Цели урока:
- привить любовь у учащихся любовь к книге;
- выявить умственные и творческие способности.
Оборудование:
- На доске написаны плакаты с высказываниями о книгах и чтении: “Книга – жизнь нашего времени” (И.Г. Белинский), “Испокон века книга растит человека” (народная мудрость); “Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться” (А.А. Блок).
- Листки с кроссвордами.
- “Цветок-ромашка”
- Разрезанные на части пословицы.
- Презентация.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наша встреча будет посвящена книгам. Вам будут предложены различные задания, которые вы должны будете выполнить.
Книга – учитель,
Книга – наставник.
Книга – надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
С.Я.Маршак.
Ведь книги – наши верные, надежные и мудрые друзья. Они живут рядом с нами везде и на полках, и в шкафах. Книга – учит нас быть умными, добрыми, честными. Ведь только в них мы узнаем о далеком прошлом, о том кто первый полетел в космос и о многом – многом другом. Ребята, а вы любите читать книги? Вот сейчас и проверим ваши знания о книгах, проведя ряд конкурсов. В этих конкурсах будут участвовать две команды.
Ход урока
I. Конкурс “Угадай портрет”
Ведущий: Командам показываются портреты детских писателей. Вам нужно отгадать, чей это портрет. (А.С.Пушкин, И.А Крылов, Г.Х. Андерсена, С.Я.Маршака, К.И.Чуковский, А.Л.Барто) (слайды 3-8)
II. Конкурс “Литературная викторина”
Ведущий: Каждой команде будут задаваться вопросы из сказок, произведений. За правильный ответ 1 балл. Если команда не отвечает на вопрос, то отвечает команда соперница.
- Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)
- В этой сказке рассказывается, как мачеха прогнала падчерицу под Новый год в лес за цветами. Как называется эта сказка? Кто автор? (“12 месяцев”, С.Я. Маршак).
- Кто написал книги про дядю Федора? (Успенский).
- Назовите сказки Г.Х.Андерсена. (Дюймовочка, Гадкий утенок и т.д.).
- Главный герой сказки “Снежная королева”? (Кай).
- В кого превращался царь Гвидон? (В комара, шмеля и муху).
- В каком произведение дверь находилась за нарисованным очагом? (Толстой “Приключения Буратино”)
- Кто написал сказку “Серебряное копытце”? (П.Бажов)
- Из какого произведения эти герои: мальчик и девочка, маленькая разбойница (“Снежная королева. Андерсен)
- Тот, кто дал Буратино мудрый совет. (Сверчок)
- “Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки”. (Мальвина – Буратино)
- . Какой писатель стал автором известной сказки "Приключения Чипполино"? (Д.Родари)
- Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала. (Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
- Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено. (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)
- Имя какого очень кислого фрукта, носит принц из сказки о приключениях Чипполино? (Лимон)
- Кто такой Каа? (Питон, друг Маугли)
- Спутник лисы Алисы. (Базилио)
- Грозный разбойник сказок Чуковского (Бармалей)
- Средство, при помощи которого доктор Айболит общался со зверушками (Телефон)
- Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь, Элиза . (Г.Х. Андерсен. “Дикие лебеди”)
III. Конкурс “Портретный”
Ведущий: Каждой команде по очереди читаются портретные описания героев. Вы должны отгадать, о каком герои идет речь.
- Этот сказочный герой благодаря своему изворотливому уму, хитрости и ловкости, он сумел обмануть не только короля, но и злого волшебника и добился счастья не только для своего хозяина, но и для всех жителей села. Он очень любит мышей. (Кот в сапогах)
- Странный неопознанный объект, напоминающий бочонок летает над Стокгольмом. Он издает звуки, похожие на гул самолета. “Мужчина в самом расцвете сил…”. (Карлсон)
- Она была так прекрасна и
Нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего люда,
И все же живая!
Глаза ее сияли, как
Звезды, но в них не было
Ни теплоты, ни покоя. (Снежная Королева)
- Глаза у него маленькие, как у свиньи, "огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же, как семь лет назад, — совсем маленький”. (Карлик нос)
IV. Конкурс “Ромашка”
Ведущий приносит вырезанные из бумаги серединку цветка. Каждая команда получает по восемь лепестков, которые нужно будет приклеить к цветку. Написанные в середине цветка фамилии писателей должны совпасть с их произведениями. (Приложение 1)
- А.С.Пушкин – “Сказка о мертвой царевне”.
- П.П.Бажов – “Серебряное копытце”.
- С.Я.Маршак – “Кошкин дом”.
- А.А.Милн – “Винни-Пух”.
- К.Г.Паустовский – “Заячьи лапы”.
- А.Толстой – “Приключение Буратино”.
- С.Т. Аксаков – “Аленький цветочек”.
- Э.Успенский – “Дядя Федор, пес и кот”.
- Ш.Перро – “Красная шапочка”.
- А.Линдгрен – “Пеппи-Длинный чулок”.
- Н.Носов – “Приключение Незнайки”.
- А.П.Гайдар – “Тимур и его команда”.
- А.С.Пушкин – “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.
- С.Я.Маршак – “12 месяцев”.
- Г.Х.Андерсен – “Снежная Королева”.
- Ш.Перро – “Золушка”.
V. Конкурс “Загадкино”
Ведущий: Каждой команде будут задаваться загадки о литературных героях. За правильный ответ 1 балл.
- Она конечно вам знакома
Была подружкою семи гномам. (Белоснежка)
Не человек, а рассказывает. (Книга) - У кого ты не спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
То дурак, а звать... (Иван) - Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина) - Парень слез с любимой печки,
- Девочка маленькая,
Выросла в цветке,
И на этой девочке
Хотел жениться сын жабы водяной. (Дюймовочка) - Жил со зверями,
В волчьей стаи,
И все их повадки изучил,
А зовут его (Маугли) - В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок) - Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. (Жар-птица)
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал. (Емеля. “По щучьему
велению”)
VI. Конкурс “Кроссворд” (Приложение 2)
По вертикали:
- Фрукты, которыми однажды объелся Чебурашка из повести-сказки Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. (Апельсины)
- Волшебный предмет, который девочка из русской народной сказки “Баба-яга” бросила через правое плечо, и тотчас вырос дремучий лес. (Гребешок)
- Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. Кто автор этих сказок? (Х.К.Андерсен).
- Место, где купила самовар героиня стихотворения К.Чуковского “Муха-Цокотуха”. (Базар)
- Старуха, тянувшая вместе с дедом репку в русской народной сказке. (Бабка)
- Кто написал книгу “Приключение капитана Врунгеля”? (Некрасов)
- Волшебные волосы, которыми гордился герой сказочной повести Л.Лагина “Старик Хоттабыч”, (Борода)
По горизонтали:
- Предводитель Стаи волков в сказочной повести Р.Киплинга “Маугли”. (Акела)
- Как звали сестрицу братца Иванушки из русской народной сказки.(Аленушка)
- Яхта героя книги А.Некрасова “Приключения капитана Врунгеля”. (Беда)
- Деревянный предмет, в который бояре по царскому приказу посадили и пустили в Окиян героев “Сказки о царе Салтане..” А.С.Пушкина. (Бочка)
- Злой разбойник из книги К.Чуковского “Доктор Айболит”. (Бармалей)
- Большой танцевальный вечер, на котором потеряла хрустальную туфельку героиня сказки Ш.Перро “Золушка”. (Бал)
- Вещь, которую герой стихотворения С.Маршака “Вот какой рассеянный” надевал вместо рубашки. (Брюки)
- Термометр, который доктору Пилюлькину не удалось поставить под мышку герою романа-сказки Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. (Градусник)
VII. Конкурс “Художественный”
Ведущий: А сейчас проверим ваши художественные способности. Каждая команда выбирает двух человек, которые будут рисовать иллюстрацию к отрывку из произведений. Вам надо отгадать из какого произведения и нарисовать к этому отрывку.
Загадки для 1 команды:
1. Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. (“Гуси-лебеди”)
Загадки для 2 команды:
- Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек и говорит. (“Девочка Снегурочка”).
Ведущий: А пока художники рисуют, команды складывают пословицы о книгах
- Книга книгой, а мозгами двигай.
- Книга поможет в труде, выручит в беде.
- Хорошая книга – лучший друг.
- С книгой жить – век не тужить.
VIII. Конкурс “Из каких произведений эти иллюстрации”
Ведущий: А сейчас каждой команде будут показываться картинки произведений. Вам нужно узнать из каких они произведений.
Затем дети хором читают плакат на доске о правилах пользования книгой.
- Не рисовать, не писать ничего в книгах.
- Не вырывать листы, не вырезать картинки.
- Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы.
- Не читать книги во время еды.
- Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок.
- Пользоваться закладкой.
- Берите книгу чистыми руками.
- Не перегибайте страницы.
- Чтобы книга дольше служила, оберните её.
http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/