Внеклассное интегрированное мероприятие по географии и внеклассному чтению по теме "Африка, далекая и близкая"

Разделы: География, Внеклассная работа


Цель: Развитие познавательной и творческой активности учащихся.

Задачи:

  • Образовательные. Обобщение и закрепление материала по теме: Африка.
  • Коррекционно-развивающие. Коррекция и развитие речи путём пополнения и обогащения активного и пассивного словаря; коррекция и развитие оптико-пространственной ориентации при работе с картами в атласе, настенной картой, контурной картой; коррекция и развитие зрительных восприятий при работе с разрезными картинками, с силуэтами животных, в процессе выделения контура изучаемого материка среди контуров других материков; коррекция и развитие мыслительной деятельности через использование игровых моментов; развитие слухового восприятия и слуховой памяти при прослушивании звуков природы; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы: усидчивости, умения слушать, выполнять требования и указания учителя; развитие обще-учебных навыков при работе с настенной картой, атласом, контурной картой.
  • Воспитательные. Воспитывать культуру поведения, способствовать формированию навыков общения, способствовать развитию интереса к предмету, создать условия для развития самостоятельности, самовыражения учащихся через коллективную деятельность.

Оборудование: атлас, настенная контурная карта, водные фломастеры, цифры, контуры материков, солнце, сигнальный круг, разрезные картинки зверей, верёвка – 1,5м., голоса зверей, фотографии растений, три платка, фишки – плоды, африканские дары природы(финики, кокосы, кофе, какао, шоколад, бананы), ребус, фонограмма дождя, палочки для развития моторики, фонограмма – бой барабанов, ноутбук, магниты.

Ход урока

Организационный момент. (Взаимное приветствие. Настрой на интересное занятие.)

Уч. Географии:

Здравствуйте друзья
Вы пришли сюда не зря
Будем думать и играть
Будем голову ломать

– куда же мы с вами отправимся?

1. Впишите в клетки соответствующие цифре буквы.

– Какое слово получилось? (Африка)

– Мы отправляемся в Африку!

2.

«Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться,
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит» [1]

– как называется это стихотворение?

– кто написал это стихотворение?

– куда отправился доктор Айболит?

– зачем Айболиту необходимо было попасть в Африку?

Айболит: Я побывал в Африке и знаю много про этот материк. Сегодня я пришёл к вам в гости чтобы услышать, а что знаете об Африке вы?

Уч. географии:

3. Откройте атлас на странице соответствующей карте полушарий. Найдите Африку глазками.

4. Выделите контур соответствующий контуру материка Африка. (Контуры материков на магнитах, на доске)

(Лишнее убрать).

5. Будьте внимательны. Я задам сейчас вопрос. Подумав, поднимите цифру которой обозначен материк Африка. (Использование настенной контурной карты)

6. Показать правильно материк Африка на карте полушарий.

7. Итак…

«Мы отправимся туда
Где ни снега нет, ни льда
Где жара уже с утра
Африканская жара» [2]

– Отчего зависит свет и тепло на планете Земля? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо соединить точки с цифрами по-порядку и вы получите ответ. (Солнце )

8. По количеству получаемого солнечного тепла, что мы можем сказать про Африку, какой это материк? (Африка – самый жаркий материк)

9. Какие океаны омывают Африку? (по атласу)

10. Возьмите в руки сигнальный круг и покажите каким цветом на карте обозначается вода?

(Океаны, моря, озёра и реки обозначаются синим цветом.)

11.Какая река самая длинная не только в Африке, но и в мире?

12.

У реки с названьем Нил
Бродит нильский крокодил
Ничего что он зубастый
Всё равно мы, скажем «Здравствуй»
Это было в воскресенье
У крокодила на дне рожденье
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Что на части разлетелись
Раз, два, три, четыре, пять-
Помоги зверей собрать

– Собрать разрезную картинку, найти получившееся животное и прикрепить к соответствующему силуэту. Скажем Айболиту какие звери живут в Африке.

13. Айболит: Загадки от Айболита.

– Этот зверь какой-то странный,
Шея, как стрела у крана
Чтобы ртом достать до трав
Вдвое сложится… (жираф)

– Уж очень вид у них чудной,
У папы локоны волной
А мама ходит стриженной
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша… (львица)

– когда он в клетке, то приятен
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко
Как лев и тигр похож на кошку. (Гепард)

– Надели коняшке
Морские рубашки. (Зебра)

– По реке плывёт бревно,
Ох и злющее оно
Тем, кто в воду угодил
Нос откусит … (крокодил)

– В Африке встречаются удивительные птицы, подскажите их имена

  • Я, птица, чемпион по бегу
    Меня не обогнать атлету. (Страус)

  • Я ядовитых змей ловлю
    И им веду я счёт
    Ношу я за ухом перо
    И мне не нужно счёт. (Птица секретарь)

Уч. географии: 14. Вот такой разговор подслушал доктор Айболит в Африке

«Повстречал жирафа слон
Был немало удивлён:
Что же у него длиннее –
То ли ноги, то ли шея?

Айболит:

А жираф-то, между прочим,
Был не меньше озабочен
У слона-то, вот вопрос,
Что короче – хвост иль нос?

– В этих бусах зашифрована длина хвоста африканского слона» [3]

Впишите в цветные бусинки буквы, используя цветовую шифрограмму. (Полтора метра).

(Вот оказывается, чей тут хвост.)

Айболит: 15. А сейчас внимательные ушки.

Я слышал в Африке голоса разных зверей. А вы узнаете их? (Звучат голоса зверей) Приложение 1.

Айболит: 16. Я привёз из Африки фотографии растений, но забыл, как они называются. Помогите мне вспомнить названия растений. (Показывает фотографии растений.)

17. А одно растение осталось без имени. Все буквы рассыпались. Соберите слово. (Лиана)

18. А в нашем классе есть африканские растения?

19. Три человека – завязывают глаза.

Уч. Географии: Наступила ночь, и только слышно как падают плоды с деревьев, но ничего не видно, т.к. новолуние. Кто больше соберёт плодов. (Учащиеся собирают плоды)

Айболит: 20. Я пришёл не с пустыми руками, привёз гостинцы. На каких растениях они выросли? (Кофе, бананы, какао, финики, шоколад, кокос.)

Уч. Географии: 21. Растения и животные о которых мы сегодня говорили встречаются в разных природных зонах.

– Какие природные зоны выделяют в Африке?

Уч. Географии: 22. Ребус.

– разгадайте ребус и скажите: Какая географическая линия пересекает Африку примерно посредине. Проведите пальчиком.

23. (Звуки дождя) В районе экватора растут непроходимые леса. Как называется этот лес? И ежедневно неожиданно налетает сильный ветер, небо закрывают тёмные тучи и начинается сильный дождь, гроза, который также неожиданно заканчивается, как и начался. (Приложение 2)

– Все промокли. Разведём костёр. (палочки)

24. Тише, тише. Слышите бой барабанов. Это аборигены танцуют свой ритуальный танец. Чтобы вас не заметили, приложите к лицу ритуальный рисунок и присоединитесь к танцу. (Танцуют танец), (Приложение 3)

В Африки слово САМЫЙ встречается очень часто:

  • Африка – самый жаркий материк,
  • самая длинная река – Нил,
  • самое крупное животное суши – слон,
  • самое высокое животное – жираф,
  • самый быстрый зверь – гепард
  • самая большая пустыня – Сахара…

«Мы по Африке прошли
И теперь она вдали
Нам запомнится она» [2]
Самый жаркий материк
На планете Земля.

Используемая литература:

  1. Чуковский К.И. «Доктор Айболит».
  2. «Африка», книжка-раскраска в стихах. Редактор Кирпичева Г. Издательство Москва, ООО «Хатбер-М», 2003.
  3. Бабкина Н.В. «Мы вместе», странички для занятий с детьми, с.8, задание №4. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Издательство Москва. ООО «Школьная Пресса».