Цели урока:
Определить причины и оценить значение принятия христианства для социально-политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора; проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром.
- Развитие умений и навыков работы с историческими источниками, как основы самостоятельной поисковой деятельности.
- Развитие речи учащихся, формирование навыков излагать собственную точку зрения.
- Развитие навыков работы с картой.
Основные понятия и термины:
религия, язычество, пантеон, жертва, капище, волхвы, идол, монотеизм, мировые религии, христианство, ислам, иудаизм, крещение, молитва, митрополит, монастыри, летописи.
Основные события:
- 980 – 1015 гг. – княжение Владимира Святославича.
- 980 г. – языческая реформа князя Владимира.
- 988 г. – принятие христианства.
Оборудование:
- Учебник: Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 кл. – М.: Дрофа, 2010.
- Компьютерная презентация “Крещение Руси” Приложение 1.
- компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон.
- CD Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. История России до XIX в..
- CD “Энциклопедия истории России. 862 – 1917 гг.”
- CD “История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей”.
- Карта “Древнерусское государство в IX – X вв.”
Ход урока
1. Укрепление Древнерусского государства при Владимире Святославиче.
В I половине — середине X в. укрепление древнерусского государства шло, в основном, за счет расширения его территории. Усобицы сыновей Святослава ослабляли молодое государство, приводили к внутренней нестабильности и частым вторжениям извне. Необходимо было провести реформы по укреплению обороны страны и усилению княжеской власти, упорядочению порядка ее наследования.
К решению этих задач приступил правивший на рубеже X-XI вв. сын Святослава — Владимир, которого народ воспел во многих былинах и назвал Владимиром Красное Солнышко.
– О чем свидетельствовала княжеская усобица? (примерный ответ: О слабости государства. Отсутствует четкий порядок наследования власти)
Основные направления деятельности Владимира Святославича:
- укрепление единства Новгорода и Киева;
- контроль над всем днепровским путем;
- окончательное подчинение вятичей и радимичей
- сыновья-наместники в бывших племенных княжествах.
- начало чеканки монеты на Руси – “сребренников” и “златников” Владимира Святославича)
Работа с картой: Покажите основные направления походов князя Владимира. Определите основное направление внешней политики.
- 80-90-е гг. – война с Польшей и захват Червена, Перемышля и др. польских городов
- обложение данью ятвягов (Литва) и присоединение части их к Руси;
- победоносный поход на Волжскую Болгарию и получение дани;
- присоединение белых хорватов (Закарпатье);
Но главную, постоянную опасность для Руси представляли набеги кочевников. Основное внимание Владимир Святославич сосредоточил на ....
Создание оборонительной системы на юге.
а) строительство крепостей и сигнальных башен на южной границе — по Днепру его притокам;
б) привлечение к обороне страны всего населения, а не только жителей приграничных областей, т.е. оборона становится делом всего народа, что усиливает государство;
в) отражение борьбы с кочевниками в былинах.
Вывод: благодаря мероприятиям Владимира по обороне натиск кочевников был приостановлен.
2.
Крещение Руси.В историю князь Владимир Святославич вошел не только как защитник Руси от набегов кочевников, но и как мудрый правитель, при котором произошло важное для Руси событие — принятие христианства.
Постановка проблемных вопросов:
- Какими были древние верования славян?
- Почему князь Владимир отказался от язычества?
- Почему выбор пал на христианство?
- Как и когда была крещена Русь?
- В чем заключается значение принятия христианства для Руси?
Истоки русского христианства:
- сведения византийских источников о крещении славянских вождей во время их набега на Амастриду;
- христианская митрополия в Херсонесе;
- христианами при Ольге было большинство купцов и ремесленников в Киеве. Они не составляли, вероятно, численного большинства, но владели большей частью городских богатств. Будь они в большинстве, тогда произошло бы крещение всех славян.
- христианской была Ольга (а возможно и сам Игорь); ее христианское имя — Елена, в честь матери императора Константина Великого, сделавшего христианство официальной государственной религией.
Языческая реформа князя Владимира — 980 г.
Велел поставить в Киеве идолы языческих богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса-Даждьбога, Стрибога, Семаргла, Мокоши; принесение жертв. В Новгороде — только идол Перуна.
- Почему возникла необходимость в религиозных реформах?
- Объясните, почему именно этих богов Владимир провозглашает главными?
Смысл:
1) Перун провозглашен “богом богов” Руси, верховным божеством государства (родовой княжеский бог — покровитель) — идеологическое подкрепление позиций князя как “государя всея Руси”.
2) В Пантеоне были объединены боги южных племен — чтобы завоевать симпатии местного населения, укрепить позиции пришлого князя с севера (в Новгороде же не все эти божества почитались, да и авторитет Владимира, долго правившего в Новгороде, был достаточно прочен).
Крещение Руси — 988 г.
а) Выбор веры — 986 г. – выступление в Киеве представителей Византии (христианство), Волжской Булгарии (ислам), Хазарии (иудаизм), папы римского (католичество).
Владимир, в свою очередь, отправляет своих посланцев. Выбор православия – “греческой веры” (Летописец — православный монах).
Работа с документом 1 (Приложение 2)
- Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?
- Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким?
- Какую реальную ситуацию отражает это предание?
- Стояла ли в это время Русь перед каким-либо религиозным выбором?
- Объясните, почему многие историки считают, что рассказ о религиозных посольствах и выборе князем Владимиром новой веры для Руси был вставлен в “Повесть временных лет” в более позднее время и имеет характер легенды? Какую цель мог преследовать составитель летописи, внося такое исправление?
б) 987 г. – переговоры с Византией (Владимир дает военный отряд для подавления восстания и принимает христианство. Император отдает ему в жены сестру Анну). Греки не выполнили условий. 988 г. – Владимир осаждает и берет Херсонеса. Именно здесь, согласно летописи, состоялось крещение Владимира (возможно, повторное) и части дружины. Князь принимает имя Василий (“василевс”), на монетах изображался в императорском уборе.
Работа с документом 2 (Приложение 3)
Вопросы и задания к документу 2:
- Подумайте, какое значение имело то, что Владимир буквально заставил Византию окрестить себя?
- С какой целью летописец приводит легенду о чудесном исцелении Владимира?
- Найдите в документе свидетельства того, что факт крещения Владимира в Корсуни не является бесспорным.
в) Крещение Руси.
- более спокойное на юге (достаточно знакомо христианство);
Работа с документом 3 (Приложение 4)
Вопросы и задания к документу 3:
- – Каков был характер крещения Руси?
- – Подумайте, в чем причина того, что славяне противились принятию христианства?
- – Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?
- – сопротивление на севере (сильно язычество; нежелание Новгорода подчиняться Киеву);
“Верховный же над жрецами славянскими Богомил, нареченный из-за сладкоречия своего Соловьем, весьма воспрещал людям покоряться…
Добрыня же, собрав воинов… вскоре идолов сокрушил: деревянных сожгли, а каменных, изломав, в реку бросили; и была нечестивым печаль великая. Мужи и жены, видя это, с плачем великим и слезами просили за них, словно за настоящих богов своих. Добрыня же, насмехаясь. Отвечал им: “Что, безумные, сожалеете о тех, которые сами себя защитить не могут? Какую пользу от них ожидаете?...
И многие пошли креститься, а тех, кто не хотел креститься, воины потащили…”
(Иоакимовская летопись, конец XVII– начало XVIII века)
– строительство каменных церквей — Василия, Св.Богородицы (Десятинной).
г) Двоеверие Руси (переплетение язычества и христианства).
Подведение итогов, ответы на проблемные вопросы.
Причины принятия христианства по византийскому образцу:
1) православие ближе других верований подходило к языческой религии славян в области культа;
2) давнее распространение христианства на Руси;
3) давние торговые и культурные связи с Византией;
4) наличие значительной литературы богословского характера на древнеболгарском языке, близком к древнерусскому.
Отличие христианства от язычества: идея божественного происхождения государственной власти и необходимость покорности ее представителям.
Причины принятия христианства:
(работа с учебником)
- необходимость преодолеть изоляцию от всего европейского сообщества стран;
- монотеизм христианства вполне соответствовал сущности нового единого государства во главе с монархом;
- христианство укрепляло семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к человеку, что способствовало прогрессу общества;
- приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны, приобщению к духовной культуре античного мира;
- быстрое социальное расслоение требовало новой идеологии.
Значение принятия христианства:
(работа с учебником)
1) христианство способствовало укреплению государственности.
2) христианство идеологически закрепило единство древнерусской народности и древнерусского государства.
3) уравнивало в глазах современников Русь с государствами Европы.
4) христианство способствовало укреплению семьи, гуманистических отношений в обществе.
5) христианство способствовало приобщению русского общества к культурным богатствам Византии и античного мира (идеи государственной власти; труды византийских и античных философов), распространению просвещения, созданию крупных материальных и художественных ценностей на Руси, дало толчок развитию древнерусской культуры и развитию самосознания русского общества.
Введение славянской азбуки, созданной братьями Кириллом и Мефодием. Открытие при церквах школ. Доказательством большого процента грамотности среди городского населения служат многочисленные находки берестяных грамот в Новгороде). Зарождение русского летописания: “Повесть временных лет”, автором которой считается монах Киево-Печерской лавры Нестор.
Итоги правления Владимира Святославича:
1) завершение объединения восточных славян в составе единого государства, оформление территории Руси;
2) завершение формирования древнерусской (восточнославянской) народности, языка и культуры;
3) феодальные отношения становятся полностью господствующими во всех областях общественной жизни, оставаясь при этом весьма неразвитыми;
4) завершается смена родовой общины общиной территориальной;
5) завершение формирования системы управления и суда.
Д/з § 5, вопр.
Творческое задание: попробуйте представить, как сложилась бы дальнейшая судьба Руси, если бы князь Владимир решил принять не православие от Византии, а ислам об болгар, католичество от папы римского или иудаизм от хазар
Литература:
- Васильев М.Языческая реформа князя Владимира//Преподавание истории в школе, №6, 1993.
- Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М., 1989.
- Изборник: Сборник произведений литературы Древней Руси. – М., 1970.
- Как была крещена Русь: Сборник статей. – М., 1989.
- Карамзин Н.М.История государства Российского. – М., 1993.
- Крещение Руси в трудах русских и советских историков. – М., 1988.
- Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. – М.: Просвещение, 1984.
- Руднев В. Слово о князе Владимире. – М., 1989.
- Русское православие: вехи истории. – М., 1988.
- Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1984.
- Хрестоматия по истории России. – М.: Просвещение, 1991.
- Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до конца XVII в. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – 352 с.