Образ Родины в произведениях искусства

Разделы: Музыка


Цель урока: познакомить обучающихся с произведениями искусства раскрывающими образ Родины.

Задачи урока:

  • Образовательные: формировать у обучающихся представления об образе Родины через восприятие и осмысление произведений искусства; закрепить понятия средства музыкальной выразительности на примере симфонической картины “Рассвет на Москве-реке”, М. П. Мусоргского;
  • Развивающие: развивать у обучающихся творческое мышление;эмоциональное отношение к произведениям искусства;
  • Воспитательные: воспитывать любовь к родине, к родной природе средствами музыки и живописи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: музыкальный центр, запись вступления к опере М.П. Мусоргского “Хованщина”, портрет композитора М.П. Мусоргского, фонограмма песни “Родина моя” сл. Р.Рождественского, муз. Д.Тухманова, репродукции картин с изображением русской природы, карточки с названиями слов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Пение: исполнение песни “Родина моя” сл. Р. Рождественского, муз. Д. Тухманова.

3. Объявление темы урока:

Ребята, мы начали урок с исполнения песни “Родина моя”,о чём эта песня? Чей образ раскрывается в этой песне? (ответы детей).

Чтение стихотворения (запись на доске)

“Ребята что мы Родиной зовём” В. Степанов

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Ребята, а что для вас значит Родина? (ответы детей).

Родина – это наша страна Россия, это наш любимый город, это наша гимназия, это наш народ, и конечно же это наша родная природа такая неповторимая и прекрасная. С её бескрайними полями и лесами, озёрами и реками. Красота русской природы вдохновила многих деятелей искусства на создание их шедевров. Восхищаясь русской природой художники, поэты, музыканты тем самым выражали свою любовь к родной земле, к Родине.

Наш сегодняшний урок посвящён раскрытию образа родной природы в произведениях искусства.

4. Слушание музыкального произведения.

Сейчас мы послушаем музыкальное произведение. Подумайте, какое время суток изображает музыка. Определите характер музыки. Если вы будете слушать внимательно, то сможете сказать, какие звуки из реальной жизни изображают музыкальные инструменты. А чтобы вам было проще я раздам карточки, на которых написаны названия тех явлений, которые вы можете услышать (пение птиц, крик петухов, звук пастушьего рожка, звон колокола). Во время звучания музыки поднимите карточку с тем названием, звук которого, как вам кажется, звучит в данный момент.

(Звучит музыка)

5. Анализ музыкального произведения.

Как вам кажется музыка, которая прозвучала народная или композиторская?
Какой характер этого произведения?
(Спокойный, песенный)
Какое время суток вы представили?
Какие инструменты вы услышали?
Кто исполнял произведение?
Вы услышали звуки из реальной жизни, которые изображали музыкальные произведения?
Что вы знаете о колоколах?
Что они значат для русского народа?
(Ответы детей)
Как вам кажется, в нашем произведении, какой звонил колокол? (благовест-благая весть, колокол приглашает всех в церковь к заутрене)
Какие картины вы представляли, когда звучала музыка?
(Рассматривание картин с изображением природы)
Как бы вы назвали это произведение?
Произведение, которое вы слышали, называется “Рассвет на Москве-реке” и является вступлением к опере “Хованщина”, которую написал Модест Петрович Мусоргский, великий русский композитор XIX века.
А что такое опера и где мы можем её услышать и увидеть? (ответы детей)
Опера рассказывает об исторических событиях XVII века, об уходящей Руси и начале правления Петра I. В XVII веке Русь называли деревянной Русью, почему?
Итак, в каком городе мы встречаем рассвет? (ответы детей)
В старинной Москве.
(Рассматривание иллюстраций, с изображением древней Москвы, учебник2 класс стр.8; учебник 4 класс стр.126)
Какие звуки вы слышите глядя на картину?
Вот она древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца, несётся над красной площадью колокольный перезвон, который так красиво передал в музыке М.П.Мусоргский. Послушайте, что он написал, когда впервые в 20-летнем возрасте посетил Москву: “…Кремль, чудный Кремль – я подъезжал к нему с невольным благоговением…Василий Блаженный и Кремлёвская стена… – это святая старина…Москва заставила меня переселиться в другой мир – в мир древности…”.
А как вы думаете, при помощи, каких выразительных средств музыки создаётся картина рассвета? (темп, лад, динамика, регистр)

6. Повторное слушание и анализ музыкального произведения.

(Звучит музыка)

Как изменяется музыка во время звучания?
Изменяется лад (сначала в миноре, затем мелодия преображается в мажор, значит переменный лад).
Изменяется регистр (начинается мелодия в среднем, а потом звучит в высоком регистре).
Как динамически развивается мелодия? (crescendo, diminuendo)
Как вы думаете, где в этом произведении будет кульминация?
Кульминация-это самое главное и самое яркое место в музыке.
Что в это время происходит в музыке? (восход солнца)
Если бы вы были сейчас в театре, то на сцене во время звучания этого вступления происходило следующее (ремарки написал сам М.П. Мусоргский):
“Занавес поднимается медленно. На сцене утренний полусвет”
“Главы церквей освещаются восходящим солнцем. Доноситься благовест к заутрене”
“Вся сцена постепенно освещается восходящим солнцем”
В этом праздничном звуковом многоголосье наступало каждое утро.

7. Итог урока:

Ну, вот мы как будто сегодня на уроке посетили древнюю Москву. Скажите, какое музыкальное произведение мы слушали сегодня на уроке? О чём нам рассказала сегодня музыка?   Чей образ она нарисовала? Удалось ли М.П. Мусоргскому раскрыть в музыке образ родной природы?
Как вам кажется, что ещё раскрыл нам композитор в этой мелодии, такой близкой по интонациям народной песне? (Любовь ко всему русскому, чистый образ Родины, красоту мысли о России – святой Руси).

8. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к вступлению “Рассвет на Москве-реке”.
Выставление оценок.