Социализационно-ситуационный подход в образовательном процессе колледжа

Разделы: Иностранные языки


Социализационно-ситуационный подход в образовании даёт оптимизацию образовательного процесса, благодаря развитию теоретического мышления и усилению любознательности студентов. Эффективность использования социализационно-ситуационного подхода доказана в ходе педагогического эксперимента.

Ключевые слова: социализационно-ситуационный подход в образовании, профессионально-трудовая социализации личности, профессиональные качества, мотив, компоненты образования – теоретические, эмоциональные, ценностные (оценивательные) и коммуникативные.

В профессионально-трудовой социализации личности оптимально изменить профессиональные её качества помогает социализационно – ситуационный подход. Рассмотрим его на примере образовательного процесса колледжа.

На занятиях создаётся образовательная ситуация и существует она в форме образовательной функциональной системы. Если оба названных условия выполнены, то и процесс существует. Образовательный процесс – это интеграционное единство образовательной ситуации и образовательной функциональной системы.

Рассмотрим структуру образовательной ситуации. Основные ее компоненты: готовность педагога к организации образовательного процесса (лекции, классного часа, урока и т. п.), готовность студента к образовательным действиям, готовность средств освоения компонентов образования.

Состояние образованности вместе с желанием (мотивом) обусловливают образование цели действия студента. В процессе образования цели, видимо, происходит взаимное влияние друг на друга ее и желания (мотива).

На основе отмеченного логично выделить следующие четыре группы средств освоения компонентов образования – теоретические, эмоциональные, ценностные (оценивательные) и коммуникативные. Каждая из этих групп имеет две стороны – содержательную и преобразовательную.

Теоретические средства предоставляют возможность: изучать теорию, содержание предмета, характеристики его компонентов; оперировать его понятиями, компонентами, выполнять с ними разнообразные мыслительные операции.

Эмоциональные средства позволяют организовывать переживания при рассмотрении появляющихся в поле внимания объектов, без чего не может быть полноценного осмысления их.

Ценностные средства предоставляют возможность устанавливать значимость рассматриваемых объектов, явлений, чтобы понять, есть ли смысл обращать на них внимание.

Коммуникативные средства дают возможность реально проанализировать созданную ситуацию, создать своё мнение, суждение, спрогнозировать будущий результат действий и обсудить возможные варианты действий.

Выделенные группы средств не изолированы друг от друга, существуют во взаимосвязях и взаимообусловленностях. Они выступают и в материальных, и в идеальных формах. Эта совокупность может быть более благоприятной или менее благоприятной, но ее присутствие – необходимое условие существования образовательного процесса.

Совокупность готовности педагога, студента и средств усвоения компонентов образования должна соответствовать требованиям их согласованности и адекватности поставленной образовательной задаче.

Подготовленность образовательного процесса заключается в существовании интеграционного единства всех перечисленных условий, т. е. в их одновременном присутствии и наличии всех необходимых логических связей между ними.

Каждый процесс существует благодаря присутствию в нем функциональной системы. Поэтому нам следует рассмотреть ее сущность.

Основы природы функциональной системы раскрыл П.К.Анохин. Ее особенности в предмете педагогики рассмотрены в ряде публикаций [1; 2; 3].

В образовательной взаимодеятельности функционируют два сущностных участника – педагог и студент.

Педагог передает студенту информацию о сложившейся или задаваемой образовательной ситуации, которую требуется выполнить (решить). Эта информация поступает в сознание студента, в котором (в памяти) хранится освоенная им образовательная информация и сознание студента приводит в движение инструментарий изменения рассматриваемых объектов образования.

Этот инструментарий многопланово многосторонен. Он имеет внутренние и внешние компоненты. У них мы выделяем когнитивную, эмоциональную, ценностную (оценивательную) и коммуникативную стороны. Каждое качество, свойство личности имеет когнитивное содержание, вызывает эмоциональные переживания (красивое или некрасивое), ценностные отношения (нужное или ненужное и т. п.; имеет некоторую значимость для него: полезное, бесполезное, вредное, приятное, непонятное…) и коммуникативно оформлено (в суждениях, умозаключениях, алгоритме действий и т. д.). В выполняемых студентом в образовательном процессе действиях приводятся в движение все эти компоненты.

Действия студента изменяют его объект, приводят его в новое состояние. Функциональная информация об этом состоянии поступает и к студенту, и к педагогу. Но она не является сущностной, образовательный процесс создаётся не для того, чтобы преобразовывать этот объект. В изменении объекта проявляются его свойства, информация о которых откладывается в сознании студента. Это и есть сущностная информация образовательного процесса, ради которой он проводится.

Эта информация о свойствах объекта обогащает сознание студента, вследствие чего следующее действие с ним он выполняет на более высоком уровне компетентности.

Функциональная информация помогает студенту оценивать сущностный результат, а преподавателя ставит в известность о том, что студент соответствующее действие выполнил, а также о правильности его выполнения.

Функциональный подход к рассмотрению субъект – объектных отношений в образовательном процессе позволяет заключить следующее. Ведущим субъектом в нем является педагог. Студент же является объектом действий педагога. В то же время, студент является субъектом решающих событий, в которых производится тот продукт, ради которого существует этот процесс. Значит студент – решающий субъект. Объектом его действий является изучаемая действительность.

Студент всегда выполняет две необходимые роли – объекта ведущей и субъекта решающей подсистем. Он является связующим функционалом этих подсистем. Без выполнения им двух рассмотренных функций образовательного процесса не может быть. Действия студента интегрируют все рассмотренные нами обстоятельства в единую систему образовательного процесса.

В процессе образовательного мероприятия в каждой системе происходит обмен информацией между субъектом и объектом. При воздействии субъекта на объект осуществляется прямая связь между ними, а в противоположном действии – обратная связь. Воздействия могут осуществляться крупными блоками и малыми порциями. Основные трудности в организации функционирования систем заключаются в обеспечении обратных связей, особенно в решающей системе (связи в ней называются внутренними). Студенту всегда нужно знать, правильно он действует или неправильно, а своих оценочных возможностей у него недостаточно. Ему нужна помощь извне. Но преподаватель не может контролировать и направлять действия каждого студента в отдельности постоянно, часто и одновременно. Для повышения частоты внутренних обратных связей применяют обучение студентов самообучению, особые способы организации самоконтроля, технические средства обратной связи.

Итак применение социализационно-ситуационного подхода помогло нам установить, что образовательная ситуация и образовательная функциональная система обусловливают друг друга и тесно взаимосвязаны.

Данный подход эффективен:

  • развивает мыслительные операции, теоретическое мышление студентов,
  • формирует исследовательский подход к изучению будущей профессии,
  • активизирует познавательную деятельность студентов,
  • формирует профессиональные качества личности будущего специалиста,
  • социализовывает студентов,
  • формирует самостоятельный подход в добывании профессиональных знаний.

Но вместе с этим наблюдается у студентов колледжа ещё недостаточный уровень и системность блока общих и профессиональных компетенций, хотя этот подход обеспечивает более прочное усвоение знаний, ориентирует на комплексное их использование, развивает умственные способности и самостоятельность будущих специалистов.

Педагогическая ситуация – это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном учебном пространстве. Структура ситуации внешне проста: преподаватель – студент – способ их взаимодействия в конкретный временной промежуток.

Ситуации могут быть стихийными, но могут быть специально спроектированы преподавателем.

Проектирование педагогических ситуаций – это подгонка процесс обучения под конкретных студентов с оперативным учетом реальной обстановки.

Так, студенты рассматривают ситуации как состояние умственного затруднения, возникшего в ходе анализа информации либо определённых обстоятельств. Они классифицируют проблемные ситуации: по содержанию неизвестной информации, уровню проблемности, уровню рассогласованности информации, методическим особенностям, уровню готовности студентов воспринимать требуемую профессиональную информацию.

По содержанию неизвестной информации ситуации направлены на познание: цели, объекта деятельности, способов деятельности, условий выполнения деятельности, вариативности решений проблемных вопросов, креативности решений, риска профессиональной деятельности.

По уровню проблемности ситуации бывают: возникающие независимо от приёмов создания ситуаций, поставленные и разрешенные преподавателем, самостоятельно сформированные студентами проблемы и найдены ими решения, поставленные преподавателем проблемы и найденные решения студентами, спонтанные ситуации и проблемы выдвигаемые студентами и нахождение решений в ходе мозгового штурма.

По уровню рассогласованности информации ситуации подразделяются на: предположения, предпочтения, несоответствия, соответствия убеждениям, неожиданности, неопределенности, опровержения, конфликта, атаки, позитивного обсуждения.

По методическим особенностям ситуации классифицируются на: преднамеренные, непреднамеренные, целевые, проблемно изложенные, эвристически изложенные, демонстративно показанные, артистически инсценированные, драматизированные, проигранные в ролях. К ним относятся следующие формы работы студентов: исследовательские, лабораторно-практические, эвристически – проблемные задания, деловые игры, коллективно – творческие дела, мозговые штурмы, брейн – ринги и т.д.

По уровню готовности студентов воспринимать требуемую профессиональную информацию ситуации подразделяются на: экспромтные, подготовленные заранее, ситуативные, пошаговые, фронтальные, интегративные, репродуктивные, диалогические, монологические.

Преподаватель может использовать разные приемы создания ситуаций: побуждать теоретически объяснять факты, использовать опыт жизненных ситуаций, искать применение результатов проблемных заданий, ознакамливать с необъяснимыми фактами, предъявлять разные точки зрения, задавать вопросы альтернативного типа, давать задания прогностического характера и др.

Таким образом, характеристика образовательного процесса состоит из 3 основ: хочу стать специалистом, могу развивать свои способности, надо доводить умения до автоматизма. Отсюда вытекают факторы, влияющие на развитие личности: биологические, средовые (макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы), сама активная деятельная позиция личности.

Так, теория развития личности включает: биологизаторские теории, социологизаторские основы и теорию саморазвития личности. Поэтому характеристика целостного педагогического процесса состоит из взаимодействий (целенаправленных, содержательно-насыщенных, организационно-оформленных). Педагогическое взаимодействие проецирует педагогическую деятельность преподавателя с её ведущей ролью и самоизменениями студента (интересов, потребностей, мотивов, способностей, качеств личности, ее ценностей)

Педагогический процесс: взаимодействие педагога и студента, благодаря связям (информационным, организационно-деятельностным, коммуникативным, управления и самоуправления). Компоненты педагогической системы: целевой, стимулирующий мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности преподавателя, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Его элементы: гуманистическая направленность (интересы, ценности, идеалы), профессиональные знания (предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии, социологии), педагогические способности (коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность), педагогическая техника (умение управлять собой, умение взаимодействовать со студентами), общечеловеческие ценности, НОТ, теоретичность мышления, способность овладевать и интегрировать знания на протяжении всей педагогической деятельности.

Библиографический список

  1. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М., 1980.
  2. Малиночка, Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989.
  3. Малиночка, Э.Г. Обратная связь как педагогическая категория // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: Сборник научных трудов. Вып. 2. – Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 1997. – С.152 – 165.

Открытый урок
по теме “Внеаудиторное чтение”
со студентами 3 курса специальности 143063

Цели преподавателя:

развивающие:

  • развивать навыки использования Будущего времени в прошедшем в устной и письменной речи;

обучающие:

  • обучить навыкам правильного перевода будущего времени в прошедшем;

воспитательные:

  • развивать профессионально-трудовую социализацию студентов.

Задачи преподавателя:

  1. Обучить навыкам правильного перевода будущего времени в прошедшем.
  2. Развивать навыки использования основной лексики, отражающую специальность, на письме.
  3. Формировать умение определять грамматические единицы в тексте.

ЗУН:

знать:

  • образование будущего времени в прошедшем и случаи его употребления;
  • основную лексику, отражающую специальность;

уметь:

  • бегло читать и переводить тексты;
  • правильно переводить будущее время в прошедшем.

Цели студентов:

развивающие:

  • развить умения использовать Будущее время в прошедшем в устной речи и на письме;

обучающие:

  • обучить навыкам художественного перевода будущего времени в прошедшем;

воспитательные:

  • воспитывать профессиональные качества трудолюбия и внимательности.

Задачи студентов:

  1. Научиться правильно переводить будущее время в прошедшем.
  2. Развить умения пользоваться понятиями и терминами по специальности в речи и на письме.
  3. Формировать готовность студентов к профессионально-трудовой социализации.

Ход работы

Студенты изучают новую лексику, читают и переводят текст, выделяя главную идею.

1. Фонетическая, грамматическая зарядка

Vocabulary

A battery – батарея
A cable – провод, кабель
A controller – выключатель
A lamp – лампа
A solar panel – панель электрического питания

2. Основная часть

Студенты выполняют упражнение.

Упражнение 1. Прочитайте, переведите тексты. Выделите главную идею. Ответьте на вопросы.

Electrical circuit

Hi, Mario,

My name's Bob. How does the burglar alarm on my window work?

Mario's answer:

Well, Bob, on your window there's a small magnet. Next to it, on the window frame, there's a metal switch and two terminals. These annals are attached to two wires and the wires are connected to a battery and a buzzer. They make a simple circuit. When the window is closed, the switch is next to the magnet. The magnet pulls the switch towards it. This closes the circuit and electricity flows through it. The buzzer does not sound.

When the burglar opens the window, he breaks the circuit. The magnet moves away from the switch and this is the spring to pull the switch back. This opens the circuit. The open circuit prevents the current from crack. When this happens, the buzzer makes a sound.

Ответьте на вопросы.

– Does the buzzer sound when there is no circuit?

– What is the answer to Bob's second question?

Manufacturing of plastics

The manufacture of plastic and plastic products involves procuring the raw materials, synthesizing the polymer, compounding the polymer into a material useful for fabrication, and molding or shaping the plastic into its final form.

Raw Materials

Most plastics were made from resins derived from vegetable matter, such as cellulose (from cotton), oils (from seeds), starch derivatives, or coal. Casein (from milk) was among the no vegetable materials used. Although the production of nylon was originally based on coal, air, and water, and nylon 11 is still based on oil from castor beans, most plastics today are derived from petrochemicals. These oil-based raw materials are relatively widely available and inexpensive. However, because the world supply of oil is limited, other sources of raw materials, such as coal gasification, are being explored.

Synthesizing the Polymer

The first stage in manufacturing plastic is polymerization. The two basic polymerization methods are condensation and addition reactions. These methods can be carried out in various ways. In bulk polymerization pure monomer alone is polymerized, generally either in the gaseous or liquid phase, although a few solid state polymerizations are also used. In solution polymerization, an emulsion is formed and then coagulated. In interfacial polymerization, the monomers are dissolved in two immiscible liquids, and the polymerization occurs at the interface of the two liquids.

3. Выполнение практической работы

Студенты пишут в тетрадях.

Упражнение 1. Наришите предложения в косвенной речи.

  1. Bill was taking a long time to get ready, so I
  2. Sarah was driving too fast, so I asked
  3. Sue was nervous about the situation. I told
  4. I couldn't move the piano alone, so I
  5. The customs officer looked at me suspiciously and
  6. Tom was going to the shop, so I
  7. The man started asking me personal questions, so I
  8. John was very much in love with Mary, so he
  9. I didn't want to delay Helen, so I

Упражнение 2. Напишите предложения в страдательном залоге.

  1. We invited the guests to the party.
  2. She waters flowers every week.
  3. I shell discover new ways of life.

Упражнение 3. Обсудите ситуации на английском языке:

– оголённая розетка, что надо сделать?( надо отключить питание тока и изолировать провода , подтянуть крепежи и укрепить крышку),

– выбивает автомат предохранителя счётчика, что необходимо сделать?(необходимо убедиться, что человек стоит на изоляционном коврике, проверить все крепежи крепления электрического оборудования, проверить оголенность концов провода и проверить массу заземления),

– выпрямитель тока сотового телефона не работает, что надо сделать? (необходимо проверить контакты розетки, цельность провода, пригодность вилки к работе, найти повреждение провода, разрезать провод, зачистить концы, соединить концы провода, покрыть изоляционной лентой, проверить пригодность выпрямителя к работе),

– отсутствует напряжение в зарядном устройстве сотового телефона, что и с какой целью необходимо выполнить? (необходимо осмотреть розетку, чтобы убедиться в исправности работы выпрямителя, при обнаружении, что вилка свободно ходит, следует изолированной отверткой закрепить свободно двигающийся штекер вилки, при этом следует соблюдать технику безопасности работы под напряжением , и проверить работу зарядного устройства через тестер или пробник.

4. Проектная деятельность

Найдите в Интернете информацию по теме “Электрооборудование компаний в России и их типичные неисправности” и составьте свой проект.

5. Вопросы для обсуждения

  1. Do you consider that You can count all electrical circuit in a house right?
  2. Why do you think so?