Учебные дисциплины: окружающий мир, литература, изо.
Авторы проекта: учащиеся 3 б класса.
Цель: формирование у учащихся способностей к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность как перспективного средства воспитания творческой личности.
Задачи:
- создать условия для формирования представлений учащихся о Красной книге как государственном документе;
- обобщить знания детей о редких животных и растениях Волгоградской области;
- составить собственную книгу “Страницы Красной книги Волгоградской области”;
- развивать познавательную активность, исследовательские навыки учащихся, речь;
- воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Оборудование: выставка книг; глобус; мультимедийный проектор; презентация; памятки “Правила поведения в природе”; экологические знаки; компакт диск с записью музыки природы; карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя. Сообщение темы и целей. (Слайд 1.)
- Сегодня у нас урок-проект “Страницы Красной книги Волгоградской области”.
- Что такое проект? (Разработанный план чего-либо.)
Цели урока:
- обобщим знания о редких животных и растениях Волгоградской области;
- познакомимся с причинами исчезновения некоторых животных; узнаем, почему некоторые виды растений и животных занесены в Красную книгу;
- составим собственную книгу “Страницы Красной книги Волгоградской области”. (Слайд 2.)
3. Погружение в проблему.
- Послушайте стихотворение Г.Бровко. (Слайд 3, 4.)
Все так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах как в дни большой беды,
Хмельного ухарства следы, беспечности следы.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.
- Наша планета просит о помощи. Она так устала от дымящихся труб, стекающих в реки химикатов, от войн, от мусора – от того, как неразумно, безжалостно относится к ней человек. Земля уже не может уберечь от гибели целые виды зверей, птиц, рыб.
- Посмотрите, как прекрасны творения природы. (Слайды 5-11.)
Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека.
Созданы различные международные организации. Международным союзом охраны природы была учреждена Международная Красная книга с 1966 года. Хранится она в швейцарском городе Морже.
Каждая страница книги имеет свой цвет. Черная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби), красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр), желтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран), зеленая – восстановленные виды (речной бобр, лось).
Выступления заранее подготовленных ребят об исчезнувших животных. (Слайды 12, 13.)
Морские коровы.
Первыми попали в Красную книгу морские коровы и странствующие голуби. Проблема появилась очень давно. Это было почти 250 лет назад. Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, интересных животных, которые паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами. Эти животные напоминали современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывая к лодкам. А люди их безжалостно убивали, и уже к 1968 году истребили всех.
Странствующие голуби.
В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими. Люди убивали их ради вкусного мяса, и охота не прекращалась до тех пор, пока на планете не осталось ни одного голубя. Так по вине человека погибло много видов птиц, насекомых и растений.
- Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году. Ученые и краеведы Волгоградской области ведут свою “Красную книгу Волгоградской области”.(Показ книги.)
4. Практическая работа. Создание проекта “Страницы Красной книги Волгоградской области”.
Макет Красной книги с чистыми страницами. (Слайд 14.)
- Посмотрите. Это макет Красной книги Волгоградской области. Его страницы пустые, мы должны их заполнить.
- Первая группа (“исследователи”) защищает свои проекты исследований.
“Исследователи” собрали нужную информацию о редких животных и растениях, занесенных в Красную книгу, используя Интернет, энциклопедии. Слово вам исследователи.
Хорь-перевязка, выхухоль,скопа,дрофа,жук-олень, лук регелевский.(Слайды 15-20.)
Итог:
- Почему назвали хорька перевязкой?
- Что интересного узнали о выхухоли?
- Что запомнили о дрофе?
Физминутка под музыку.
Сценка “ Антошка и журавли” (учебник “Окружающий мир”О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, 3класс, 2 часть, с.167 – Смоленск “Ассоциация XXI”, 2010 г.) (Слайд 21.)
- Что узнали о журавле?
- Вторая группа (“наблюдатели”) защищает свой проект. “Наблюдатели”, используя свой жизненный опыт, создали правила поведения в природе.(Слайд 22.)
Памятка “Правила поведения в природе”.
1. Не ломай ветки деревьев.
2. Не мусори на месте своего отдыха.
3. Ходи в лесу только по тропам.
4. Не рви цветы охапками. Букеты составляй из садовых растений.
5. Не разжигай в лесу костры. Не делай новых кострищ. Береги почву.
6. Не трогай птичьи гнезда.
7. Не разоряй муравейники.
8. Не засоряй родники.
Береги природу!
- Третья группа (“художники”) защищает свой проект. Ребята нарисовали экологические знаки в поддержку исчезающих животных и растений. (Слайды23, 24.)
5. Закрепление учебного материала.
(Работа в группах по карточкам.Проверка по слайдам 25-27.)
1. Какие животные занесены в Красную книгу Волгоградской области? Подчеркните.
Богомол, жаворонок, суслик, жужелица, ястреб, скопа, дрофа, куропатка, журавль-красавка, стрепет, хомяк, шмель.
2. Какие растения занесены в Красную книгу Волгоградской области?Подчеркните.
Ковыль, одуванчик, осот, пион тонколистный, пырей,тюльпан Шренка, полынь, лукрегелевский, пролеска сибирская, крапива, чертополох, ландыш майский.
- Какие еще животные и растения занесены в Красную книгу?
3. Напишите основные причины сокращения численности животных и растений.
(Распашка земель, выпас скота, браконьерство, пожары, сенокосы, сбор букетов, разорение гнезд.)
6. Презентация проекта.
- Итак, мы подошли к последнему этапу работы – к презентации проекта “Страницы Красной книги Волгоградской области”. Давайте посмотрим, какие страницы мы создали и что изобразили на них. (Слайд 28.)
Показ созданной книги – результат проекта.
- На территории области постоянно или временно обитает свыше 370 видов животных. Только птиц известно более 230 видов; из них каждый десятый вид числится в официальных списках редких и находящихся под угрозой исчезновения. Это орел степной, журавль-красавка, дрофа, скопа.
Среди растений, занесенных в Красную книгу России, в Волгоградской области встречается 130 видов. Вот некоторые из них: пион тонколистный, лук регелевский, ландыш майский, рябчик русский.
Выставка книг.
- О других редких животных и растениях вы можете узнать из книг, представленных на нашей выставке.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу. Пусть он завершится стихотворением Е. Шкловского, которое является нам с вами заветом.
Подготовленный ученик читает стихотворение, держа в руках глобус, на фоне чтения показываются слайды с изображением природы. (Слайды29-38.)
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Ты береги, нас, береги”.
Остановил олень свой бег: “Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
(Е.Шкловский)
- Зачем мы создали проект? (Узнали о жизни редких животных, новые виды растений; о причинах сокращения их численности; о том, как сохранить редкие виды растений и животных, как беречь природу)
- Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
- Оцените свою деятельность на уроке. (Смайлики.)
- Оцените товарища. Чье выступление понравилось? Чем?
Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
Составить викторину о редких животных Волгоградской области.
- Спасибо за урок.