Площадь геометрических фигур. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

1. Предметные:

  • в совместной деятельности с учителем учиться находить площадь прямоугольника и пользуясь палеткой вычислять площади геометрических фигур, которые не являются многоугольниками;
  • выполнять вычислении на основе знаний таблицы умножения и деления; решать простые и составные текстовые задачи.

2. Регулятивные: учиться определять цель учебной деятельности, составлять план действия по выполнению учебной задачи.

3. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материалы учебника и сведения, полученные от учителя.

4. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке, читать и понять текст учебника, участвовать в диалоге и в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы

Ресурсы:

  • учебник М.И.Моро, « Математика»;
  • презентация «Площадь прямоугольника»;
  • раздаточный материал (геометрические фигуры, палетка).

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня к нам на урок пришел гость. Вы его знаете?

Ученики: Да! Это Лунтик.

Учитель: Что вы знаете про него? (Ответы детей.) Ему все интересно, он хочет научиться всему. Лунтик очень хотел узнать, что мы будем делать на уроке.

Ученики (читают на слайде):

(Слайд 2)

  • делить и умножать;
  • решать задачи;
  • геометрические фигуры разбирать;
  • периметр фигур вычислять;
  • ?

Учитель: Что вы можете сказать про эту фигуру?

Ученики: Квадрат, прямоугольник, квадраты, прямоугольник разделен на квадраты и т.д.

Учитель: Это и будет темой урока. Научимся вычислять площадь плоских геометрических фигур.

II. Устный счет.

Повторение знаний таблицы умножения и деления. (Слайды 3-5)

«Лунтик увидел бабочек и стал их ловить, хочет дружить с ними. Он еще не знает, что трогать их нельзя, что они погибнут. Природу надо беречь!»

Учитель: Давайте поможем бабочкам. Пусть они улетят и спрячутся от Лунтика. Если вы хорошо знаете таблицу умножения и деления, правильно решите примеры, то бабочки смогут улететь.

1) Реши задачи. (Слайд 6)

  1. Лунтик и Кузя нашли 9 платков. Это куски одеяла, которого унес ветер. Если Кузя отдаст 1 платок Лунтику, то у Лунтика платков будет в 2 раза больше. По сколько платков нашли Лунтик и Кузя?
  2. Пчеленок и его друг собирают мёд. Пчеленок пролетает за 1 минуту 8 метров, а его друг за 1 минуту 800 сантиметров. Кто первым прилетит к цветку?

2) Среди фигур найди прямоугольники. (Слайд 7) Докажи свой выбор.

3) Вычисли периметр данных фигур. (Слайд 8)

III. Новая тема. Постановка учебной задачи.

Учитель: На слайде изображены геометрические фигуры. Можно ли про них сказать, что они равны? Почему? (Слайд 9)

Практическая работа.
На партах в конвертах геометрические фигуры (работа в парах).
Задание: найти равные по площади геометрические фигуры.

Учитель: Как вы узнали, что они равные?

Ученики: Наложением друг на друга.

Учитель: Возьмите из конверта красный прямоугольник и красный квадрат. Можно ли сказать, что они равные? Почему?

Ученики: Нет. Потому, что наложением проверить невозможно.

IV. Решение учебной задачи.

Учитель: Можно сказать про эти два кусочка шоколада, что они равные. (Слайд 9)

- А если так, можно сказать, что они равные? (Слайд 10)

Ученики: Да, в каждой кусочке по 4 равных квадрата.

Практическая работа.

Учитель: Как мы можем узнать красные прямоугольники равны или нет?

Ученики: Разделить на равные квадраты. (Ученики с помощью перегибания делят прямоугольники (полоски бумаги) на 4 равные части.)

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: Вывод: чтобы измерить площадь геометрических фигур, их нужно разделить на равные квадраты.

Учитель: Какие площади нужно измерять в быту?

Ученики: Полы, стены, участок земли, огорода и т.д.

V. Закрепление новой темы.

Решите задачу.
Лунтик и Кузя решили покрасить стены своего дома. У кого площадь стены больше? Кому придется больше красок покупать? Как мы будем решать эту задачу?

Ученики: Площадь стен нужно разделить на равные квадраты.

Учитель: Сравните два домика. Площадь какого прямоугольника больше?

Ученики: В площадь синего прямоугольника поместились 16 квадратов, а в красного – 15.

Учитель: Какие приемы сравнения двух площадей вы узнали сегодня на уроке?

Ученики: Прием наложения фигур друг на друга и разделение фигур на равные квадраты.

Решите задачу.
Лунтик и Кузя решили поливать цветы. У кого площадь клумбы больше? Кому надо больше таскать воду?

Учитель: Как можно измерить и сравнить площадь цветочных клумб? Какую форму они имеют?

Ученики: Клумбы имеют круглую и овальную форму. Измерить наложением не возможно, а разделить на квадраты можно.

Учитель: Какие квадраты получились?

Ученики: Полные и неполные.

Учитель: Посчитайте сколько квадратов в круге (первая клумба) и в овале (вторая клумба). Нужно считать целые квадраты и отдельно неполные. Число неполных квадратов делится на два. Складываются числа полных и половина числа неполных квадратов.

Ученики: В круге – 4 полных, 8 – неполных квадратов, всего 4 + 4 = 8 квадратов; в овале – 8 полных, 12 – неполных квадратов, всего 8 + 6 = 14 квадратов.

Информация.
Если фигура не является многоугольником, то его площадь можно измерять с помощью палетки. На партах в конверте лежат палетки. Палетка – это лист прозрачной бумаги, с нанесенным на ней сеткой из квадратов. Палетка накладывается на фигуру и подсчитывается, сколько целых квадратов и отдельно неполных и числа складываются.

Практическая работа.
На партах в конверте рисунки. Нужно измерить площадь фигур с помощью палетки и записать ответ.

Учитель: Площади каких предметов, не имеющих форму многогранника нужно измерять в быту?

Ученики: Шкуры животных, кожа и т.д.

VI. Работа по учебнику.

1. №4. Прочитайте и составьте план действия по выполнению учебной задачи.

А) Анализ задачи (коллективная работа): О чем говорится в задаче?, Что нужно узнать?, Что необходимо знать, чтобы сравнить?.
Б) Записываем условие задачи кратко или составляем схему (работа в группах).

В) Записываем основной вопрос задачи: Во сколько раз оставшаяся часть больше, чем отпиленная?
Г) Записываем программу решения (самостоятельная работа).
Д) Записываем ответ.

2. №3, №4 (самостоятельная работа).

VII. Итог урока.

Учитель: Вам понравился урок? Нарисуйте свое настроение на уголке тетради.

- Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Домашняя работа:

  1. Стр.51, №2.
  2. Измерить длину и ширину своей комнаты, записать в тетрадь.