Рождественская ярмарка. 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Пояснительная записка

Урок-обобщение по теме “Народные промыслы” по календарно-тематическому планированию проводится в конце декабря, т. е. перед Рождественскими праздниками. Поэтому возникла идея провести его как Рождественскую ярмарку, куда съедутся мастера Хохломы, Жестова, Палеха, Гжели. Каждый промысел представляет группа учащихся, оформляет выставку (дети приносят из дома, имеющиеся у них изделия данных промыслов) и в яркой театрализованной форме рассказывает об особенностях данного промысла. Далее дети займутся росписью деревянных заготовок яиц (их можно купить в сувенирных магазинах) в стилистике соответствующей представленным промыслам

Для проведения данного урока необходимо подготовить класс, разбив его на две зоны

“Ярмарка” и “Мастерская”. В зоне “Ярмарка” проходит первая часть урока, и как было сказано выше, оформляется выставка и проводится презентация промыслов. В зоне “Мастерская” составлены попарно столы, на которых расставлены деревянные заготовки яиц и все необходимое для их росписи, Здесь дети займутся творчеством.

Какая же ярмарка без песен! Заранее выучиваются Колядки или подбирается соответствующее фольклорное музыкальное оформление. Примеры музыкального сопровождения – Приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Тип урока: интегрированный (изо+музыка) обобщения и систематизации знаний

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “Народные промыслы” с использованием музыкального фольклорного материала.

Задачи:

  • закрепление полученных знания о народных промыслах;
  • развитие познавательного интереса детей к народному искусству;
  • воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное, активной жизненной позиции в осознании прошлого и будущего;
  • практическое использование стилистических особенностей промыслов в своем творчестве;
  • приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изучаемых промыслов
  • декорирование объемной формы;
  • знакомство с песенным фольклором.

Материалы и технические средства: аудио- и видеоаппаратура, краски (гуашь), кисти, деревянные заготовки яиц.

Ход урока

На экране рисунок 1.

Перед началом урока дети находятся в коридоре. Начинают петь “Колядку” и с песней входят в класс.

Как ходила Коляда
Об кануне Рождества
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам
По всем улочкам
Мы нашли-то Коляду
У Ивана на дворе
А Иванов двор,
Что железной тын
По среди двора
Стоят три-то терема
Как во первом терему
Светел месяц
Во втором-то терему
Часты звездочки,
А во третьем терему
Ихни детушки.

После исполнения “Колядки” ученики рассаживаются на стулья в зоне “Ярмарка”.

Выходит Ведущий:

– Здравствуйте дорогие гости! Як нам на ярмарку приехали мастера из Гжели, Жостова, Палеха, Хохломы и готовы рассказать нам о своих промыслах!

– Гжель – страна голубых роз и синих птиц!

Выходит группа детей, которые представляют Гжель. Читается текст и параллельно идет показ слайдов (рисунок 2; 3; 4; 5):

 

 

– Синим кобальтом по белому фарфору – синие розы и синие травы на простейшей плошке и на сложнейшем барочном подсвечнике – все это одинаково безошибочно узнаваемая среди любых поделок знаменитая гжель. Само название “гжель” выводят из глагола “ жечь”, обрабатывать глину. Идет оно из глубокой старины. По-гречески глина –“керамос”, а в России синонимом керамики стала гжель, ибо глиноземы донных образований древнего праокеана заложили тут природную кладовую с таким разнообразием глин, что хоть кирпичи обжигай, хоть тончайший фарфор. Десятки гжельских деревень занимались изготовлением глиняной посуды, игрушек, свистулек. Смешав глину в определенной пропорции с известью, получали светло-серый керамический материал, который покрывали бесцветной и прозрачной глазурью и расписывали кобальтовым растительным и геометрическим орнаментом, выполненным живописным мазком в сочетании со штриховым рисунком. После обжига изделия приобретали белый цвет с ярко-синим орнаментом.

Ведущий:

– Золотая Хохлома – выходи скорей сюда!

Мастера из Хохломы рассказывают о своем промысле. Слайды (рисунок 6; 7; 8).

– История промысла тесно переплетается с легендой. По легенде, начало ему положил искусный богомаз, укрывшийся в заволжских лесах. Подивились появившейся вдруг откуда-то из нижегородских лесов прекрасной золоченой посуде. Бросились искать его, и тогда художник исчез, передав свое искусство товарищам. Рождение хохломской росписи в самом деле обязано иконописцам-старообрядцам, перенесшим на токарную посуду известные им приемы обработки дерева и живописи. Грунтовали дерево жидко разведенной на воде глиной, затем высушивали, натирали льняным маслом и покрывали серебряным порошком. Покрывали сваренным из олифы лаком и закаливали изделие в печи. От жара лак желтел, и посуда становилась медово-золотистой. По золотому фону и писали. Сложились приемы росписи – “травного верхового письма”, то есть узора, наносимого краской поверх золотистого фона, либо письма “фонового”, когда узором, наоборот, выступает само оконтуренное золотое покрытие, а остальная поверхность глухо закрашивается черной или красной краской. А название свое промысел получил от села, где посуду не делали ни прежде, ни теперь. В Хохломе была ярмарка, где торговли посудой – отсюда и пошло название.

Ведущий:

– Сказочники-миниатюристы, мастера из Палеха!

Мастера из Палеха:

Слайды (Рисунок 9, 10, 11).

– Точными сведениями, откуда пошел Палех, мы не располагаем. Сохранилось предание о том, что основали его бежавшие в леса жители разоренных татарами Владимира и Суздаля, где выжигали площади под селения и пашни. Отсюда и название Палех – от слова “палить”. С бежавших вместе с ними монахов-иконописцев будто бы и началось искусство палешан. Так это было или иначе – история и былина, реальность и сказка стали главной темой их современных произведений. Само по себе приготовление необычного “полотна” для художников – лаковых коробочек – большое искусство. До того как коробочка попадет к художнику, проходит два месяца. Картонные листы наворачиваются на деревянные формы слой за слоем. Полученные заготовки просушиваются и пропитываются льняным маслом, от чего становятся легче, плотнее и крепче дерева. Их можно резать, строгать, пилить. Затем поверхность грунтуется и покрывается сажей с льняным маслом, а внутри коробочка – красным лаком. После росписи она вновь возвращается в цех, где изделие собирают, лакируют и часами полируют голой рукой – именно тепло женской руки придает волшебным шкатулкам удивительную яркость красок и бездонную глубину черного лака, Палешане пишут темперой, чистыми насыщенными цветами, создавая золотыми линиями, штрихами и точками сказочную игру солнечного света.

Ведущий:

Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит
Есть поднос, плоды дарящий…
Мастера из Жостова:

Слайды (Рисунок 12; 13; 14).

– Мастер придирчивым взглядом оценил круглую заготовку, погладил ладонью поверхность черного лака, прикинул на подносе условную осевую линию, и затем уверенным вращением кисти посадил вблизи центра розовый кружок соцветия. После чего прирастил к нему пяток лепестков, и вот уже на металлическом подносе распустилась роза. Невдалеке от нее мастер той же краской нарисовал другу розу, поменьше, затем еще одну, а подальше, к краю, – два нежных бутона. Яркие огненные мазки на сдержанном фоне, резкий контраст огненных красок, упавших на пастельную палитру природы. Как точно схвачен он народными мастерами этой подмосковной деревушки, в которой уже более полутора веков живет, не прерываясь, один из самых жизнерадостных видов русского народного искусства – знаменитая жостовская роспись лаковых металлических подносов! В 1825 году в сорока километрах от Москвы в деревне Жостово возникает промысел со своей особой манерой живописи. Начинается все с раскройки железного листа на заготовки различной формы, которые попадают под пресс. Затем они грунтуются замазкой из мела и олифы, просушиваются и шлифуются сажей с маслом. Загрунтованный поднос красится в цвет фона – черный, красный, синий или желтый – и покрывается двумя слоями масляного лака. К живописцу он попадает идеально ровным и гладким. Уверенными мазками художник выписывает красные маки, георгины, нежно-голубые незабудки и фиолетовые анютины глазки, а черные пустоты между цветами заполняются листьями, стеблями, травкой.

Ведущий:

– Мастера, пора приниматься за работу!

Дети запевая песню:

Мы утавили кросна
Им девятая весна
Им девятая весна
Десята масленая
Им девятая весна
Десята масленая
Возле нитеных коклюшек
Трава выросла
Возле нитеных коклюшек
Трава выросла
На прошесте самоседка
Цыплят вывела
На прошесте самоседка
Цыплят вывела
Цыплят вывела
Да траву выкосила

и переходят в зону “Мастерская” и приступают к росписи яиц. Во время работы поются фольклорные песни или звучит этнографическая музыка.

В завершении урока учащиеся выставляют свои работы.