Цели:
1. Предметные:
- в совместной деятельности с учителем учиться находить площадь прямоугольника и пользуясь палеткой вычислять площади геометрических фигур, которые не являются многоугольниками;
- выполнять вычислении на основе знаний таблицы умножения и деления; решать простые и составные текстовые задачи.
2. Регулятивные: учиться определять цель учебной деятельности, составлять план действия по выполнению учебной задачи.
3. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материалы учебника и сведения, полученные от учителя.
4. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке, читать и понять текст учебника, участвовать в диалоге и в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы
Ресурсы:
- учебник М.И.Моро, « Математика»;
- презентация «Площадь прямоугольника»;
- раздаточный материал (геометрические фигуры, палетка).
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня к нам на урок пришел гость. Вы его знаете?
Ученики: Да! Это Лунтик.
Учитель: Что вы знаете про него? (Ответы детей.) Ему все интересно, он хочет научиться всему. Лунтик очень хотел узнать, что мы будем делать на уроке.
Ученики (читают на слайде):
(Слайд 2)
- делить и умножать;
- решать задачи;
- геометрические фигуры разбирать;
- периметр фигур вычислять;
- ?
Учитель: Что вы можете сказать про эту фигуру?
Ученики: Квадрат, прямоугольник, квадраты, прямоугольник разделен на квадраты и т.д.
Учитель: Это и будет темой урока. Научимся вычислять площадь плоских геометрических фигур.
II. Устный счет.
Повторение знаний таблицы умножения и деления. (Слайды 3-5)
«Лунтик увидел бабочек и стал их ловить, хочет дружить с ними. Он еще не знает, что трогать их нельзя, что они погибнут. Природу надо беречь!»
Учитель: Давайте поможем бабочкам. Пусть они улетят и спрячутся от Лунтика. Если вы хорошо знаете таблицу умножения и деления, правильно решите примеры, то бабочки смогут улететь.
1) Реши задачи. (Слайд 6)
- Лунтик и Кузя нашли 9 платков. Это куски одеяла, которого унес ветер. Если Кузя отдаст 1 платок Лунтику, то у Лунтика платков будет в 2 раза больше. По сколько платков нашли Лунтик и Кузя?
- Пчеленок и его друг собирают мёд. Пчеленок пролетает за 1 минуту 8 метров, а его друг за 1 минуту 800 сантиметров. Кто первым прилетит к цветку?
2) Среди фигур найди прямоугольники. (Слайд 7) Докажи свой выбор.
3) Вычисли периметр данных фигур. (Слайд 8)
III. Новая тема. Постановка учебной задачи.
Учитель: На слайде изображены геометрические фигуры. Можно ли про них сказать, что они равны? Почему? (Слайд 9)
Практическая работа.
На партах в конвертах геометрические фигуры (работа в парах).
Задание: найти равные по площади геометрические фигуры.
Учитель: Как вы узнали, что они равные?
Ученики: Наложением друг на друга.
Учитель: Возьмите из конверта красный прямоугольник и красный квадрат. Можно ли сказать, что они равные? Почему?
Ученики: Нет. Потому, что наложением проверить невозможно.
IV. Решение учебной задачи.
Учитель: Можно сказать про эти два кусочка шоколада, что они равные. (Слайд 9)
- А если так, можно сказать, что они равные? (Слайд 10)
Ученики: Да, в каждой кусочке по 4 равных квадрата.
Практическая работа.
Учитель: Как мы можем узнать красные прямоугольники равны или нет?
Ученики: Разделить на равные квадраты. (Ученики с помощью перегибания делят прямоугольники (полоски бумаги) на 4 равные части.)
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики: Вывод: чтобы измерить площадь геометрических фигур, их нужно разделить на равные квадраты.
Учитель: Какие площади нужно измерять в быту?
Ученики: Полы, стены, участок земли, огорода и т.д.
V. Закрепление новой темы.
Решите задачу.
Лунтик и Кузя решили покрасить стены своего дома. У кого площадь стены больше?
Кому придется больше красок покупать? Как мы будем решать эту задачу?
Ученики: Площадь стен нужно разделить на равные квадраты.
Учитель: Сравните два домика. Площадь какого прямоугольника больше?
Ученики: В площадь синего прямоугольника поместились 16 квадратов, а в красного – 15.
Учитель: Какие приемы сравнения двух площадей вы узнали сегодня на уроке?
Ученики: Прием наложения фигур друг на друга и разделение фигур на равные квадраты.
Решите задачу.
Лунтик и Кузя решили поливать цветы. У кого площадь
клумбы больше? Кому надо больше таскать воду?
Учитель: Как можно измерить и сравнить площадь цветочных клумб? Какую форму они имеют?
Ученики: Клумбы имеют круглую и овальную форму. Измерить наложением не возможно, а разделить на квадраты можно.
Учитель: Какие квадраты получились?
Ученики: Полные и неполные.
Учитель: Посчитайте сколько квадратов в круге (первая клумба) и в овале (вторая клумба). Нужно считать целые квадраты и отдельно неполные. Число неполных квадратов делится на два. Складываются числа полных и половина числа неполных квадратов.
Ученики: В круге – 4 полных, 8 – неполных квадратов, всего 4 + 4 = 8 квадратов; в овале – 8 полных, 12 – неполных квадратов, всего 8 + 6 = 14 квадратов.
Информация.
Если фигура не является многоугольником, то его площадь можно
измерять с помощью палетки. На партах в конверте лежат палетки. Палетка – это лист
прозрачной бумаги, с нанесенным на ней сеткой из квадратов. Палетка
накладывается на фигуру и подсчитывается, сколько целых квадратов и отдельно неполных и
числа складываются.
Практическая работа.
На партах в конверте рисунки. Нужно измерить площадь
фигур с помощью палетки и записать ответ.
Учитель: Площади каких предметов, не имеющих форму многогранника нужно измерять в быту?
Ученики: Шкуры животных, кожа и т.д.
VI. Работа по учебнику.
1. №4. Прочитайте и составьте план действия по выполнению учебной задачи.
А) Анализ задачи (коллективная работа): О чем говорится в задаче?, Что нужно
узнать?, Что необходимо знать, чтобы сравнить?.
Б) Записываем условие задачи кратко или составляем схему (работа в группах).
В) Записываем основной вопрос задачи: Во сколько раз оставшаяся часть больше,
чем отпиленная?
Г) Записываем программу решения (самостоятельная работа).
Д) Записываем ответ.
2. №3, №4 (самостоятельная работа).
VII. Итог урока.
Учитель: Вам понравился урок? Нарисуйте свое настроение на уголке тетради.
- Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
Домашняя работа:
- Стр.51, №2.
- Измерить длину и ширину своей комнаты, записать в тетрадь.