Цель: уточнить знание учащимися основных понятий по изученной теме, создать условия для применения знаний по теме «Ветвление в алгоритмах» на практике.
Задачи:
- создать условия для учебной и практической деятельности учащихся по изучению темы «Технология создания программ с использованием алгоритмической структуры «развилка»»;
- обеспечить формулирование учащимися выводов, создать условия для формирования умения воспроизводить изученный материал. Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование:
- компьютеры;
- экран;
- проектор;
- презентация «Технология создания программы с использованием алгоритмической структуры «развилка»
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Организационный этап (1–2 мин.)
- Актуализация опорных знаний (1–2 мин.)
- Закрепление опорных знаний и способов действия (20–25 мин.)
- Контроль и самоконтроль (3–5 мин.)
- Информация о домашнем задании (1–2 мин.)
- Подведение итогов (1–2 мин.)
Ход урока
I. Организационный этап.
Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь, пожалуйста.
II. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем мы перейдем к тестированию давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках и ответить на вопросы.
- Как программируется на Паскале полное и неполное ветвление?
- Что называют логическим выражением?
- Что относят к простейшим логическим выражениям?
- Что такое выражение отношения?
- Какие операции отношения вы знаете?
- Какие логические операции можно использовать при составлении сложных условий?
- Что такое ветвление?
- Какие операторы соответствуют ветвлению в алгоритмах?
- Что называют полной формой условного оператора?
- Что называют неполной формой условного оператора?
- В чём состоит разница между полной и неполной формой условного оператора?
- Дайте определение условию.
- Что такое разветвляющийся алгоритм?
Молодцы ребята, я думаю, что вы справитесь с тестом который нам предстоит выполнить.
III. Закрепление опорных знаний и способов действий.
Сегодняшний наш урок будет состоять из следующего: на первом этапе вам предстоит выполнить тест, а второй этап – это составление программ и блок-схем. Записываем тему урока «Технология создания программы с использованием алгоритмической структуры «развилка» и переходим к тестированию.{слайд 1}
Тестирование.
- Какое значение напечатается, если ввести числа -1 и -1?
Program one;
Var x,y,z:integer;
Begin
Read (x,y);
z:=(SQR(x)-y)*3-10;
if z<0 then x:=ABS(z+x) else
if x*y-1>0 then x:=7 else x:=y;
write(x);
end.
- Какое значение напечатается, если ввести число 2?
Program one;
Var x, y: integer;
Begin
Read (x);
If x<0 then y:=ABS(x) else y:=x+1;
write(y);
end.
- Какое значение напечатается, если ввести числа 1 и 5?
Program one;
Var x, y, z: integer;
Begin
Read (x, y);
z:=1;
if (PRED(x)>7) and (SUCC (y)<6) then z:=z+ SUCC (y) else z:=z+ PRED(x);
write(z);
end.
- Какое значение напечатается, если ввести число 6?
Program one;
Var x, z: integer;
Begin
Read (x);
If ODD(x) then z:=x-1 else z:=x+1;
write(z);
end.
- Какое значение напечатается, если ввести числа 1.862473 b 0.1262781?
Program one;
Var z: integer; x, y: real;
Begin
Read (x, y);
z:=0;
if TRUNC(x)>ROUND(y) then
if x*y>0 then z:=0 else z:=z+1 else z:=z+2;
write(z);
end.
{слайд 2}
А сейчас мы переходим к выполнению практических заданий.
Практическое задание 1:
Составить блок-схему и программу для решения задачи: реализовать эпизод из сказки: спрашивается, куда предпочитает пойти герой (направо, налево, прямо), и печатается, что его ждет в каждом случае. Текст вопросов и ответов компьютера задать самостоятельно.
Program skazka;Uses crt;Var x: integer;Begin clrscr;Writeln (‘Куда пойдет?’);Writeln(‘Вводим 1, если пойдет налево, 2 – направо, 3 - прямо’);Readln(x);If x=1 then Writeln(‘Предсказание: коня потеряешь’) else if x=2 then Writeln(‘Предсказание: женат будешь’) else Writeln(‘Предсказание: смерть свою найдешь’);Textcolor(15+16);Gotoxy(25,25);Write (‘Нажмите любую клавишу для продолжения’);Readkey;End.
{слайд 10}
Практическое задание 2:
Решить линейное уравнение ax+b=0. В качестве исходных данных для коэффициентов a и b сначала возьмите числа 0 и 5, а затем 2 и 8. {слайд 11}
Решение
IV. Контроль и самоконтроль.
Перед тем как пересесть за столы, я попрошу вас проверить еще раз правильность выполнения работы, сравнить её с образцом.
V. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание на следующий урок будет такое: повторить предыдущие темы, подготовиться к контрольной работе, решить задачу: найти максимальное из двух чисел и присвоить его значение переменной m. {слайд 14}
VI. Подведение итогов.
Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали. Ребята, а с чем мы сегодня с вами познакомились? Что было легко в нашей теме? Какие вопросы у вас вызвали трудности. Я надеюсь вам понравился наш урок. оценки за работу на уроке сегодня таковы… Спасибо за урок. До свидания!