Цели урока:
- создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и научить складывать числа с помощью координатной прямой;
- показать, что результат двух последовательных изменений величин находят с помощью координатной прямой;
- побудить интерес к изучению математики, способствовать развитию практических навыков.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления с использованием информационных технологий.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Слайд 2.
Найдите на прямой точки с указанными координатами, а из букв получите имя. (На слайде, щелкая мышкой по квадратикам, появляются буквы). Получится имя: АНДРЕС.
Слайд 3.
Историческая справка: Самое известное достижение Цельсия – это шкала термометра, которая была поделена на 100 градусов. Интересно, что первоначально Цельсий задал в ней температуру кипения воды при 0°, а таяния при 100°. И лишь потом другой швед – биолог Линней “перевернул” ее и сделал такой, какой мы знаем.
Слайд 4.
Используя рисунок, заполните пропуски. (По щелчку появляются ответы).
III. Изучение нового материала.
Слайд 5.
Какую температуру показывает термометр?
Какую температуру будет показывать термометр, если она изменится на 50?
Температура стала равной сумме первоначального значения и изменения: 10+5=15.
Слайд 6.
Какую температуру показывает термометр?
Какую температуру будет показывать термометр, если она изменится на -50?
Температура стала равной сумме первоначального значения и изменения: 10+(-5)=5.
Слайд 7.
Может ли термометр служить моделью координатной прямой?
Как его нужно расположить?
С какой стороны от нуля накоординатной прямой будет “минус и мороз”, а с какой – “плюс и тепло”?
Слайд 8.
Рассмотрим сложение чисел с помощью координатной прямой. На слайде показано сложение числа 6 с числами -4 и 4. Прибавить к числу, а число b – значит изменить число а на b единиц.
6+(-4)=2
6+4=10. Куда перемещается точка на координатной прямой, когда прибавляют отрицательное число? (на 4 единицы влево). Куда перемещается точка на координатной прямой, когда прибавляют положительное число? (на 4 единицы вправо).
Вывод:
Любое число от прибавления положительного числа увеличивается, а от прибавления отрицательного числа уменьшается.
Слайд 9.
Пример 1. Найдем сумму -7 и 4. При перемещении точки А(-7) на 4 единицы, т.е. на 4 единицы вправо, она переходит в точку B(-3). Значит, (-7) + 4=-3
Слайд 10.
Пример 2. Найдем сумму чисел -2 и -4. При перемещении точки А(-2) на -4 единицы, т.е. на 4 единицы влево, она переходит в точку B(-6). Значит, (-2)+(-4)=-6.
Слайд 11.
Пример 3. Найдем сумму чисел 4 и -4. При перемещении точки А(4) на 4 единицы влево она переходит в начало координат О(0). Значит, 4+(-4)=0.
Вывод: сумма двух противоположных чисел равна нулю: а +(-а)=0
Слайд 12.
Пример 3. Найдем сумму чисел -5 и 0.
Прибавить к числу -5 число 0 – значит изменить число -5 на 0. Другими словами, оставить число -5 без изменения. Поэтому (-5)+0=-5.
Вывод: от прибавления нуля число не изменяется: а+0=а.
IV. Закрепление изученного материала.
Слайд 13.
С помощью координатной прямой сложите числа. (Щелкая мышкой по примерам, появляется ответ).
Слайд 14.
Найдите с помощью координатной прямой значение выражения:
(-3+2)+(-6), -3+(-2+6), (-5,5+2,5)+6. (Щелкая мышкой по примерам, появляется ответ).
Слайд 15.
Выполните сложение чисел. Отметьте заданные числа и их сумму на координатной прямой. Сравните каждое слагаемое с суммой. Заполните пропуски: прямоугольники – числами, а кружки – знаками сравнений.
Слайд 16.
№1020. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел:
1) -1 и 2; | 2) 3 и -4; | 5) -5 и 6; |
3) -3 и 6; | 4) 1 и -5; | 6) -3 и -2. |
Слайд 17.
№1023. Накоординатной прямой отмечены числа а и а+1. изобразите на этой же прямой числа:
а +2; | а +(-3); | а +(-4,5); | а +(-0,5) |
V. Подведение итогов урока:
Слайд 18.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что значит, к числу а прибавить число b?
- Что происходит с числом, если к нему прибавить отрицательное число?
- Что происходит с числом, если к нему прибавить положительное число?
- Что происходит с числом, если к нему прибавить нуль?
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Какое число получится, если сложить два положительных числа?
- Какое число получится, если сложить два отрицательных числа?
Домашнее задание:
Слайд 19. П.31, №1039 (а-г), 1040, 1042(а).