Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, в том числе логопеду, более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
- Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?
- Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
- Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?
- Как использовать её на логопедических занятиях?
В нашей статье мы попробуем ответить на все эти вопросы.
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках логопедии, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
- Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
- Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
- Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
2. Поисковые (исследовательские) умения:
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
5. Коммуникативные умения:
6. Презентационные умения и навыки:
В Приложении 1 более подробно представлено, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе работы над проектом.
Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?
Стоит задуматься, а стоит ли начинать такую сложную работу с детьми, у которых существуют проблемы в обучении? Однозначно – да! Разница только в том, что педагог заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе, изучить возможности детей – логопатов, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность учащимся самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.
Необходимо отметить, что перед детьми-логопатами, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Например, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности или предъявлять завышенные требования к представлению (озвучиванию) материала. Следует обращаться за помощью к родителям, включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны). (Приложение 2)
В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:
- умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в школу. К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на там же уровне, что и их сверстники. Учителю же на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку с ОВЗ. Поэтому логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность.
Использование проектной деятельности вполне возможно на коррекционных логопедических занятиях. Педагогическая деятельность логопеда при этом будет следующая:
- Целеполагание.
- Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
- Моделирование учебного процесса: а) осмысление способов, приёмов, средств мотивации; б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений; в) организация процесса рефлексии.
- Анализ процесса учителем.
Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.
Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.
Приведем некоторые примеры проектной деятельности детей с нарушениями речи в рамках логопедических занятий.
Проект “Все профессии нужны”Разговор о выборе своей профессии имеет огромное значение для формирования осознанного подхода к обучению, поэтому очень актуально начинать говорить о будущей профессии можно уже в начальной школе.
Этот проект поможет учащимся обогатить словарный запас, учиться построению сложноподчинённых, сложносочинённых предложений, формировать навыки словообразования, используя умения определять части слова, преобразовывать слова в другие части речи с помощью определения основной части слова – корня.
Во время работы над преоктом формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере социально – трудовой деятельности.
Проект выполняют ученики 4 класса под руководством учителя-логопеда.
Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.
Цель исследования: выявить при помощи какой части слова образуются слова, обозначающие названия профессий.
Гипотеза: мы считаем, что слова, обозначающие профессии образуются при помощи суффикса.
Ход исследования:
I этап. Нужно вспомнить и записать название всех известных профессий.
Для этого:
- вспоминаем сами;
- спрашиваем у родителей, знакомых;
- читаем в книгах, энциклопедиях;
- ищем в Интернете.
Одновременно отвечаем на вопросы:
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Каким словам задаём вопрос Кто это?
- Чем отличаются имена существительные, отвечающие на вопрос Кто это? и Что это?
- Как изменяются имена существительные?
- Учимся определять морфологические признаки имён существительных.
- Учимся образовывать от имён существительных (слов – профессий) другие части речи.
Что получилось: мы знаем более 60 профессий.
II этап. Во всех словах требуется определить части слова.
Для этого вспоминаем:
- Что такое однокоренные слова?
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
- Что такое окончание?
III этап. Нужно распределить все слова по группам.
Для этого:
- внимательно читаем, написанные правильно слова;
- выясняем, что общего в этих словах;
- записываем их в таблицы.
Вывод: Гипотеза была ошибочной. Слова – профессии могут образоваться при помощи:
- Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.
- Приставки: повар, прораб.
- Приставки и суффикса: проходчик.
- Соединения основ: фотограф.
- Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.
Пока мы находили ответ на наш вопрос:
- Стали больше знать о существительных, о словообразовании.
- Научились правильно писать слова – профессии, составлять с ними предложения и тексты.
- Узнали много о разных профессиях, создали справочник профессий.
- Разгадали ребусы, кроссворды, тесты.
- Прочитали стихотворение В.В. Маяковского “Кем быть?”.
- Выяснили, какие профессии самые востребованные у нас в городе.
- Узнали, кем работают наши родители.
- Задумались о выборе своей профессии.
- Научились работать дружно.
- Поняли, что компьютер нужен не только ради игры и развлечения.
Проект “Такие разные слова”
Цель: познакомить детей с многообразием слов родного языка.
Задачи: на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке; познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами; развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению; развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.
Участники проекта: первоклассники, родители, учитель-логопед.
Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.
Этапы проекта:
- “Упрямые слова” (неизменяемые существительные).
- “Слова наоборот” (антонимы).
- “Слова друзья” (синонимы).
- “Слова близнецы” (паронимы).
Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку.
Словарик "Упрямых слов".
Странички словаря дети делают вместе с родителями. В дальнейшем его можно использовать в речевых играх с детьми на занятиях. Например, сосчитай по образцу: "одно эскимо, два эскимо...пять эскимо". Ребенок замечает, что слово не изменяется, а значит оно "упрямое". Наблюдать за словами и их "жизнью" в нашей речи детям очень интересно. Одновременно с этим первоклассникам пропедевтически даются научные определения.Примеры названий проектов по логопедии. Как я придумываю новые слова. Артикуляция звуков, которые я учусь произносить. Как быстро выучить длинное стихотворение. Школьный сленг. Эти трудные и интересные скороговорки. Звуковая азбука.
С точки зрения учащегося учебный проект:
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
Список литературы
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности [Текст] / Л.В. Жарова– М., 1993. – 205 с.
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока [Текст] / – Ю.Б. Зотов – М., 1984. – 144 с.
- Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса [Текст] / – М., 1983. (библиотека учителя по общей проблеме теории обучения и воспитания) – 224 с.
- Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся” [Текст] / А.В Леонтович., М., 2003. – 134 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст]/ – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).