются
И разными делами занимаются (Месяцы года)

Затем дети прощаются с совой и продолжают свой путь.

5. Встреча с енотом (составление схемы слова)

Ведущий: “Ой, ребята, посмотрите, кто там у ручья полощет одежду? Это же енот. Его не зря называют Енот-полоскун. Он чистюля и прежде, сем что-то съесть, обязательно прополощет еду в воде.

Послушайте стихотворение про енота:

Немытое в рот ни за что не возьмет.
И ты будь таким, как чистюля-енот.

От этого и название у него такое - Енот-полоскун. А мне кажется, что на этой необычной поляне мама - енотиха полощет одежду своим крошкам - енотикам. Давайте ей поможем повесить одежду на веревку. Посмотрите-ка, на каждой футболке написано имя маленького енотика. Давайте их прочитаем: Лена, Рома, Юра, Мила. А вот и волшебные прищепки красного, синего и зеленого цвета (педагог вспоминает с детьми, каким цветом обозначаются гласные, твердые и мягкие согласные звуки)”.

Дети выполняют задание, составляя импровизированную схему слова.

Ведущий: “Ну вот, маме - енотихе мы помогли. Теперь отправляемся дальше”.

6. Подвижная игра на ориентировку в сторонах тела и знание названия частей тела Комарики”:

Ведущий: “Ой, ребята, посмотрите, сколько комаров налетело!

Дарики-дарики
Летали комарики.
Летали-кружились,
Летали-кружились
И в правую ногу вцепились. Кусь!”

Педагог называет какую-либо часть тела, а дети хватаются за нее рукой.

7. В гостях у хитрой лисички-сестрички (закрепление знания “хитрых” гласных, их свойства смягчать согласные, чтение слогов):

Ведущий: “Ой, дети, а чья это нора? А вот тут и записка есть, в ней загадка. Кто отгадает загадку, тот узнает, кто здесь живет.

Два охотника по следу
Шли зимой в глухом лесу.
Говорит парнишка деду:
- Вижу рыжую ...... (лису).

Кажется, у хитрой лисы сегодня гости. Кто же это? (Буквы Я, Ю, Е). Ох, ребята, у хитрой лисы гости, по-моему, тоже хитрые. А в чем же их хитрость? (эти гласные смягчают тот согласный, после которого стоят). Хозяйка норы лиса хочет нам рассказать сказку про эти хитрые гласные буквы, а вы будете ей помогать”.

По ходу сказки педагог выставляет на магнитную доску карточки с буквами, слогами, дети читают их.

Сказка лисы: “Жила-была на свете буква А. Она была гласная и любила петь свою песню: А-А-А-А. Только грустно ей было петь одной и мечтала она встретить подружку. И вот однажды к ней в дверь постучалась буква Я. У нее была своя песня: Я-Я-Я. Подружились буквы и решили пойти в гости к согласным. В первом домике жила буква Л. Поздоровалась с ней гласная буква А: ЛА – твердо прозвучало приветствие. Поздоровалась с буквой Л гласная буква Я: ЛЯ – приветствие прозвучало мягко”.

Аналогично рассказывается история про буквы М, Н, Р. Затем добавляются гласные У-Ю, Э-Е, О-Ё, Ы-И. Дети читают слоги, определяют твердость и мягкость согласных. В конце задания дети называют известные им пары гласных букв.

8. Прощание с Грамотой (деление слов на слоги, ударение):

Ведущий: “Вот и настала пора нам прощаться с обитателями чудесного Леса Грамотности. Только вот недавно в этом лесу был очень сильный ветер и Грамота переживает, не улетел ли из ее названия какой-нибудь слог, да еще ударение потерялось. Давайте поможем Грамоте. Все вместе пропоем слово “грамота” по слогам, а потом каждый поднимет столько пальцев, сколько слогов в этом слове (3). А как нам узнать, где поставить ударение? (надо позвать это слово)”.

Подарок от ежика: Ежик провожает ребят и дарит им корзину с гостинцами.

Отъезд: Ребята садятся в поезд и поют песню “Мы едем-едем-едем”.