Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, в том числе логопеду, более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

  • Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?
  • Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
  • Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?
  • Как использовать её на логопедических занятиях?

В нашей статье мы попробуем ответить на все эти вопросы.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках логопедии, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.       Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

В Приложении 1 более подробно представлено, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе работы над проектом.

Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?

Стоит задуматься, а стоит ли начинать такую сложную работу с детьми, у которых существуют проблемы в обучении? Однозначно – да! Разница только в том, что педагог заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе, изучить возможности детей – логопатов, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность учащимся самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.

Необходимо отметить, что перед детьми-логопатами, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Например, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности или предъявлять завышенные требования к представлению (озвучиванию) материала. Следует обращаться за помощью к родителям, включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны). (Приложение 2)

В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:

  • умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в школу. К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на там же уровне, что и их сверстники. Учителю же на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку с ОВЗ. Поэтому логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность.

Использование проектной деятельности вполне возможно на коррекционных логопедических занятиях. Педагогическая деятельность логопеда при этом будет следующая:

  1. Целеполагание.
  2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
  3. Моделирование учебного процесса: а) осмысление способов, приёмов, средств мотивации; б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений; в) организация процесса рефлексии.
  4. Анализ процесса учителем.

Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.

Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.

Приведем некоторые примеры проектной деятельности детей с нарушениями речи в рамках логопедических занятий.

Проект “Все профессии нужны”

Разговор о выборе своей профессии имеет огромное значение для формирования осознанного подхода к обучению, поэтому очень актуально начинать говорить о будущей профессии можно уже в начальной школе.

Этот проект поможет учащимся обогатить словарный запас, учиться построению сложноподчинённых, сложносочинённых предложений, формировать навыки словообразования, используя умения определять части слова, преобразовывать слова в другие части речи с помощью определения основной части слова – корня.

Во время работы над преоктом формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере социально – трудовой деятельности.

Проект выполняют ученики 4 класса под руководством учителя-логопеда.

Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

Цель исследования: выявить при помощи какой части слова образуются слова, обозначающие названия профессий.

Гипотеза: мы считаем, что слова, обозначающие профессии образуются при помощи суффикса.

Ход исследования:

I этап. Нужно вспомнить и записать название всех известных профессий.

Для этого:

  • вспоминаем сами;
  • спрашиваем у родителей, знакомых;
  • читаем в книгах, энциклопедиях;
  • ищем в Интернете.

Одновременно отвечаем на вопросы:

  • Что такое имя существительное?
  • На какие вопросы отвечает имя существительное?
  • Каким словам задаём вопрос Кто это?
  • Чем отличаются имена существительные, отвечающие на вопрос Кто это? и Что это?
  • Как изменяются имена существительные?
  • Учимся определять морфологические признаки имён существительных.
  • Учимся образовывать от имён существительных (слов – профессий) другие части речи.

Что получилось: мы знаем более 60 профессий.

II этап. Во всех словах требуется определить части слова.

Для этого вспоминаем:

  • Что такое однокоренные слова?
  • Что такое корень?
  • Что такое приставка?
  • Что такое суффикс?
  • Что такое окончание?

III этап. Нужно распределить все слова по группам.

Для этого:

  • внимательно читаем, написанные правильно слова;
  • выясняем, что общего в этих словах;
  • записываем их в таблицы.

Вывод: Гипотеза была ошибочной. Слова – профессии могут образоваться при помощи:

  1. Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.
  2. Приставки: повар, прораб.
  3. Приставки и суффикса: проходчик.
  4. Соединения основ: фотограф.
  5. Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.

Пока мы находили ответ на наш вопрос:

  1. Стали больше знать о существительных, о словообразовании.
  2. Научились правильно писать слова – профессии, составлять с ними предложения и тексты.
  3. Узнали много о разных профессиях, создали справочник профессий.
  4. Разгадали ребусы, кроссворды, тесты.
  5. Прочитали стихотворение В.В. Маяковского “Кем быть?”.
  6. Выяснили, какие профессии самые востребованные у нас в городе.
  7. Узнали, кем работают наши родители.
  8. Задумались о выборе своей профессии.
  9. Научились работать дружно.
  10. Поняли, что компьютер нужен не только ради игры и развлечения.

Проект “Такие разные слова”

Цель: познакомить детей с многообразием слов родного языка.

Задачи:  на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке;  познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами,  паронимами, неизменяемыми словами; развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению; развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.

Участники проекта:   первоклассники, родители, учитель-логопед.

Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

Этапы проекта:  

  1. “Упрямые слова” (неизменяемые существительные).
  2. “Слова наоборот” (антонимы).
  3. “Слова друзья” (синонимы).
  4. “Слова близнецы” (паронимы).

Предполагаемые результаты проекта:  правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку.

Словарик "Упрямых слов". Странички словаря дети делают вместе с родителями. В дальнейшем его можно использовать в речевых играх с детьми на занятиях.  Например, сосчитай по образцу: "одно эскимо, два эскимо...пять эскимо". Ребенок замечает, что слово не изменяется, а значит оно "упрямое". Наблюдать за словами и их "жизнью" в нашей речи детям очень интересно. Одновременно с этим первоклассникам пропедевтически даются научные определения.

Примеры названий проектов по логопедии. Как я придумываю новые слова. Артикуляция звуков, которые я учусь произносить. Как быстро выучить длинное стихотворение. Школьный сленг. Эти трудные и интересные скороговорки. Звуковая азбука.

С точки зрения учащегося учебный проект:

  • это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Список литературы

  1. Жарова Л.В. Учить самостоятельности [Текст] / Л.В. Жарова– М., 1993. – 205 с.
  2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока [Текст] / – Ю.Б. Зотов – М., 1984. – 144 с.
  3. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса [Текст] / – М., 1983. (библиотека учителя по общей проблеме теории обучения и воспитания) – 224 с.
  4. Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся” [Текст] / А.В Леонтович., М., 2003. – 134 с.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст]/ – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).