Цель:
- Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания.
- Развитие связной грамотной речи.
Оборудование: опорные конспекты, презентация.
План
1. Организационный момент:
Упр. на внимание: назови обобщающие слова:
Точка, запятая, восклицательный знак... (знаки препинания)
Подлежащее, сказуемое .(главные члены предложения)
Приставка, корень, суффикс... (части слова)
Имя существительное, имя прилагательное, глагол ( части речи)
2. Введение в тему урока.
Послушайте слова: умный, смышлёный, рассудительный, мудрый, сообразительный, смекалистый, сметливый (слайд2)
- Что можете сказать об этих словах?
- Это имена прилагательные, синонимы, стоят в начальной форме – м .р., ед.ч. Они описывают, какими должны быть учащиеся нашего класса.
Итак, сегодня мы поговорим об имени прилагательном, обобщим наши знания по плану (слайд3)
- Что это?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи согласуется?
- Как изменяется?
- Каким членом предложения является?
- Как можно проверить написание безударных окончаний имени прилагательного?
[1]
Ответ на первый и второй вопросы.
В самом названии части речи – имя прилагательное - уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то прилагаться, присоединяться. К каким же словам присоединяются прилагательные? [5]
3. Словарная работа в тетради, наблюдение над ролью прилагательных в речи.
- Для чего в речи употребляются имена прилагательные?
Я назову признаки, а вы догадайтесь и запишите, какой предмет описывается, запишите сущ.+ прил., определите род.
А)
Белый, а не сахар
Мягкий, а не вата,
Без ног, а идёт
(снег) (слайд4)
Запись: снег (какой?) белый. (м.р. ,окончания- ой,- ый, -ий) Слайд.
Б)
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна) (слайд5)
Запись: зима белая, весна зелёная. (ж.р.окончания- ая, -яя)
В)
Круглое, горячее,
Яркое, слепящее,
На весь мир оно глядит,
На себя же не велит (слайд6)
- Запись в тетради солнце (какое?) круглое, горячее. (ср.р., ок.-ое, -ее)
Г)
- Говорливые и журчащие.
И холодные и блестящие
Они по камешкам бегут,
Воду речкам несут (ручьи) (слайд7)
Запись: ручьи (какие?) говорливые ( мн. ч. ок.-ые, -ие)
- По ходу работы объяснять написание родовых окончаний, от чего оно зависит?
- Итак, на какие вопросы отвечает и.п.?
Прил. имеет род или изменяется по родам? (Слайд 8)
С какой частью речи согласуется? Для чего употребляется в речи?
4. Составьте предложение, используя все записанные имена существительные: солнце, снег, зима, весна, ручьи согласуя с прилагательными в роде, числе и падеже.
Запись с комментированием и синтаксический разбор предложения:
(слайд 9)
После долгой (ж.р., ед.ч., Р.п.) зимы пришла ранняя весна (ж.р., ед.ч.,И.п.), грязный снег превратился в холодные ручейки.
- Подчеркнуть главные члены. Составить схему предложения.
Синтаксический разбор - по цели высказывания повест., по интон. невоскл., сложное, состоит из двух простых, распространённое.
- Каким членом предложения является прилагательное?
- В чём согласуется с существительным?
- Отметить словосочетания сущ. + прил., указать род, число, падеж.
Вывод:
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имени прилагательного?
Алгоритм: (слайд 10)
1. Определить, к какому существительному относится прилагательное.
2. Oпределить род, число, падеж сущ. и прил.
3. Вспомнить, какое окончание пишется у прилагательного в этой форме.
4. Подставить для проверки вспомогательное слово какой?
5. Физминутка: дети поют песню “Зимняя сказка” стоя под фонограмму.
(слайд11)
Тихо-тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима.
Тёпл... одеялом укрывая
Землю и деревья, и дома.
Над полями
Лёгк... снег кружится,
Словно звёзды падают с небес.
Опустив мохнат... ресницы,
Дремлет в тишине дрему... лес.
6. Назовите словосочетания сущ. + прил. из песни.
1в Лёгкий снег 2в. зимняя сказка просклонять. Ж.р. М.р, ср.р. - И.п. как В.п. И.п. какая? – ая, - яя Р.п. – ого -его Д.п. – ому -ему Р.п. какой? Д.п. какой? – ой, -ей. Т.п. ым - им Т.п. какой? П.п. –ом - ем П.п. какой? В.п. какую? – ую, - юю.
Итак, как проверить написание безударных окончаний имени прилагательного?
7. Какие же признаки можно описать при помощи прилагательных?
Давайте вспомним. (Слайд 12)
Запиши лишнее
Холодный, горячий, тёплый, капитанский, ледяной (по температуре - по принадлежности)
Багровый, добрый, злой, весёлый (по характеру - по цвету)
Круглый, обаятельный, квадратный, овальный (по форме – по характеру)
Утренний, дневной, вечерний, песчаный (по времени – по материалу)
Городской, сельский, лесной, гигантский (по месту – по величине)
- Что за слова мы записали?
- Из словаря. Поставьте ударение, отметьте безударные гласные.
(Проверка слайд13.)
9. Фразеологический оборот:
Слайд:
Жить на широк... ногу.
В 14 веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, барона – два, князя в два с половиной фута.[2]
Работа с пословицами:
Слайд:
- Для милого дружка и серёжка из ушка.
- И мудр... человеку совет требуется.
- Крепк ... дружбу и топором не разрубишь.
- С хорош... другом горы свернёшь, с плох... – горя хлебнёшь (антонимы) [3]
Послушайте весёлое стихотворение Ю. Мориц
Тот храбрее, кто добрее,
Тот сильнее, кто умнее,
Только трусы с дураками
Спор решают кулаками.[4]
- О чём оно?
- Запишите имена прилагательные из стихотворения в начальной форме: ед.ч, м. р, а через чёрточку напишите антонимы.
Проверка:
храбрый - трусливый,
добрый – злой,
сильный - слабый,
умный – глупый
10. Творческая работа: описать своего друга по опорным словам.
Глаза – карие, голубые, большие, выразительные.
Волосы русые, тёмные, длинные, короткие.
Нос курносый, прямой.
Лицо овальное, круглое, скуластое.
11. Подведение итогов.
Список использованной литературы.
1. Я иду на урок в начальную школу. “Первое сентября”.Москва.2000.с.159
2. Арсирий А.Т.Занимательные материалы по русскому языку. М., Просвещение. 1995.
3. Большой толковый словарь пословиц и поговорок для детей. М.ОЛМА. Медиа Групп. 2011
4. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением. М.2005.
5. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал. М. “БАЛАСС”. 2005.