Интегрированный урок математики и истории города проводится для повышения интереса учащихся к предмету математики, когда сухие цифры и задачи приобретают живое наглядное звучание.
Решая задачи по математике, дети познают окружающий мир, погружаются в историю Родины и родного города. Урок проводился в 6-м классе. Автор благодарит учителя истории города ГБОУ СОШ № 254 Королькову Елену Александровну за предоставленные материалы по истории города.
Цели урока:
- Обучающие: формирование умений обобщать материал, решать задачи, показать, что предметы не изолированы друг от друга,
- Развивающие: развитие у учащихся умения анализировать задачу перед выбором способа её решения, продолжить формирование логического мышления при переходе от частного к общему,
- Воспитательные: активизация интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков, воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Задачи:
1) Образовательная:
- научиться применять изученное на уроках математики на практике при решении задач.
2) Воспитательная:
- повысить интерес к математике и истории родного города, показать взаимосвязь изучаемых тем в рамках разных образовательных областей.
3) Развивающая:
- расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект
- развивать культуру оформления задач по математике.
- развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы, целей и задач урока, мотивация ученика
Учитель математики говорит о цели урока и начинает рассказ (слайд 1).
Санкт-Петербург изначально был задуман как столица новой России, как город, не уступающий Риму, Парижу и Лондону.
Дворцы Петербурга определяют его особый неповторимый характер. Зимний дворец – это особая страница в истории города.
На левом, более высоком берегу Невы, меньше страдающем от наводнений, построили свои жилища члены царской семьи: царевна Наталья Алексеевна – сестра Петра I, царевич Алексей – сын Петра I и др.
Рядом с ними поставили для Петра I «Зимний дом» («Зимние маленькие хоромы») – Первый Зимний дворец (слайд 2).
Жилище царя было одноэтажное, с мезонином (небольшая по высоте надстройка, обычно над центральной частью дома). В мезонине располагалась мастерская, где царь изготавливал модели различных судов.
Домик был мал, и в нем невозможно было принять гостей, которых Петр I хотел видеть на своей свадьбе с Екатериной I. К торжеству царь приказал генерал-губернатору А.Д. Меншикову «Зимний дом» разобрать на бревна, а «… на том месте сделать по плану новые палаты».
Для нового дома Петр I выбрал место сам. Дворец был расположен так, что из него видна большая часть города, крепость (вопрос учащимся: о какой крепости идет речь?), дом князя Меншикова (где расположен?).
Второй Зимний дворец – «Свадебные палаты» – был возведен в 1711-1712 годах на месте первого дворца. Дом возвели из кирпича, и имел он 30 комнат (слайд 3).
Задача 1 (слайд 4). Длина Свадебного дома Петра I – 40 м, ширина – на м короче. Высота дома (с крышей) на м превышает ширину. Вычислите размеры Свадебного дома. Ответ округлите с точностью до 1 м.
Решение.
1) (м) – ширина,
2) (м) – высота.
Ответ: приблизительно 17 м и 18 м.
Через 4 года после постройки Свадебного дома, по распоряжению Петра I началось строительство нового, третьего по счету, Зимнего дворца (слайд 5).
Он был сооружен по проекту архитектора Маттарнови. Это был целый комплекс: двухэтажный каменный дворец, жилые и служебные помещения и даже эллинги, где некоторое время хранили и ремонтировали ботик Петра I (где сейчас находится?). Дворец был готов 4 (25) ноября 1720года. В него переехала царская семья, и 27 января там провели первую «ассамблею» (собрания и балы, заведенные Петром I с целью уничтожения старорусской замкнутости и введения европейских обычаев).
В здании было два больших помещения: Большой зал и столовая.
Задача 2 (слайд 6). Площадь Большого зала нового Зимнего дома Петра составляла 75 м², площадь жилых комнат составляла площади зала, а столовой – площади зала. Вычислите общую площадь этих помещений.
Решение.
1) (м²) – площадь жилых комнат,
2) (м²) – площадь столовой,
3) (м²) – общая площадь помещений.
Ответ: 135 м².
В оформлении зала использовали картины и статуи, поставленные на постаменты (слайд 7).
Задача 3 (слайд 8). Статуи высотой м стояли на пьедесталах высотой м. На сколько пьедестал выше статуи? Какова их суммарная высота?
Решение.
1) (м) – на столько пьедестал выше статуи,
2) (м) – суммарная высота.
Ответ: 0,3 м и 2,1 м.
Сохранился единственный эскиз оформления стен Большого зала, позволяющий утверждать, что дворец был великолепно отделан.
Петр хотел, чтобы жители перемещались по городу на понравившийся ему «голландский» манер – по рекам и каналам. А поэтому не разрешал строить мосты через Неву. К нему в Зимний дворец гости вынуждены были прибывать на шлюпках и причаливать к пристани перед домом (слайд 9).
В 1719-1720 годах к западу от Зимнего дома прорыли от Мойки к Неве канал – Зимнюю канавку, построили гавань, где стояли царские суда.
Задача 4 (слайд 10). Гавань у дома Петра I имела прямоугольную форму. Ее длина была 16 м, а ширина на м меньше. Вычислите периметр гавани.
Решение.
1) (м) – ширина,
2) (м).
Ответ: 47 м.
В третьем Зимнем дворце Петр провел последние годы жизни (умер осенью 1725 года).
После смерти Петра I, императрицами всероссийскими были Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II (слайд 11). Каждая из них внесла свой вклад в изменение облика Зимнего дворца. Были построены четвертый и пятый Зимние дворцы (слайд 12).
Нынешний Зимний дворец, шестой по счету, строился с 1754 по 1762 годы по проекту того же Франческо Растрелли на месте им же построенного четвертого дворца, который был разобран (слайд 13, 14).
Главный фасад здания обращен к Дворцовой площади (слайд 15, 16). В центре – трехпролетные въездные ворота с чугунными решетками, сбоку – парадные подъезды с пологими пандусами – наклонными спусками для въезда.
Парадными во дворце были две цепочки залов: вдоль Невы и по центру здания. В западной и южной частях дворца расположились жилые помещения и библиотека. Здесь проживало до 4 тыс. служащих, была своя армия – дворцовые гренадеры и караулы из гвардейских полков.
С 1762 года Зимний дворец становится резиденцией российских императоров более чем на 150 лет. В парадных залах дворца устраивались торжества, приемы и балы – Это Гербовый, Малый Тронный, Фельдмаршальский, Георгиевский и другие залы (слайд 17).
Залы украшены позолоченной резьбой, роскошными зеркалами, люстрами, наборным узорным паркетом.
Задача 5 (слайд 18, 19). В зале поставили статуй на 2 больше, чем жирандолей, а гербов повесили на стены на 20 больше, чем установили статуй. Сколько украшений каждого вида находилось в зале, если известно, что гербов и статуй в нем было на 30 больше, чем жирандолей.
Решение.
1) Пусть в зале поставили х жирандолей, тогда статуй (х+2), а гербов (х+2+20). Гербов и статуй вместе (х+2)+(х+2+20). По условию задачи составим уравнение: ,
,
Значит, жирандолей было 6, статуй 8, гербов 28. Ответ: 6, 8, 28.
Эрмитаж
Эрмитаж – один из величайших в мире и крупнейший в стране музей. В его собраниях хранятся около 3 млн. памятников культуры и искусства разных эпох, стран и народов.
Основой для создания будущего музея были художественные сокровища, которые Екатерина II начала собирать в «потайных» комнатах (комнаты, куда допускался ограниченный круг лиц) дворца.
Дата основания музея – 1764 год, когда во дворец доставили 225 картин, купленных Екатериной II в Германии. После этого для Эрмитажа начинают приобретать не только живопись, но и гравюры, скульптуры, резные камни и медали, гобелены и ювелирные изделия.
В екатерининское время сокровищами Эрмитажа могли любоваться лишь гости императрицы да именитые иностранные путешественники.
Со временем посещать Эрмитаж стало можно по входному одноразовому билету. Выдавали его в конторе при дворе. В год счастливых обладателей таких билетов насчитывалось до 500 человек. Посетители, естественно, были дворянами. Дворец-то царский!
Выдавались иногда билеты годовые и постоянные. Один такой билет Жуковский послал Пушкину с надписью: «Посылаю тебе билет на всю вечность».
Только в конце 19 века вход в музей стал более доступным.
Сокровища Эрмитажа столь велики, что их невозможно разместить в залах тех зданий, где они экспонируются. Несмотря на то, что Эрмитаж непрерывно расширяется, многое хранится в запасниках и доступно для обозрения только на время выставок. Требуются десятки посещений музея, чтобы только ознакомиться с основными его коллекциями.
III. Постановка домашнего задания.
Решите задачу. В 1852 году (год открытия Нового Эрмитажа) его посетило тыс. человек. В 1914 году – тыс. На сколько человек вырос поток посетителей за эти годы?
Урок окончен. Спасибо за внимание.