«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным»
Блез Паскаль
Внеурочные мероприятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.
Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитию умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей.
Станет ли кто-то в наше время отрицать настоятельную необходимость самого широкого распространения и популяризации знаний по математике? Само собой разумеется, что умственную самодеятельность, сообразительность и смекалку нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» в чью-то голову. Результаты надежны лишь тогда, когда введение в данные области знаний совершаются в легкой и приятной форме.
Предлагаемое Вашему вниманию мероприятие «Математический TEENBOWL» направлено на развитие познавательного интереса учащихся к математике, воспитание стремления к непрерывному интеллектуальному самосовершенствованию. Данная игра предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Конкурсная составляющая мероприятия способствует формированию чувства солидарности и здорового соперничества.
Использование ИКТ делает это мероприятие красочным, запоминающимся и достаточно простым в подготовке и проведении.
Созданные в презентации гиперссылки позволяют просто переходить от одного слайда к другому, даже не пользуясь «стоп-кадром» проектора.
Музыкальное сопровождение (во время окончания времени на обдумывание звучит сигнал) ведущий выбирает сам, исходя из своих предпочтений.
Цели:
- прививать интерес к математике, через данную форму внеклассной работы;
- развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики;
- пробудить математическую любознательность и инициативу;
- воспитывать культуру математического мышления;
- воспитывать коллективизм, дружелюбие.
Оборудование: приготовить столы для каждой команды, поставить на каждый стол электрическую лампочку с кнопкой, компьютер, проектор, экран.
Правила игры.
Игра проводится по подобию телевизионной версии игры «TEENBOWL». Ориентирована на учащихся 9 классов. В игре участвуют три команды по три человека. Вместе они придумывают название команды и проходят пять раундов игры. («Очкарики», «Открывашка», «Подстава», «Сундучок с секретом», «Тин-экспресс»)
Игра сопровождается презентацией.
Ход игры
1-й раунд «Очкарики»
Состоит из «вопросов наугад». Ведущий зачитывает вопрос, и он дублируется на экране. После этого игроки могут получить право ответа на него, нажав на кнопку. Отвечает первый нажавший. При неверном варианте право ответа на этот вопрос переходит к другой команде. Если правильный ответ так и не прозвучал, очки не достаются никому.
Вопросы для 1 раунда.
- Что означает в переводе с греческого слово «синус»? (изгиб)
- Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (нуль)
- Какая теорема в старину называлась «теоремой невесты»? (теорема Пифагора)
- Слово, которым обозначается это понятие, в переводе с греческого означает «натянутая тетива» (гипотенуза)
- Термин греческого происхождения, означающий в древности вращающееся тело – веретено, юлу. О какой фигуре идет речь? (ромб)
- Где возникло градусное измерение углов? (в Древнем Вавилоне)
- Этим геометрическим телом играли дети в Древней Греции в «футбол». Как они называли его тогда? (сфера)
- Что означает слово «конус» в переводе с греческого? (сосновая шишка)
- Какой математический термин означает «музыка» в переводе с греческого? (пропорция)
- Какое математическое обозначение было введено благодаря типографической опечатке? (знак %)
- Название этого четырехугольника происходит от греческого слова, в переводе на русский означающее «столик», от него так же произошло слово – «трапеза». (трапеция)
- Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида ? («Начала»)
2-й раунд «Открывашка»
На экране появляется квадрат, разделенный на равные части, и по команде ведущего начинается отсчет секунд — с 60 до 1. Каждую вторую секунду открывается один квадратик. Задача команд — первыми определить, что за персона/картина/предмет здесь скрывается, и первыми нажать кнопку. При этом время останавливается. В случае неправильного ответа время запускается вновь и ячейки продолжают открываться. Количество попыток не ограничено.
3-й раунд «Подстава»
На экране представлены 8 категорий. Команда, по итогам первых двух тинов набравшая максимальное количество очков, выбирает категорию для соперников и игрока для ответа. Желательно выбирать категорию, наиболее сложную для соперников и простую для вас, так как если игрок не ответит, это может сделать ваша команда (посовещавшись). Затем категорию и игрока выбирает вторая команда, и так далее по очереди. Каждый игрок может ответить только один раз.
Категории:
Категория «Знаешь ли ты?»
В какой стране была составлена таблица умножения? (В Греции)
Категория «Дроби и не только»
Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получить число большее 2, но меньшее 3? (запятую).
Категория «Эврика!»
Кто из великих древнегреческих математиков вычислил отношение длины окружности к ее диаметру (число π)? (Архимед)
Категория «Имена»
Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить (Иоганн Кеплер)
Категория «Путешествуем по планете»
Какое число морей омывают Россию? (12)
Категория «Давным-давно»
Как в старину называлось расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев? (пядь)
Категория «Слово – не воробей»
Кто написал строки: «Числа правят миром»? (Пифагор)
Категория «Немного о числах»
В египетской пирамиде на гробнице начертано число, которое делится без остатка на все числа от 1 до 10 включительно. Назовите это число. (2520)
Категория «Алгебра»
Что означает с древнеарабского слово «алгебраист»? (костоправ)
Категория «Задачи»
Если сейчас 6 часов вечера, то какая часть суток позади? ( три четверти суток)
4-й раунд «Сундучок с секретом»
В студии появляется таинственный ящик. Задача команд — угадать, что в нем. Участники могут совещаться, выдвигать версии. Первой начинает команда, набравшая за игру наименьшее количество очков. Она задает вопрос-ассоциацию, например: «Это съедобное?» Ведущий отвечает «да» или «нет». Затем вопрос задает другая команда. Всего команда может дать 3 версии ответа, нажав кнопку в любое время обсуждения.
5-й раунд «Тин-экспресс»
В этом раунде начинает команда, набравшая наименьшее количество очков. За 60 секунд нужно ответить на максимальное количество коротких вопросов.
Вопросы для 1 команды
- Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов. (натуральные)
- Независимая переменная? (аргумент)
- Результат сложения (сумма).
- Чему равна сумма смежных углов (180)
- Кратчайшее расстояние от точки до прямой (перпендикуляр)
- Наименьшее трехзначное число (1000)
- Многоугольник, у которого все углы и стороны равны (квадрат)
- Геометрическая фигура, состоящая из трех точек, соединенных отрезками (треугольник)
- Еще в 16-17 веках многие европейские математики не признавали этих чисел, называя их ложными, невозможными. Как называются эти числа? (отрицательные)
- Какая единица массы является еще и денежной единицей ряда стран ? (Фунт)
- Часть геометрии, в которой изучаются плоские фигуры (планиметрия)
- Тысячная доля килограмма (грамм)
- Самая большая хорда в круге (диаметр)
- Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
- Счетный прибор, которым пользовались греки. (Абак)
Вопросы для второй команды
- Зависимая переменная? (функция)
- Результат вычитания (разность)
- Развернутый угол равен… (180)
- Наибольшее целое отрицательное число (- 1)
- Сколько цифр вы знаете? (10)
- Как называется первая координата точки?(абсцисса)
- Сотая часть числа (процент)
- Российский математик. Его имя носит геометрия. Правда, в школе такая геометрия не изучается. (Лобачевский)
- Прибор для измерения углов (транспортир)
- В какой стране впервые появились отрицательные числа? (Древний Китай)
- Сколько сантиметров в метре? (100)
- Как называлась в старину употребляемая на Руси мера объема, составляющая десятую долю ведра? (Штоф)
- Сколько граммов в килограмме? (1000)
- Ромб, у которого все углы прямые (квадрат)
- Диаметр окружности 8 м. Чему равен радиус? (4 м)
Вопросы для третьей команды
- Результат деления (частное)
- Величина прямого угла (90)
- Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана)
- Прямые, не пересекающиеся на плоскости (параллельные)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
- Какой учёный, будучи ребёнком, предложил быстрый способ сложения натуральных чисел от 1 до 100? (Гаусс)
- Радиус окружности 6 см. чему равен диаметр? (12)
- Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
- Результат вычитания (разность)
- На какое число нельзя делить? (0)
- Прибор для построения окружности (циркуль)
- Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч? (Легион)
- Часть прямой, ограниченной с одной стороны (луч)
- Равенство двух отношений называется … (пропорция)
Дополнительные вопросы:
- Сколько нулей в записи числа миллиард? (9)
- Назовите число, в котором столько же цифр, сколько букв в его названии? 100
- Кто говорил всегда: «Что и требовалось доказать»? (Евклид).
Подводятся итоги игры.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем.