Цель урока: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению понятий “астрономия”, “космос” через поиск необходимой информации, сравнение объектов.
Задачи:
1) дать представление понятию “астрономия”;
2) познакомить учащихся с разнообразием небесных тел;
3) формировать универсальные учебные действия;
- Регулятивные учебные действия
– Работая по плану, сверять свои действия с
целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
– Учиться определять степень успешности
выполнения своей работы, давать оценку
работе.
- Познавательные учебные действия
– Выполнять универсальные логические
действия:
– анализ (выделение признаков);
– выбирать основания для сравнения,
классификации;
– устанавливать аналогии и причинно –
следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
– Самостоятельно предполагать, какая информация
нужна для решения предметной учебной задачи.
- Коммуникативные действия
– Доносить свою позицию до других, владея
приемами монологической и диалогической
речи;
– При необходимости отстаивать свою точку
зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать
аргументы фактами;
– Учиться критично относиться к собственному
мнению;
– Слушать других, пытаться принимать другую
точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- интерактивная доска,
- интернет,
- картинки на тему: “Загадочный космос”,
- наборы букв,
- толковый словарь В. И. Даля, Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Посмотрите-ка, ребятки,
На месте книжки, ручки и тетрадки?
2. Актуализация знаний.
– Ребята, вы часто смотрите на небо? Что там видите? (Звёзды, солнце, облака и т. д. ).
– Отгадайте загадки:
1. Синенька шубёнка
Весь мир покрыла. (Небо) Слайд №12. У наших у ворот
Рассыпался горох,
Ни лопатой не сгрести,
Ни метлой не смести. (Звёзды на небе) Слайд №23. По высокой дороге
Идёт бычок круторогий,
День он спит,
А ночью глядит. (Месяц) Слайд №34. Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (Солнце) Слайд №45. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (Комета) Слайд № 56. Осколок от планеты
Средь звёзд несётся где – то.
Он много лет летит – летит,
Космический… (Метеорит) Слайд №6
3. Постановка учебной задачи.
– Молодцы, ребята. О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о небе, космосе, солнце).
– Как одним словом можно назвать все отгаданные предметы? (небесные тела).
– Нашу Землю окружает бесконечное пространство. Это космос. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, Луна. Слайд № 7
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Как вы думаете, что нового вы узнаете сегодня на уроке? Чему научитесь?
4. Решение учебной задачи.
– Как вы считаете, зачем люди изучают небо? (узнать, сколько звёзд на небе, какие у них размеры и т. д. )
– Какая наука изучает небо? (астрономия)
– Астрономия-это самая древняя наука. Как вы думаете, где можно найти значение слова? Найдите в интернете, словаре, что обозначает это слово (“Астрон” в переводе с греческого звезда, “номос” – закон, наука о космических телах).
– Как называют учёных, которые изучают небесные тела? (Астрономами). Слайд №8
– Как называли людей в древности, которые наблюдали за звёздами. (Звездочёты). Слайд № 9
– Вы знаете, как представляли небо в далёкие времена? (Давным-давно считали, что Земля неподвижна и расположена в центре всего мира. Небо – это твёрдая крыша, а звёзды – это гвозди, прикрепляющие эту крышу. Солнце только освещает и согревает Землю. Луна вместе со звёздами украшает небо. ) Слайд № 10
Но это мнение опроверг великий польский астроном Николай Коперник. Слайд №11
Сообщение о Н. Копернике (заранее подготовленный учеником) Приложение №1
Физ. минутка:
– Сейчас немного поиграем. Если я называю предмет – космическое тело, вы поднимаете руки вверх. Если любой другой предмет – приседаете.
– Как вы считаете, для чего люди в древности вели свои наблюдения за космосом, космическими объектами? (для различных предсказаний)
– С помощью чего звездочёты и астрономы наблюдали за звёздами. Посмотрите на слайд. Назовите представленные предметы (телескопы) Слайд №12.
– Определите самый древний телескоп, самый современный.
Современные люди наблюдают за космосом не только через телескопы.
– С помощью чего в настоящее время человек может подняться в космос?
(Космического корабля) Слайд № 13
– Как называется площадка, с которой стартует космический корабль? (космодром) Слайд № 14
– Назовите первого космонавта планеты (Ю. А. Гагарин) Слайд № 15
– Когда произошёл первый полёт человека в открытый космос? (12 апреля 1961 года)
Работа с учебником.
– Исследуя космическое пространство, астрономы сделали вывод, о особенностях космоса. Найдите эти особенности в учебнике (уч. стр. 55)
- Космос – бесконечен;
- Все тела, которые есть в космосе, постоянно двигаются. (Неподвижных тел в космосе нет.)
Звезды светятся сами и освещают планеты. Каждая звезда – это огромный светящийся шар. Звёзды находятся очень далеко от нас и друг от друга. Они отличаются по размеру, цвету, температуре. Слайд №16
Самая близкая к нам звезда – Солнце. Слайд №17
Звёзды входят в то или иное созвездие. Учёные насчитывают 88 созвездий. Слайд №18
На ночном небе легко найти созвездие Большой Медведицы. Слайд №19
Рядом со звёздами находятся необычные небесные тела, которые постоянно меняют своё расположение. Их называют планеты. Они двигаются вокруг солнца. Этот путь называют орбитой. У Солнца 9 планет. Вместе с солнцем они образуют солнечную систему. Слайд №20
Луна – естественный спутник Земли и движется вокруг нее. Слайд №21
5. Закрепление изученного.
5.1. Работа с интерактивной доской.
Распределить слова – предметы на две группы. На какие группы можно распределить данные слова (1 группа: небесные тела, 2 группа: другие слова предметы) Приложение №2
5.2. Работа в группах.
– каждой группе я раздам набор букв. Из них вы должны составить слова – названия небесных тел (солнце, метеорит, звёзды, планеты, Земля, Луна) Приложение №3
6. Рефлексия.
– Что вы узнали нового на уроке?
– Что надо запомнить?
7. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок по теме: “Космос”. Подготовить по желанию на выбор сообщения (темы: “Планеты”, “Метеорит”, “Солнце”, “Луна”).
Литература:
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков “Окружающий мир”, издательство “Учебная литература”, 2011 год.
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков “Методические рекомендации к курсу “Окружающий мир” 2 класс”, издательство “Учебная литература”, 2012 год.
- Е.Ю. Сухаревская “Окружающий мир 1–4 классы. Справочник для ученика начальной школы”, Ростов-на-Дону 2010 год.