Цель:
- Систематизировать основные признаки причастия и деепричастия на основе сопоставления морфологического разбора и повторить орфограммы и пунктограммы, которые, проходят по этим темам;
- Повторить основные элементы анализа текста;
- Воспитать бережное отношение к природе и любовь к Родине.
Задачи:
- Повторить основные признаки причастия и деепричастия на основе морфологического разбора.
- Совершенствовать навык определения границ причастного и деепричастного оборотов.
- Повторить орфограммы и пунктограммы причастия и деепричастия.
- Активировать речевую и мыслительную деятельность на основе сопоставления двух текстов.
- Продолжить формировать навык последовательного анализа текста.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
- Активизировать познавательную активность, используя игровые приемы, индивидуальные и групповые формы работы.
ХОД УРОКА
I. Этап: организационный
Цель: подготовить учащихся к восприятию темы, создавая доброжелательную эмоциональную атмосферу.
Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Можно ли повторить на одном уроке все орфограммы русского языка?
В бескрайнем океане орфограмм и пунктограмм нужно выбрать определенный курс. Мы ограничимся двумя частями речи. Ответ может подсказать знакомая пословица. “Ласковое дитя двух маток сосёт”. С какими частями речи ее можно применить? Почему?
II. Этап: ввод в игру
Цель: познакомить с условиями игры.
Мы отправляемся в плавание. Принимают участие 5 экипажей. У каждого экипажа свой капитан. Но готовность к работе укажет флажок. За отличные знания получает компас, за хорошие - парус.
III. Этап:
Цель: повторить признаки причастия и деепричастия на основе сопоставления. Необходимо проверить вашу готовность к путешествию. Поэтому первая задача: повторить основные признаки причастий и деепричастий. В этом нам поможет ваше домашнее задание.
Контроль: сверьте разборы слов (разбор на доске).
Кто выполнил работу верно? Что отличает причастия и деепричастия?
IV. Этап:
Цель: повторить обособление причастного и деепричастного оборотов; развивать логическое мышление, используя последовательное восстановление предложений в тексте.
Продолжаем наше плавание. Плыть по течению нам поможет текст. В любом плавании нужно быть готовым к непогоде, к бурям, шторму. Вот беда! Ветер развеял, перепутал предложения из текста. Ваша вторая задача: восстановить текст, пронумеровать предложения, расставить знаки препинания. Всё это надо выполнить за 3 минуты. Кто быстрее выполнит задание, поднимает флажок.
Задание на столе в почтовом конверте. Время пошло.
Чтение текста. Это отрывок из произведения Соколова-Микитова:
“Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ёще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далёкого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещённые зарёю распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса. Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки”.
Теперь, куда укажет стрелка моего компаса, та команда и будет объяснять знаки препинания в этих предложениях. (Ученики объясняют постановку знаков препинания.)
V. Этап.
Цель: совершенствовать логическое мышление учащихся и умение анализировать текст.
Вы, как народ бывалый, знаете, как разбирается текст и в какой последовательности анализируется. Ваша третья задача – по цепочке задать вопросы (экипаж экипажу) к этому тексту. Давайте вспомним эту цепочку. (Учащиеся задают друг другу вопросы (Тема – тип – стиль – основная мысль – докажите, что это текст).) Время обсуждения 1 минута (каждый экипаж отвечает на свой вопрос). Затем акцентирую внимание на основной мысли.
Основная мысль: Какое слово нарушает гармонию этой сказочной картины? (Ружье). Что обозначает слово гармония?
Работа со словарём: чтение значения слова из словаря Ожегова.
Вывод: красота не позволила человеку нарушить гармонию природы. Поэтому к природе надо относиться бережно и любить Родину.
А теперь подумайте над заглавием отрывка (учащиеся придумывают заглавие).
VI. Этап.
Цель: повторить сложные случаи пунктуации в предложениях с причастием и деепричастием.
Итог: с заданием справились, знаки препинания расставили.
Но при постановке знаков препинания в предложения с причастным и деепричастным оборотом встречаются разные подводные камни, рифы. Чтобы не столкнуться с ними, нужно знать: чем отличается обособление причастных и деепричастных оборотов? Каких случаев обособления деепричастия нет в этом тексте? (Одиночное деепричастие).
А бывает такой случай, когда деепричастие не обособляется?... (- если входит во фразеологический оборот).
Вы сегодня работаете усердно, старательно, энергично (замените лексическое значение слов: усердно, старательно, энергично – фразеологическим оборотом)… “- засучив рукава”.
К счастью что никто из вас ничего не делал кое-как… “- спустя рукава”.
Учащиеся самостоятельно составляют и записывают по два предложения с деепричастиями в составе фразеологического оборота.
Будет ли обособляться здесь деепричастие?... “- устойчивые обороты не обособляются”.
Контроль (обратная связь).
Итак, что вы скажете о знаках препинания в предложениях с деепричастными оборотами?
VII. Этап: следующий этап нашего плавания – самостоятельная работа.
Цель: повторить расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, осложнив конструкцию предложения деепричастными оборотами; проверить умение учащихся выделять границы деепричастных оборотов.
А теперь испытание более сложное. Работаем с перфокартой. На доске ключ к шифру. Предложения, с которыми вы будете работать, осложнены однородными членами. Некоторые из них выражены деепричастным оборотом. Если вы правильно расставите знаки препинания, то у вас смогут получиться такие ответы. Время выполнения – 2 минуты.
- I вариант работает по карточкам.
- II вариант – задание на доске.
Работу выполняете самостоятельно на перфокарте.
Выполненные работы сдать капитану, капитан сдаёт их мне.
Задание к самостоятельной работе. II вариант
- Гребцы бросили вёсла и поставив парус сами сели на дно шлюпки
- Они ушли весело переговариваясь и радостно кивая мне головами.
- Матросы улыбаются поглядывая на молодую женщину и уступают ей дорогу.
- Он постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал ещё быстрее.
Шифр:
- и, -.-.-,
- ,-.-.- и -.-
- , -.-.- , и
- , -.-.- , и, -.-.- ,
VIII. Этап.
Цель: повторить орфограммы причастия и деепричастия, определить уровень ЗУН по данной теме.
На горизонте я вижу мель. Чтобы обойти её, нужно вам проявить орфографическую зоркость. Проведём аукцион орфограмм. Необходимо вспомнить орфограммы по теме.
Перед вами предметы, без которых в море не обойтись. На них вы найдете шифровку. Ваша четвертая задача: распределить слова по видам орфограмм, в таблице. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание. Работайте в экипажах. Время выполнения 7 минут. Время пошло.
После выполнения распределительного диктанта, учащиеся поочередно объясняют написание орфограмм, приводя примеры из диктанта.
А какие подводные камни есть в нашем диктанте? Учащиеся находят примеры слов с орфограммами по теме из текста.
IX. Этап: итоги урока.
Цель: определить уровень усвоения теоретического материала, системы понятий изучаемых тем; сформировать учебно-познавательную деятельность; выявить типичные ошибки, недостатки в ЗУН учащихся.
Думаю, что пора бросить якорь и сделать вывод:
- Что мы сегодня повторили?
- Что было самым трудным?
- Что было интересным?...
Ответы учащихся.
X. Этап: домашнее задание.
Цель: создать проблемную ситуацию; научить учащихся на основе сопоставления двух точек зрения делать самостоятельный выбор, обосновывая его; воспитать бережное отношение к природе.
Сегодня на уроке нам приходилось сравнивать, сопоставлять, делать выбор и ваше домашнее задание тоже будет построено на сопоставлении двух текстов. С одним вы работали на уроке, а другой тоже хорошо знаете. Это стихотворение Н. Заболоцкого “Журавли”. Давайте послушаем стихотворение (чтение стихотворения учащимися). Есть повод для сравнения? Похож ли текст по типу на предыдущий? (повествовательный с элементами описания). Какое описывается событие? Что случилось? (убили журавля). Убили не просто журавля, разрушили гармонию природы.
Творческое домашнее задание: так вот, дома постарайтесь написать мини-сочинение на тему: “Какие мысли и чувства вызывает у вас текст Н. Заболоцкого “Журавли” и текст И. Соколова-Микитова”? Запись темы на доске.
Я думаю, что в своем сочинении вы найдёте причастные и деепричастные обороты и все изученные орфограммы, а главное проблему, над которой необходимо задуматься каждому человеку.
XI. Этап.
Цель: оценить результаты уровня усвоения учащимися теоретического материала. Все прекрасно справились с заданием. С вами было приятно путешествовать.
Контроль: кто получил компасы? Показывают – получают пять. Кто получил паруса? Показывают – получают четыре. Благодарю всех за старание и усердие.
Результаты:
На уроке создана благоприятная эмоциональная атмосфера, за счет использования эмоционально-насыщенного материала, учебно-познавательных игр.
У учащихся сформированы элементарные навыки и умения применения их на практике: на уроке закрепились и углубились понятия о причастии и деепричастии как самостоятельных частях речи, освоены основные признаки этих частей речи на основе их сопоставления; сформирован навык опознавания орфограмм; совершенствовались умения учащихся конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотами; рассмотрены сложные случаи их употребления.
Итоги:
- Из 21 учащегося по работе с перфокартой: 10- получили “5”, 6 – “4”, 5 – “3”.
- Распределительный диктант: 9 учащихся – получили “5”, 6 – “4”, 6 – “3”.
- Сочинение: 6 учащихся получили – “5”, 8 – “4”, 7 – “3”.