Загадочный космос. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению понятий “астрономия”, “космос” через поиск необходимой информации, сравнение объектов.

Задачи:

1) дать представление понятию “астрономия”;
2) познакомить учащихся с разнообразием небесных тел;
3) формировать универсальные учебные действия;

  • Регулятивные учебные  действия

– Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
 – Учиться определять степень успешности выполнения своей работы,   давать оценку работе.

  • Познавательные  учебные действия

– Выполнять универсальные логические действия:
– анализ (выделение признаков);
– выбирать основания для сравнения, классификации;
– устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
– Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

  • Коммуникативные действия

– Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и   диалогической речи;
– При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
– Учиться критично относиться к собственному мнению;
– Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • интерактивная доска,
  • интернет,
  • картинки на тему: “Загадочный космос”,
  • наборы букв,
  • толковый словарь В. И. Даля, Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон “Энциклопедический словарь”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Посмотрите-ка, ребятки,
На месте книжки, ручки и тетрадки?

2. Актуализация знаний.

– Ребята, вы часто смотрите на небо? Что там видите? (Звёзды, солнце, облака и т. д. ).

– Отгадайте загадки:

1. Синенька шубёнка
Весь мир покрыла. (Небо) Слайд №1

2. У наших у ворот
Рассыпался горох,
Ни лопатой не сгрести,
Ни метлой не смести. (Звёзды на небе) Слайд №2

3. По высокой дороге
Идёт бычок круторогий,
День он спит,
А ночью глядит. (Месяц) Слайд №3

4. Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (Солнце) Слайд №4

5. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (Комета) Слайд № 5

6. Осколок от планеты
Средь звёзд несётся где – то.
Он много лет летит – летит,
Космический… (Метеорит) Слайд №6

3. Постановка учебной задачи.

– Молодцы, ребята. О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о небе, космосе, солнце).

– Как одним словом можно назвать все отгаданные предметы? (небесные тела).

– Нашу Землю окружает бесконечное пространство. Это космос. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, Луна. Слайд № 7

– Сформулируйте тему нашего урока.

– Как вы думаете, что нового вы узнаете сегодня на уроке? Чему научитесь?

4. Решение учебной задачи.

– Как вы считаете, зачем люди изучают небо? (узнать, сколько звёзд на небе, какие у них размеры и т. д. )

– Какая наука изучает небо? (астрономия)

– Астрономия-это самая древняя наука. Как вы думаете, где можно найти значение слова? Найдите в интернете, словаре, что обозначает это слово (“Астрон” в переводе с греческого звезда, “номос” – закон, наука о космических телах).

– Как называют учёных, которые изучают небесные тела? (Астрономами). Слайд №8

– Как называли людей в древности, которые наблюдали за звёздами. (Звездочёты). Слайд № 9

– Вы знаете, как представляли небо в далёкие времена? (Давным-давно считали, что Земля неподвижна и расположена в центре всего мира. Небо – это твёрдая крыша, а звёзды – это гвозди, прикрепляющие эту крышу. Солнце только освещает и согревает Землю. Луна вместе со звёздами украшает небо. ) Слайд № 10

Но это мнение опроверг великий польский астроном Николай Коперник. Слайд №11

Сообщение о Н. Копернике (заранее подготовленный учеником) Приложение №1

Физ. минутка:

– Сейчас немного поиграем. Если я называю предмет – космическое тело, вы поднимаете руки вверх. Если любой другой предмет – приседаете.

– Как вы считаете, для чего люди в древности вели свои наблюдения за космосом, космическими объектами? (для различных предсказаний)

– С помощью чего звездочёты и астрономы наблюдали за звёздами. Посмотрите на слайд. Назовите представленные предметы (телескопы) Слайд №12.

– Определите самый древний телескоп, самый современный.

Современные люди наблюдают за космосом не только через телескопы.

– С помощью чего в настоящее время человек может подняться в космос?

(Космического корабля) Слайд № 13

– Как называется площадка, с которой стартует космический корабль? (космодром) Слайд № 14

– Назовите первого космонавта планеты (Ю. А. Гагарин) Слайд № 15

– Когда произошёл первый полёт человека в открытый космос? (12 апреля 1961 года)

Работа с учебником.

– Исследуя космическое пространство, астрономы сделали вывод, о особенностях космоса. Найдите эти особенности в учебнике (уч. стр. 55)

  1. Космос – бесконечен;
  2. Все тела, которые есть в космосе, постоянно двигаются. (Неподвижных тел в космосе нет.)

Звезды светятся сами и освещают планеты. Каждая звезда – это огромный светящийся шар. Звёзды находятся очень далеко от нас и друг от друга. Они отличаются по размеру, цвету, температуре. Слайд №16

Самая близкая к нам звезда – Солнце. Слайд №17

Звёзды входят в то или иное созвездие. Учёные насчитывают 88 созвездий. Слайд №18

На ночном небе легко найти созвездие Большой Медведицы. Слайд №19

Рядом со звёздами находятся необычные небесные тела, которые постоянно меняют своё расположение. Их называют планеты. Они двигаются вокруг солнца. Этот путь называют орбитой. У Солнца 9 планет. Вместе с солнцем они образуют солнечную систему. Слайд №20

Луна – естественный спутник Земли и движется вокруг нее. Слайд №21

5. Закрепление изученного.

5.1. Работа с интерактивной доской.

Распределить слова – предметы на две группы. На какие группы можно распределить данные слова (1 группа: небесные тела, 2 группа: другие слова предметы) Приложение №2

5.2. Работа в группах.

– каждой группе я раздам набор букв. Из них вы должны составить слова – названия небесных тел (солнце, метеорит, звёзды, планеты, Земля, Луна) Приложение №3

6. Рефлексия.

– Что вы узнали нового на уроке?

– Что надо запомнить?

7. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок по теме: “Космос”. Подготовить по желанию на выбор сообщения (темы: “Планеты”, “Метеорит”, “Солнце”, “Луна”).

Литература:

  1. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков “Окружающий мир”, издательство “Учебная литература”, 2011 год.
  2. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков “Методические рекомендации к курсу “Окружающий мир” 2 класс”, издательство “Учебная литература”, 2012 год.
  3. Е.Ю. Сухаревская “Окружающий мир 1–4 классы. Справочник для ученика начальной школы”, Ростов-на-Дону 2010 год.

Презентация