Цели урока:
- На примере рисунков оград Санкт-Петербурга показать ученикам взаимосвязь таких наук как математика и история города.
- Продемонстрировать учащимся более широкие возможности использования английского языка.
- Закрепить умения и навыки по нахождению и определению видов линий.
- Сформировать умения использовать математические знания и знания английского языка в городском пространстве.
Оборудование:
- Презентация Microsoft PowerPoint “Разнообразный мир линий”.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Раздаточный материал (таблицы для заполнения, карточки с изображением рисунков оград скверов, мостов и набережных Санкт-Петербурга).
- Художественные материалы.
- Жетоны четырёх разных цветов.
- Жетоны-смайлики.
- Русско-английский словарь.
План занятия:
Данное занятие рассчитано на два урока.
I этап (1 урок):
- Повторение ранее изученного материала «Классификация линий».
- Изучение нового материала:
- изучение названий линий на английском языке;
- нахождение и определение видов линий в рисунках реально существующих оград Санкт-Петербурга
II этап (2 урок):
- Практическая часть. Работа творческих групп.
- Защита эскиза рисунка ограды (устная презентация своего продукта).
- Рефлексия, самооценка.
Ход занятия
I этап (1 урок).
1. ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА «Классификация линий».
Учитель математики: Сегодня нам предстоит необычный урок, на котором соприкоснутся сразу три предмета – математика, английский язык и история Санкт-Петербурга. На этом уроке мы вспомним, какие виды линий существуют, научимся распознавать их на узорах оград скверов, мостов и набережных Санкт-Петербурга и говорить о них нашим иностранным друзьям на английском языке. И объединим мы эти три учебных предмета потому, что науки и учебные дисциплины в чистом виде в жизни не существуют.
Архитекторы издавна придавали художественный облик всем своим произведениям, передавали свои знания и опыт другим народам и поколениям. Эти знания остались в ярчайших произведениях архитектуры нашего Санкт-Петербурга. Они послужат нам примером практического применения теоретических знаний. А именно, мы увидим многообразный мир линий в архитектуре Санкт-Петербурга и сможем поделиться этими знаниями.
Найдите в раздаточном материале таблицу, которую каждый из вас будет заполнять в ходе первого урока. Чтобы работа прошла успешно, давайте вспомним, какую геометрическую фигуру называют линией?
Ученик: Линия – это геометрическая фигура, которая может быть получена в результате непрерывного перемещения точки.
Слайд 2. Определение линий. <Приложение Рисунок 1>
Учитель математики: В математике различают несколько видов линий. Линии бывают замкнутые и незамкнутые. Перед вами на экране классификация линий.
Слайд 3. Классификация линий <Рисунок 2>
Учитель математики: Перед вами на партах лежат таблицы, которые вам предстоит заполнить. Такую же таблицу вы видите на следующем слайде. Мы с вами заполним первые два столбца.
Слайд 4. Работа с таблицей. <Рисунок 3>
Пример раздаточного материала (таблицы на партах). <Рисунок 3>
Пример заполнения таблицы с учителем математики. <Рисунок 4>
Учитель математики:
ВСПОМНИМ ЗАМКНУТЫЕ ЛИНИИ.
- В строке №1 первого столбца таблицы «Название линий» напишите название этой линии «Замкнутая». Во втором столбце этой строки нарисуйте замкнутую линию.
- В строке №2 первого столбца напишите название линии «замкнутая самопересекающаяся». Во втором столбце этой строки нарисуйте пример замкнутой самопересекающейся линии.
- В строке №3 первого столбца напишите название линии «замкнутая без самопересечений». Во втором столбце этой строки нарисуйте пример замкнутой без самопересечений линии.
ВСПОМНИМ НЕЗАМКНУТЫЕ ЛИНИИ.
- В строке №4 первого столбца таблицы напишите название этой линии «Незамкнутая». Во втором столбце этой строки нарисуйте незамкнутую линию.
- В строке №5 первого столбца напишите название линии «незамкнутая самопересекающаяся». Во втором столбце этой строки нарисуйте пример незамкнутой самопересекающейся линии.
- В строке №6 первого столбца напишите название линии «незамкнутая без самопересечений». Во втором столбце этой строки нарисуйте пример незамкнутой без самопересечений линии.
Слайды 5-7. Задания (устно). <Рисунок 5>
Учитель математики: Устно выполните задания. Выберите
- замкнутые линии (1, 3, 5, 6, 7, 8, 9);
- незамкнутые самопересекающиеся линии (4);
- замкнутые линии без самопересечений (5, 6, 7, 9).
Слайд 8. Задание (устно) <Рисунок 6>
Учитель математики: Какие линии изображены на рисунке? (Замкнутые, самопересекающиеся)
Сколько точек самопересечения имеют эти линии? (7; 5; 9)
Слайд 9. Задание (устно) <Рисунок 7>
Учитель математики: Чем различаются две линии, изображенные на рисунке? (Одна из линий самопересекающаяся, а другая линия без самопересечений).
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
- изучение названий линий на английском языке;
Учитель английского языка: Dear students. Take your dictionaries, translate the words and fill the table.
Давайте обратимся к английскому языку, переведем с помощью словаря понятие «линия», «виды линий» и заполним таблицу.
Слайд 10. Классификация линий (английский язык) <Рисунок 8>
Учитель английского языка:
- Refer students to the names of the lines.
- Have students repeat the names of the lines and show them in the tab
- (slide 10: Classification of lines)
Слайд 11. Работа с таблицей. <Рисунок 9>
Заполняется 4 столбец таблицы.
Пример раздаточного материала (таблицы на партах). <Рисунок 3>
Пример заполнения таблицы с учителем английского языка. <Рисунок 9>
Слайд 5. Задания (устно). <Рисунок 5>
Учитель английского языка: Look at these lines and say their names
- closed (1, 3, 5, 6, 7, 8, 9);
- unclosed self-intersecting lines (4);
- closed lines without self-intersecting (5, 6, 7, 9).
- нахождение и определение видов линий в рисунках реально существующих оград;
Слайд 12. Титульный слайд «Линии в рисунках оград Санкт-Петербурга».
Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга: Теперь давайте проведём эксперимент.
Известно, что наш город Санкт-Петербург знаменит не только реками, каналами, дворцами и парками, но и художественными оградами. Попробуем найти зарисованные вами линии в рисунках оград нашего города.
Слайды 13-15. Замкнутые и незамкнутые линии <Рисунок 10>
В рисунке, какой ограды вы видите замкнутые, а в рисунке какой незамкнутые линии?
(В рисунке ограды набережной Кронверкского пролива – замкнутые линии, в рисунке ограды моста Белинского – незамкнутые линии).
Слайды 16-18. Замкнутые самопересекающиеся и замкнутые без самопересечений линии <Рисунок 11>
2. В рисунке, какой ограды вы видите замкнутые самопересекающиеся линии, а в рисунке какой ограды – замкнутые без самопересечений?
(В рисунке ограды Румянцевского сквера – замкнутые самопересекающиеся линии, в рисунке ограды набережной реки Мойки – замкнутые без самопересечений линии).
Слайды 19-21. Незамкнутые самопересекающиеся и незамкнутые без самопересечений лини. <Рисунок 12>
3. В рисунке, какой ограды вы видите незамкнутые самопересекающиеся линии, а в рисунке какой ограды – незамкнутые без самопересечений?
(В рисунке ограды Благовещенского моста – незамкнутые самопересекающиеся линии, в рисунке ограды Тучкова моста – незамкнутые без самопересечений линии).
Перед вами на партах лежат таблички с изображениями некоторых оград, которые находятся в Петербурге. <Рисунок 13>
Внимательно рассмотрите эти рисунки, найдите в них изученные вами сегодня линии. Вклейте эти рисунки в таблицу так, чтобы определённая ограда с найденной определённой линией оказалась в соответствующей строке. Подпишите названия оград.
Слайд 22. Работа с таблицей <Рисунок 14>
Заполняются 5 и 6 столбцы таблицы.
Пример заполнения: Во втором столбце таблицы в строке №1 написано название линии «Замкнутая». В третьем столбце этой строки нарисована замкнутая линия. В четвёртом столбце – название этой линии по-английски. А в пятом столбце надо вклеить изображение ограды с замкнутыми линиями – ограды набережной Кронверкского пролива. В шестом столбце надо записать «Ограда набережной Кронверкского пролива».
Учитель английского языка: Dear students. Take your dictionaries, translate the words and fill the table.
Давайте переведём незнакомые слова с помощью словарей и впишем их в таблицу <Рисунок 14>
- Ограда – fence
- Набережная – embankment
- Пролив (канал) – strait (channel)
- Мост – bridge
- Сквер – square (park)
Завершение первого этапа (1 урока).
На перемене парты в классе сдвигаются для работы по группам.
II этап (2 урок).
В начале второго урока класс делится на 4 группы c помощью жетонов четырёх разных цветов. В каждой группе насчитывается 5-6 человек.
1) Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга:
А сейчас вам предлагается побыть в роли архитекторов и придумать эскиз рисунка ограды для парка, сквера, моста или набережной. Но есть одно условие: каждая группа выполняет это задание с использованием линии определённого вида:
Группа 1. Придумать эскиз рисунка ограды с использованием замкнутых самопересекающаяся линий.
Группа 2. Придумать эскиз рисунка ограды с использованием замкнутых без самопересечений линий.
Группа 3. Придумать эскиз рисунка ограды с использованием незамкнутых самопересекающаяся линий.
Группа 4. Придумать эскиз рисунка ограды с использованием незамкнутых без самопересечений линий.
Пример раздаточного материала для работы для 1 человека. <Рисунок 15>
2) Практическая часть 20 мин.
Первые 20 мин. учащиеся работают индивидуально, заполняя рисунком раздаточный материал. Последние 5 мин. Ребята в каждой группе склеивают свои рисунки в одну длинную ограду. В результате должны получиться 4 «ограды»:
- ограда с использованием замкнутых самопересекающаяся линий;
- ограда с использованием замкнутых без самопересечений линий;
- ограда с использованием незамкнутых самопересекающаяся линий;
- ограда с использованием незамкнутых без самопересечений линий.
3) Защита проекта.
В последние 15 мин. занятия проводится защита проекта (устная презентация своего продукта). От каждой рабочей группы выбирается «главный архитектор». «Главный архитектор» должен логично рассказать о задаче, поставленной перед его группой, объяснить, для чего (какого парка, сквера, моста или какой набережной) создана ограда его архитектурной группой. В случае затруднения из группы приглашаются «специалисты», создавшие тот или иной «фрагмент» общей ограды. Каждая группа отвечает на вопросы ребят из других архитектурных групп.
4) Домашнее задание: подготовить сообщениие-презентацию на английском языке по теме: «Разнообразный мир линий в регулярном парке».
5) Итоги урока.
Ответьте на вопросы:
- Нашли ли вы сегодня на уроке что-то общее между такими предметами как математика, история города и английский язык?
- Нужны ли знания, которые вы получаете на уроках математики, английского языка и истории города?
- Надо ли учить язык, на котором говорят многие учёные и архитекторы?
6) Рефлексия.
У каждого ученика в начале урока лежали на столах смайлики. В конце урока они сдали учителю тот смайлик, который соответствовал их настроению.
Мне всё понятно. Вопросов нет. | Мне ничегоне понятно. | У меня есть вопросы. |
Excellent |
Well done |
Try again |
Список использованной литературы:
- Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В., Английский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
- Ограды Санкт-Петербурга в рисунках и фотографиях www.ograda.spb.ru/
- most-spb.ru/