Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
- Познакомить детей со сказками К.И. Чуковского;
- Учить детей выразительному чтению по ролям на примере сказки К.Чуковского “Айболит”.
- Развивать умения работать с текстом: учить выделять слова автора и действующих лиц, отрабатывать выразительное чтение через решение различных исполнительных задач.
- Воспитывать интерес к творчеству К.И.Чуковского.
Задача: формировать у учащихся универсальные учебные действия:
- Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге;
- Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации;
- Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию;
- Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.
Ход урока
1. Организационный момент.
К чтению готов наш класс?
Нет бездельников у нас! (Слайд 3)
Я уверена, что постараетесь быть активными и организованными учениками.
Фонетическая зарядка
1.”Поём гласные”. (Вставка)
2.
Мышка сушек насушила,
мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали. (Слайд 4)
Этап мотивации.
Ребята, какие задачи перед нами стоят на каждом уроке чтения? Давайте дополним девиз урока универсальными учебными на этом уроке: действиями, которые будем учиться совершать
Тексты будем мы ........,
Рифму к слову ............,
На вопросы ...............,
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ..............!
(Слова-подсказки: читать, подбирать, отвечать, развивать)-(работа с карточками, в группах) (Слайды 5,6)
4. Актуализация знаний.
- Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.
А.С.Пушкин “Айболит” С.Я.Маршак “Новому читателю” К.И.Чуковский “Как бы жили мы без книг?” С.Михалков Отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”
Что их объединяет? (автор, название)
- Установите соответствие между словами первого и второго столбика. ( Слайд 7)
5. Постановка учебной задачи
- Исключите уже изученные произведения и
сформулируйте тему урока полностью.
(К.И.Чуковский “Доктор Айболит”)
- Зная тему урока, поставьте цель урока.
Определите, в чём предстоит разобраться на уроке.
Познакомиться ... (со сведениями из жизни К.И.Чуковского).
Учиться правильно ... (и выразительно читать “Доктор Айболит”).
Проанализировать ... (новое произведение).( Слайд 8)
6. Беседа о писателе К.Чуковском
- Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве человека, произведения которого знакомы вам с раннего детства. Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (Слайд 9)
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. (Слайд 10,11)
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Вот какое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов (Слайд 13):
Он по улицам ходил,
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном",
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
- Действительно, трудно представить,что когда-то этих "самых главных книг" не было. И сказочник Чуковский занимался совсем другим делом. Когда вышла его первая книга для детей, он писал в предисловии: "Собранные здесь стихи написаны мною нечаянно. Долгое время мне в голову не приходило, что из меня выйдет поэт для детей. Своей единственной профессией я считал литературную критику".
- А как же сказки? А сказки зародились случайно.
- Первым появился "Крокодил". Заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вез его в ночном поезде домой, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать:
Жил да был Крокодил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил -
Крокодил, Крокодил Крокодилович... (Слайд 14)
- А знаменитый "Мойдодыр" начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться. (Слайд 15)
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилась на свет... попробуйте догадаться какая сказка? (“Федорино горе”) ( Слайд 15,16,17)
7. Викторина “Сказки Чуковского”
- Ребята, а вы любите сказки?
- Почему вы любите читать и слушать сказки?
- Я предлагаю вам поиграть в игру “Отгадай сказку” и проверить, на сколько внимательно вы слушаете и читаете сказки.(Слайд 18+ вставка)
Слайды: дети прослушивают отрывок из произведения – называют сказку – открывается иллюстрация к сказке и название сказки
- Молодцы! Вы правильно назвали все сказки. Скажите, что объединяет все эти сказки?
(Все эти сказки написал один человек – Корней Чуковский)
8. Физкультминутка
“Весёлая зарядка”(Слайд 19+вставка)
9. Подготовительная работа к чтению текста.
- Скажите, а какая из сказок Корнея Чуковского нравится вам больше?(Айболит)
- Сегодня мы с вами отправляемся в театр, на сцене которого мы встретимся с героями сказки Айболит
- Кто может доказать, что Чуковский написал сказку?
(Наличие сказочного сюжета, фантастических героев и событий, положительные и отрицательные герои, торжество добра над злом)
- Помните ли вы начало сказки? Расскажите.
(Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!)
- Чем закончилась сказка?
Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных.
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются -
Так что дубы сотрясаются.
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара.
Он идёт к Килиманджаро -
И кричит он, и поёт он:
"Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!"
- Чем написанный текст сказки отличается от инсценирования на сцене?
- Кто нужен для того, чтобы театр ожил? (Артисты, режиссер)
- Что ещё необходимо для постановки спектакля? (декорации)
10. Выступления учащихся о истории создания сказки “Доктор Айболит”
- Корней Иванович Чуковский, будучи переводчиком с английского, прочитал книги Хью Лофтинга, перевел, переработал и написал свою книгу, которую назвал “Доктор Айболит”. Пересказывая “Доктора Дулитла”, Чуковский многие эпизоды опустил, а многие написал по-своему. Он не стал рассказывать о жестоком короле страны Джолигинки, который приказал посадить доброго доктора и его зверей в тюрьму, нет и многих других эпизодов. Зато у Чуковского появляется новый персонаж – Бармалей. Так же, как и Хью Лофтинг, К.И.Чуковский использует в своём “Айболите” приём “перевёртышей”. Общаясь со своими зверями, доктор сам говорит на языке зверей... (Слайды 20, 21) - Оказывается, кроме литературного, у сказочного персонажа был и реально существующий прототип – детский врач Цемах Шабад, с которым К.Чуковский познакомился ещё в 1912 год. Благодарные жители поставили в городе Вильнюсе памятник удивительному доктору Айболиту, врачу с большой буквы - Тимофею Осиповичу Шабаду. Место для памятника горожане выбрали на территории детского приюта, открытого добрейшим доктором ещё при жизни.
11. Первичное знакомство с текстом
- Сейчас мы прочитаем отрывок из сказки “Айболит” (с.24-25). Представьте, что мы - режиссёры спектакля. В чём заключается наша работа?
(Выделить из текста слова героев и определить, как, с какой интонацией нужно читать эти слова).(Дети читают текст и выделяют слова доктора Айболита и зверят) (Слайд22)
Слова Айболита | Интонация |
- Что такое? Неужели Ваши дети заболели? |
С тревогой в голосе |
- Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу! |
С уверенностью в голосе |
-Только где же вы живёте? На горе или в болоте? |
Выразить удивление, вопрос, озабоченность |
-Я дальше идти не могу...” | Обречённо, устало |
- Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо! | С надеждой |
- С какой интонацией нужно читать слова зверят? (Просительно, жалобно)
(Упражнение в хоровом чтении)
12. Проверка понимания учащимися нового материала
(Выразительное чтение по ролям отрывка из сказки К.Чуковского)
13. Закрепление знаний
- Что необходимо соблюдать при чтении роли?
- Кого мы можем назвать хорошим актёром?
(Того, кто правильно и выразительно читает свои реплики)
- Давайте выберем лучшего чтеца сказки “Айболит”
- Что бы ты посоветовал своим одноклассникам делать, чтобы добиться такого же выразительного чтения, как у тебя?
14. Рефлексия
Закончите предложения (Слайд 23):
- Я сегодня узнал ...
- Я научился ...
- Мне было ...
- Я рад ...