Урок окружающего мира: "Страницы Красной книги Волгоградской области". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 3


Учебные дисциплины: окружающий мир, литература, изо.

Авторы проекта: учащиеся 3 б класса.

Цель: формирование у учащихся способностей к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность как перспективного средства воспитания творческой личности.

Задачи:

  • создать условия для формирования представлений учащихся о Красной книге как государственном документе;
  • обобщить знания детей о редких животных и растениях Волгоградской области;
  • составить собственную книгу “Страницы Красной книги Волгоградской области”;
  • развивать познавательную активность, исследовательские навыки учащихся, речь;
  • воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование: выставка книг; глобус; мультимедийный проектор; презентация; памятки “Правила поведения в природе”; экологические знаки; компакт диск с записью музыки природы; карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя. Сообщение темы и целей. (Слайд 1.)

Презентация.

- Сегодня у нас урок-проект “Страницы Красной книги Волгоградской области”.

- Что такое проект? (Разработанный план чего-либо.)

Цели урока:

  • обобщим знания о редких животных и растениях Волгоградской области;
  • познакомимся с причинами исчезновения некоторых животных; узнаем, почему некоторые виды растений и животных занесены в Красную книгу;
  • составим собственную книгу “Страницы Красной книги Волгоградской области”. (Слайд 2.)

3. Погружение в проблему.

- Послушайте стихотворение Г.Бровко. (Слайд 3, 4.)

Все так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах как в дни большой беды,
Хмельного ухарства следы, беспечности следы.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.

- Наша планета просит о помощи. Она так устала от дымящихся труб, стекающих в реки химикатов, от войн, от мусора – от того, как неразумно, безжалостно относится к ней человек. Земля уже не может уберечь от гибели целые виды зверей, птиц, рыб.

- Посмотрите, как прекрасны творения природы. (Слайды 5-11.)

Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека.

Созданы различные международные организации. Международным союзом охраны природы была учреждена Международная Красная книга с 1966 года. Хранится она в швейцарском городе Морже.

Каждая страница книги имеет свой цвет. Черная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби), красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр), желтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран), зеленая – восстановленные виды (речной бобр, лось).

Выступления заранее подготовленных ребят об исчезнувших животных. (Слайды 12, 13.)

Морские коровы.

Первыми попали в Красную книгу морские коровы и странствующие голуби. Проблема появилась очень давно. Это было почти 250 лет назад. Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, интересных животных, которые паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами. Эти животные напоминали современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывая к лодкам. А люди их безжалостно убивали, и уже к 1968 году истребили всех.

Странствующие голуби.

В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими. Люди убивали их ради вкусного мяса, и охота не прекращалась до тех пор, пока на планете не осталось ни одного голубя. Так по вине человека погибло много видов птиц, насекомых и растений.

- Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году. Ученые и краеведы Волгоградской области ведут свою “Красную книгу Волгоградской области”.(Показ книги.)

4. Практическая работа. Создание проекта “Страницы Красной книги Волгоградской области”.

Макет Красной книги с чистыми страницами. (Слайд 14.)

- Посмотрите. Это макет Красной книги Волгоградской области. Его страницы пустые, мы должны их заполнить.

- Первая группа (“исследователи”) защищает свои проекты исследований.

“Исследователи” собрали нужную информацию о редких животных и растениях, занесенных в Красную книгу, используя Интернет, энциклопедии. Слово вам исследователи.

Хорь-перевязка, выхухоль,скопа,дрофа,жук-олень, лук регелевский.(Слайды 15-20.)

Итог:

  • Почему назвали хорька перевязкой?
  • Что интересного узнали о выхухоли?
  • Что запомнили о дрофе?

Физминутка под музыку.

Сценка “ Антошка и журавли” (учебник “Окружающий мир”О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, 3класс, 2 часть, с.167 – Смоленск “Ассоциация XXI”, 2010 г.) (Слайд 21.)

- Что узнали о журавле?

- Вторая группа (“наблюдатели”) защищает свой проект. “Наблюдатели”, используя свой жизненный опыт, создали правила поведения в природе.(Слайд 22.)

Памятка “Правила поведения в природе”.

1. Не ломай ветки деревьев.

2. Не мусори на месте своего отдыха.

3. Ходи в лесу только по тропам.

4. Не рви цветы охапками. Букеты составляй из садовых растений.

5. Не разжигай в лесу костры. Не делай новых кострищ. Береги почву.

6. Не трогай птичьи гнезда.

7. Не разоряй муравейники.

8. Не засоряй родники.

Береги природу!

- Третья группа (“художники”) защищает свой проект. Ребята нарисовали экологические знаки в поддержку исчезающих животных и растений. (Слайды23, 24.)

5. Закрепление учебного материала.

(Работа в группах по карточкам.Проверка по слайдам 25-27.)

1. Какие животные занесены в Красную книгу Волгоградской области? Подчеркните.

Богомол, жаворонок, суслик, жужелица, ястреб, скопа, дрофа, куропатка, журавль-красавка, стрепет, хомяк, шмель.

2. Какие растения занесены в Красную книгу Волгоградской области?Подчеркните.

Ковыль, одуванчик, осот, пион тонколистный, пырей,тюльпан Шренка, полынь, лукрегелевский, пролеска сибирская, крапива, чертополох, ландыш майский.

- Какие еще животные и растения занесены в Красную книгу?

3. Напишите основные причины сокращения численности животных и растений.

(Распашка земель, выпас скота, браконьерство, пожары, сенокосы, сбор букетов, разорение гнезд.)

6. Презентация проекта.

- Итак, мы подошли к последнему этапу работы – к презентации проекта “Страницы Красной книги Волгоградской области”. Давайте посмотрим, какие страницы мы создали и что изобразили на них. (Слайд 28.)

Показ созданной книги – результат проекта.

- На территории области постоянно или временно обитает свыше 370 видов животных. Только птиц известно более 230 видов; из них каждый десятый вид числится в официальных списках редких и находящихся под угрозой исчезновения. Это орел степной, журавль-красавка, дрофа, скопа.

Среди растений, занесенных в Красную книгу России, в Волгоградской области встречается 130 видов. Вот некоторые из них: пион тонколистный, лук регелевский, ландыш майский, рябчик русский.

Выставка книг.

- О других редких животных и растениях вы можете узнать из книг, представленных на нашей выставке.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу. Пусть он завершится стихотворением Е. Шкловского, которое является нам с вами заветом.

 

Подготовленный ученик читает стихотворение, держа в руках глобус, на фоне чтения показываются слайды с изображением природы. (Слайды29-38.)

Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Ты береги, нас, береги”.
Остановил олень свой бег: “Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
(Е.Шкловский)

- Зачем мы создали проект? (Узнали о жизни редких животных, новые виды растений; о причинах сокращения их численности; о том, как сохранить редкие виды растений и животных, как беречь природу)

- Что бы вы посоветовали своим сверстникам?

- Оцените свою деятельность на уроке. (Смайлики.)

- Оцените товарища. Чье выступление понравилось? Чем?

Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Составить викторину о редких животных Волгоградской области.

- Спасибо за урок.