Модуль числа

Разделы: Математика


Это первый урок по теме. На уроке вводится и закрепляется понятие “Модуля числа” на различных примерах.

Цели урока:

  1. Образовательная: ввести понятие “модуль числа”, показать обозначение модуля; сформировать у учащихся понятие о модуле числа как расстоянии точки, соответствующей данному числу до начала отсчета, научить находить модули чисел.
  2. Развивающая: способствовать развитию навыков и умений учащихся при решении задач и упражнений.
  3. Воспитательная: формировать у учащихся внимание и самоконтроль.

Оборудование: магнитная доска, на стол учащимся раскладываем карточки с числами: -12; 12; -66; 66; -15; 15; 0; -7; 7; 2/3; -2/3; -4, 6; 4, 6; 0, 2; -0, 2. Карточки для учителя /8/; /1, 3/; /-5, 2/; /8/9/; /-5/7/; /-42/; /0/.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас новая тема урока. Но сейчас мы поработаем устно.

1.

Я сейчас буду читать утверждения, если оно верно вы поднимаете красную сигнальную карточку, если ложно – синию.

  1. Прямую с выбранным на ней началом отсчёта и единичным отрезком называется координатной прямой.
  2. Число, показывающее положение точки на прямой, называется координатой этой точки.
  3. Число со знаком + называется положительным.
  4. Число со знаком – называется натуральным числом.
  5. Два числа, имеющие одинаковые знаки, называются противоположными.
  6. Число нуль противоположно самому себе.
  7. Числа, которые используют при счете предметов, называют целыми.

2.

Поставь вместо * такое число, чтобы получилось верное равенство:

  1. -(-80)=*
  2. 3, 5=-*
  3. -(+12)=*
  4. +49=-*
  5. -(-247)=*
  6. 3, 2=-*
  7. -2/3=+*
  8. -0=*

3. Объяснение нового материала.

Сейчас я вам расскажу сказку, вы послушаете и постараетесь услышать слово, еще не знакомое вам.

На числовой прямой собрались на совещание разные числа: положительные, отрицательные и Нуль. Председателем единогласно был избран Нуль. Он встал и стал держать речь: ”Уважаемые числа, мы собрались здесь для того, чтобы оценить наши действия. Я должен отметить, хотя, может быть, это и не скромно, что от меня идет счет, поэтому я и буду давать всем оценку. Справа от меня находятся положительные числа, ничего отрицательного о них не скажешь. Слева – числа отрицательные. В жизни очень плохо быть отрицательным, но нам, в математике, часто не получить без них положительный ответ. Всякого одобрения заслуживает Модуль, который всегда неотрицательный”. Сидят числа и раздумывают как понимать оценку Нуля?

Ребята! Какое новое слово вы услышали? (МОДУЛЬ). Давайте разберемся с этим словом.

Открываем тетради, записываем классная работа. Тема нашего урока “Модуль”.

Цель: сегодня на уроке мы с вами узнаем, что же называется модулем числа, научимся находить модули чисел.

Давайте построим координатную прямую и отметим на ней т. А(4) и т. В имеющую противоположную координату. Измерьте и запишите чему равны расстояния ОА и ОВ. Что можно сказать о этих расстояниях? (Эти расстояния равны). Дать определение модуля.

Вывод: расстояние от начала координат до т. А(4) называют модулем числа. Расстояние от начала координат до т. В(-4)называется модулем числа.

Значит, если ОА=4см, то/4/=4

Если ОВ=4см, то/-4/=4

Как называются числа 4 и -4? (противоположными). Какой можно сделать вывод? (модули противоположных чисел равны). Как это можно записать в общем виде?

/а/=/-а/

Чему равен модуль числа О? Почему?

4. Закрепление

Учитель показывает карточки, на которых записаны числа, а ученики через запятую записывают в тетрадь чему равен модуль данных чисел.

Ребята какие вы записали числа? (положительные)

Что у этих чисел общего?

5. Физкультминутка

– На парте у учащихся лежат карточки с числами 12 и 12; -66 и 66; -15 и 15; 0; -7 и 7; 2\3 и – 2\3; -4, 6 и 4, 6; 0, 2 и – 0, 2.

По команде учителя выходят по очереди только те ученики, у кого на парте карточки счислами, модуль которых равен 12; 66; 15; 0; 7; 2\3; 4, 6; 0, 2.

Карточки вывешиваются парами на магнитную доску.

Какое число осталось без пары?

6. Работа с учебником №937 на доске и в тетрадях.

7. Самостоятельная работа

Вычислите:

/-12/; /+17/; /0/; /-(-4)/; /+(-2)/; /-(+21)/

8. Итог урока:

1) Что называют модулем числа?
2) Каким будет модуль положительного числа?
3) Каким будет модуль отрицательного числа?
4) Какие числа имеют отрицательный модуль?
5) Чему равен модуль числа 0?

9. Д/З п. 28 №954; №957; №951.