Образовательно-развивающие задачи:
- Познакомить с понятием «Красная книга».
- Выяснить основные причины уменьшения численности животных в природе.
- Развивать воссоздающее воображение, мышление учащихся.
Оборудование: видеосюжеты, слайды, Красная книга СССР, схемы «Причины исчезновения животных», карточки для индивидуальной работы, выставка книг.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Ход проведения
Звучит грустная мелодия. Воспитатель показывает на стенд.
– Ребята, посмотрите сюда. Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство, о котором вы узнаете позже (Презентация, 1-16 слайды).
Задание 1. Расшифруйте название нашего занятия. (17 слайд)
– Действительно, тема занятия: Красная книга природы, которая подает нам, жителям планеты Земля, какой-то сигнал. О чем он? Об этом вы догадаетесь, если прочитаете тексты телеграмм и жалоб, пришедших к нам со всех концов света.
Телеграмма 1.
SOS! Беда! Спасите! Нас в живых осталось очень мало (18 слайд).
Снежный барс (Фотография животного)
Телеграмма 2.
SOS! Спасите! У нас беда! Нам угрожает опасность исчезновения. Молим о помощи! (19 слайд)
Бабочка – аполлон (Фотография животного)
Телеграмма 3.
SOS! Беда! Спасите! Защитите, мы не хотим исчезнуть навсегда! (20 слайд)
Утка-мандаринка (Фотография животного)
Жалоба 1. «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба» (21 слайд).
– Кто это?
– Сова с 1964 года находится под охраной
государства. Одна сова уничтожает за лето 1000
мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая» (22 слайд).
– Это – жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
– Итак, что означает сигнал SOS! Мнения детей.
– SOS – это международный сигнал бедствия!
Обычно его подают люди с тонущих кораблей. «Не
убивайте!» – кричат животные. «Остановитесь!» –
шепчут растения. И в 1948 году ученые мира создали
Международный союз охраны природы. По заданию
этого союза зоологи, ботаники, экологи стали
изучать, каким растениям и животным планеты надо
помочь в первую очередь. Составили списки. Потом
списки издали в виде книги. Назвали ее «Красная
книга фактов». Это была первая Красная книга (23
слайд).
В1966 году Международная Красная книга была издана
в очень необычном виде. Обложка у нее была
красная, а страницы – разноцветные.
Хранится Красная книга в швейцарском городе –
Морже. Вы – будущее поколение нашей планеты. От
того, насколько вы будете образованными, как
хорошо будете знать нашу природу, зависит
будущее нашей планеты. Давайте поближе
познакомимся с теми животными, птицами, которые
занесены в Красную книгу.
– В книге пять разделов. Листы книги каждого раздела окрашены в разные цвета: серый, зеленый, белый, желтый и красный.
– На серых страницах книги изображены
малоизвестные и малоизученные животные (24 слайд).
К таким малоизученным животным относится
розовая чайка. Представьте ее себе.
– Опишите словами ее внешний вид. А теперь
сравните, какая она на самом деле. Демонстрация
изображения птицы.
– Эта птица нежно-розового цвета, с сизой спиной
и черным «ожерельем» на шее. О том, что есть такая
птица, люди науки, узнали давно – в 1823 году. Но с
тех пор ее видели немногие ученые, занимающиеся
изучением птиц.
Сообщение учащегося
Гнездятся розовые чайки только на севере
России в болотистых местах на земле. Для них
гибелен весенний прогон стад домашних оленей:
олени давят яйца и птенцов. Кроме этого пастухи
регулярно собирают для своего питания яйца
розовых чаек. Вот почти и все, что известно о них
ученым. Количество розовых чаек подсчитано лишь
примерно. Розовая чайка занесена на серые
страницы Красной книги и добыча розовых чаек
запрещена.
– Существует поверье, что если хотя бы один раз
увидеть розовую чайку, то будешь счастливым.
– Итак, какие животные изображены и описаны на
серых страницах Красной книги.
– Зеленые странички книги самые радостные.
Именно на них помещены фотографии животных,
которых человек еще успел спасти (25-32 слайды).
К таким животным, обязанным своей жизнью людям,
относится зубр, обитающий в республике Беларусь
в Беловежской пуще. Демонстрация изображения
животного. Люди не просто сохраняли жизнь этим
животным, но и способствовали их размножению.
Задание 2. Посмотрите на изображение зубра.
– Верите ли вы, что зубр легко перепрыгивает
забор в два метра и ров в три метра?
– В действительности, он с легкостью
преодолевает препятствия, в движениях зубра нет
ни вялости, ни грузности.
Задание 3. Найдите в следующем перечне: кабан, лось, бык, животное родственное зубру. Демонстрируются изображения названных животных.
– Действительно, зубр – это дикий единственный бык, сохранившийся в настоящее время. В 1916 году на воле в естественных природных условиях их было еще около 200, через год стало 120, а через два года всего… 9. До конца 1920 года дожил только 1 зубр. В1921 году погиб последний вольный зубр.
Задание 4. Пользуясь схемой, сделайте предположения о причинах гибели зубров на воле.
– Нет, зубры не могли погибнуть от голода. Кормятся они многими видами растений: травами, ветками и листьями деревьев, могут объедать и кору осин, елей, рябин, едят и грибы. Конечно, спасаясь от людей, зубры покидали светлые лиственные рощи и забирались на небольшие холмы, поросшие сосняком и разделенные друг от друга низинами, топями, болотцами. Кочки, топи, бурелом – вот куда люди загоняли последних зубров. И все-таки, не это стало причиной их гибели, а охота.
Сообщение обучающегося
500 лет назад зубры были так многочисленны, что
литовский князь Битовт созывая на пиры
соседних князей, мог подавать на столы по 100
зубров.
Зубров повсюду стремительно уничтожали. В
Германии, Румынии, в Прибалтике убили последних
зубров уже в 18 веке. В нашей стране после
революции 1917 года браконьеры часто, убив зубра,
вырезали из шкуры лишь хребтину, которая
особенно ценилась, а тушу и остальную шкуру
оставляли гнить в лесу. В годы гражданской войны
зубров мародеры расстреливали даже из пулеметов.
Бессмысленно, безжалостно и глупо перебили
редких и красивых животных. И все – таки
опомнившимся людям удалось вернуть их почти с
того света.
– Итак, какие животные изображены и описаны на зеленых страницах Красной книги?
– На белых страницах Международной Красной книги, призванной защитить животных, описываются редкие животные. Им еще пока не грозит вымирание, но они встречаются в таком небольшом количестве, и на таких ограниченных (маленьких) территориях, что вскоре эти животные могут исчезнуть (33 слайд).
Задание 5. Уссурийский тигр (в количестве 150 животных) обитает только на территории Уссурийской тайги.
– Можно ли его отнести к редким животным?
– Грозит ли уссурийскому тигру вымирание в
настоящее время?
– Почему же его занесли на белые страницы
Красной книги?
Задание 6. Что может стать причиной исчезновения, в скором времени уссурийских тигров вы узнаете, прослушав следующее сообщение и используя данную схему.
Текст сообщения: «Тигрица не каждый год приносит тигрят. Обычно в одном выводке 2-4 детеныша, причем половина ее потомков погибает еще в юном возрасте. Обычная добыча тигра – кабаны, но при случае не упустит и зайца, и лису, и барсука. По наблюдениям и подсчетам ученых тиграм в день в среднем требуется 7-9 кг мяса, но уссурийский тигр изо дня в день этого количества мяса не получает. При неудачной охоте – он голодает, при удачной – наедается до отвала.
– Итак, какова основная причина уменьшения
количества уссурийских тигров в природе?
– Естественное вымирание.
– Желтые страницы Красной книги уже своим цветом как бы говорит «Люди, будьте внимательны к этим животным!» И хотя они еще встречаются в количествах, достаточных для выживания, но численность неуклонно и быстро падает (34, 35 слайды).
Задание 7. Попытайтесь представить
себе одного из зверей, находящегося на желтых
страницах Красной книги:
«Он имеет вытянутое тело, длиной 3 метра.
Шерстяной покров этого млекопитающего очень
незначительный. Шея у него укороченная, не имеет
резко выраженного перехвата. Наружных ушных
раковин нет. Клыки верхних челюстей огромные, в
виде массивных бивней. Ноги укорочены и
превращены в ласты, причем задние ноги
подвернуты вперед и участвуют при передвижении
животного по суше».
– Теперь я покажу вам фотографию Лаптевского
моржа, а вы сравните представление о нем после с
его изображением.
– На желтые страницы Красной книги Лаптевский
морж попал в связи с бесконтрольным чрезмерным
промыслом местными жителями.
– Итак, какова причина постепенного
исчезновения Лаптевского моржа?
– Охота.
Задание 8. Зубр описан на зеленых страницах Красной книги, и причиной его исчезновения была охота. Розовая чайка описана на серых страницах Красной книги, причина исчезновения до конца не изучены. Лаптевский морж пострадал из – за чрезмерной охоты на него, описан он на желтых страницах Красной книги. – Что общего у каких – то двух животных, занесенных в Красную книгу?
Листы
причина
Красной книги
или
исчезновения
– А сейчас отгадайте загадку «По поднебесью веревка протянулась». Кто это?
– На красные страницы Красной книги попал японский журавль, получивший свое название за то, что на зимовку он улетает в Японию. Численность японских журавлей стремительно падает. В нашей стране гнездится не более 30 пар японских журавлей (36-38 слайды).
Задание 9. Японские журавли обитают на
болотах Уссурийского края и на болотистых
берегах реки Амур. Люди, расширяя свои
сельскохозяйственные
угодья, осушают болота. Пользуясь схемой,
сделайте предположение о причинах исчезновения
этих птиц.
– Нарушение мест обитания.
На грани полного уничтожения находится и
азиатский бобр, обитающий на мелких речках Урала,
и возле притоков реки Енисей. Люди, защищая свои
луга с ценными покосами трав, разрушают
«плотины» бобров, прогоняют с мест их обитания.
Задание 10. Определите, что общего у
следующих пар животных: Уссурийский тигр и
японский журавль, японский журавль и
азиатский бобр, проанализировав следующий текст:
«Японский журавль обитает в Уссурийском крае,
исчезает он в связи с нарушением мест его
обитания. Уссурийский тигр исчезает по причине
естественного вымирания, обитает в Уссурийском
крае. Азиатский бобр обитает на мелких речках
Урала, исчезает в связи с нарушением мест
обитания».
– Японский журавль и азиатский бобр описаны и
изображены на красных страницах Красной книги.
– Как вы думаете, что символизирует красный
цвет? Действительно это сигнал тревоги,
опасности, предупреждения. О чем?
– Правильно, он как красный сигнал светофора,
предупреждает: «Осторожно! Может случится беда».
– Посмотрите на черные траурные рамки.65 видов
зверей и птиц вы уже никогда не встретите на
Земле, никогда не услышите их голосов. Их больше
нет!
Сообщение обучающегося (39 слайд).
От руки человека погибли удивительные морские
животные – морские коровы. Демонстрация
изображения животных. Спереди они были похожи на
тюленей, а сзади имели рыбий хвост. Эти животные
совсем не боялись людей, спокойно кормились у
берегов, позволяли себя гладить. Если животному
причиняли боль, оно отплывало, но вскоре, прощая
человека, возвращалось.
Морские коровы были совершенно безголосы, только
детеныши тоненько попискивали. Раненные,
истекающие кровью, вытащенные на берег и
умирающие, они тяжело вздыхали и смотрели на
человека глазами, полными предсмертной тоски. 27
лет потребовалось человеку, чтобы полностью
уничтожить этих добрых и безобидных животных.
Сообщение обучающегося (40 слайд).
В Африке массовое уничтожение животных
началось с приходом на этот материк европейцев в
18 веке.
Первой жертвой стали зебры. Они никому не мешали.
Но европейцы, заселившие Африку, решили, что
зебры занимают пастбища, пригодные для овец. Но
это совсем не так: потому что овцы не едят траву,
которую едят зебры. И началось массовое
истребление зебр…
Зебр было много. Охотникам не хватало пуль. Они
вырезали из убитых животных свинец и снова
заряжали им ружья. Однако этим людям показалось,
что уничтожение животных идет слишком медленно.
И они нашли другой, более быстрый и более
выгодный способ: зебр окружали, подгоняли к
пропасти, и животные, падая с многометровой
высоты, разбивались. Так исчезла с планеты Земля
самая интересная зебра – зебра – квагга,
истребленная людьми полностью.
Сообщение обучающегося (41 слайд).
Трагедия странствующих голубей
История истребления
странствующих голубей – самая
потрясающая драма, разыгравшаяся в природе при
участии человека.
Едва ли еще какое-нибудь пернатое животное
встречалось на земле в таких чудовищно огромных
количествах, как странствующий голубь Северной
Америки. Рассказы о нем читаются как
фантастический роман.
Странствующие голуби обитали по всей территории
США и Южной Канады. Они появлялись в небе столь
густыми стаями, что буквально заслоняли солнце.
Становилось сумрачно, как при затмении. Летящие
птицы покрывали весь небосвод от горизонта до
горизонта. Голубиный помет падал с неба, подобно
хлопьям снега, бесконечное гудение крыльев
напоминало свист штормового ветра.
Проходили часы, а голуби все летели и летели, и не
было видно ни конца, ни начала их походным
колоннам. Ни криками, ни выстрелами, ни пальбой из
пушек нельзя было отклонить от курса
бесчисленную, как саранча, «эскадрилью».
Американский орнитолог Вильсон рассказывает о
стае голубей, которая пролетала над ним в течение
четырех часов. Стая растянулась на 360 километров!*
Он подсчитал приблизительное количество птиц:
получилась невероятная цифра – 2 230 272 000 голубей.
Орнитолог Одюбон сообщает о стае странствующих
голубей числом в 1 115 136 000 птиц!
Дальнейшие подсчеты дают еще более
поразительные результаты. Допустим, что каждый
голубь весил полфунта, тогда вес всей стаи будет
около полмиллиона тонн! В день эта прожорливая
армия пернатых съедала 617 тысяч кубометров
всевозможного корма. «Это больше – пишет
британский натуралист Фрэнк Лейн, – суточного
рациона солдат всех воюющих стран к концу второй
мировой войны!»
Можно ли было быстро истребить такое сказочное
множество птиц? Печальная судьба странствующего
голубя говорит, что можно, если умело приняться
за дело.
Странствующих голубей уничтожали всеми
способами, которые для этого годились. Стреляли
из ружей, винтовок, пистолетов, мушкетов всех
систем и калибров. В ход были пущены даже горшки с
серой, которые разжигали под деревьями на местах
ночевок голубей. Птиц ловили сетями, били
палками, камнями. Так густы были стаи голубей,
порой они летели так низко, что колонисты сбивали
их жердями. Рыбаки, когда над ними пролетали
голуби, били их веслами. Ни один метательный
снаряд, брошенный вверх, не падал обратно, не сбив
одного или двух голубей. Рассказывают, что
работники на фермах наловчились сбивать летящих
голубей ножницами для стрижки овец. Даже собаки
выбегали на бугры и ловили пролетающих голубей,
прыгая в воздух. Прямо чудеса!
Когда голуби пролетали над военными фортами,
солдаты заряжали пушки картечью и сбивали сотни
птиц. Один из американских писателей середины XIX
века описывает город Торонто во время пролета
над ним большой стаи голубей. Три или четыре дня,
пока голуби летели над городом, стены его домов
дрожали от непрерывной пальбы, словно жители
завязали на улицах перестрелку с неприятелем.
Все лавки, все учреждения были закрыты. Люди
осаждали крыши домов. Всевозможные ружья,
пистолеты и мушкеты были пущены в ход. Даже
почтенные члены муниципального совета, адвокаты,
преуспевающие дельцы и сам шериф графства не
могли отказать себе, в увлекательном «спорте»
истребления безобидных птиц.
Странствующие голуби питались желудями,
каштанами, буковыми и другими орехами, которые в
изобилии производили нетронутые леса Северной
Америки. Голубям часто приходилось менять места
кормежек, но ночевать они прилетали обычно в одну
и ту же местность. Здесь их с нетерпением
поджидали толпы убийц, собравшиеся со всей
округи.
В 1880 году в стране встречались еще значительные
стаи странствующих голубей, но уже через 20 лет от
них не осталось и следа.
– Эти рассказы наполнены болью.
– А сейчас, пусть каждый из вас подумает, чтобы он
сделал, если был бы волшебником (или если у него
была бы волшебная палочка)?
– К сожалению, мы не волшебники и не можем
вернуть уже исчезнувших животных. Но спасти и
защитить еще существующих мы должны, а поможет в
этом нам Красная книга.
3. Закрепление и повторение
Задание 11. Соедините стрелочками разноцветные листы Красной книги и следующие словосочетания (42 слайд):
– Назовите три причины исчезновения животных.
Естественное вымирание: от голода, от медленного
размножения, охота, нарушение и исчезновение
мест обитания.
– Предложите способы защиты и спасения животных,
занесенных в Красную книгу.
– Назовите два наиболее существенных слова для
характеристики Международной Красной книги:
изображение, защита, описание, вымирание.
Задание 12. Собери мозаику.
Задача, как можно быстрее собрать картинки с изображением животного.
Задание 13. Пантомима.
Учащимся раздаются карточки с заданием изобразить животное. Дается время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а другие учащиеся угадывают животное.
Задание 14. Обучающиеся должны выбрать тех животных, которые внесены в Красную книгу.
Слон, большая панда, волк, гребнистый крокодил, белый. носорог, утка – мандаринка, колорадский жук, зеленая морская черепаха, саранча, жук – геркулес, амурский тигр (43 слайд).
Задание 15. Кроссворд «Красная книга» (44 слайд).
- Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения. Но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот животных. Сейчас общая численность их 700 тыс. голов. Соболь.
- Владыка Арктики. Белый медведь.
- В двух – трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. Журавль.
- Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедь.
- Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. Тигр.
- Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. Фламинго.
– Прочитайте слово, которое получилось в
выделенном столбце. Береги.
– Берегите природу, а это животные, растения,
воздух, вода, почва…
В работе использованы материалы Соловьевой Т.А., преподавателя ПГПИ им. С.М. Кирова, 1997 г.