Цель статьи: Народные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
В народном творчестве заложены понятия “историческая память поколений” и “неразрывная связь времен”, народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно приобщение дошкольников к национальной культуре, к традициям, отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.
Народная игра– уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. В этих играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаю тем из них, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
На мой взгляд, именно народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре.
В своей практике широко использую народные подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми, взрослыми или самими играющими. Таким образом, игры с правилами развивают у дошкольников способность к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствия требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть рождает стремление к самосовершенствованию. Успех в игре поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.
Опыт работы показывает, народные подвижные игры обеспечивают разностороннее развитие моторной сферы детей, способствуют формированию умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Вследствие этого, особое внимание уделяю содержанию и подбору игр. Стараюсь так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно (“Прыгай через костер!”, “”Кто выше прыгнет!”). Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.
От поставленной задачи, в зависимости от того, какие навыки и умения стремлюсь развивать у детей в данный момент, выбираю те игры, которые помогают развитию именно этих навыков. Так, если стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как “Гуси-лебеди”, “Невод”, “Охотники и утки”. Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения “Поезд”, “Вытащи платок”, “Просо” и др. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
На мой взгляд, игры, которые не только разнообразные по содержанию, но и по сложности согласования движений, должны соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступными и интересными для детей. В этих играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры (“Мороз”, “Хромая курица”, “Медведь и пчелы”), увлекаются ею, многократно повторяют такие движения как ходьба, бег, прыжки, ползание, спрыгивания.
На своих занятиях по физической культуре стремлюсь к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Используя презентации в своей работе как эмоционально-образное средство, пробуждаю у детей интерес, воображение, активность, привлекаю внимание детей к содержанию игр, вызываю интерес детей к знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
Нагрузку строго дозирую следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих, продолжительностью игры по времени, количества повторений, наличия перерывов для отдыха. По окончанию игры подводим итоги, что получилось, а что нет, обязательно отмечаю ловкость, силу, инициативу. Лучшей наградой для меня то, что дети с удовольствием бегут на занятия, свободно общаются, знакомят с новыми играми своих родителей.
Итак, подвижная игра - это лучшее, понятное, доступное средство развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника. Именно народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, всегда помню, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Цель: Повышать уровень физической и двигательной подготовленности у детей, используя инновационные технологии.
Программное содержание:
- Формировать мышечно-двигательные навыки. Упражнять в равновесии, беге с увертыванием.
- В игровой форме развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений.
- Развивать волевые качества: выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах.
- Воспитывать честность, упорство, взаимовыручку, интерес к играм народов мира, организованность.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы (А.Свирина, М.Ляшенко “На этой планете можно жить”, Р.Кошурникова “Путешествие по глобусу”);
- рассматривание глобуса, географических карт;
- беседы о жизни народов мира, о климатических особенностях разных стран;
- рассматривание иллюстраций растительного и животного мира;
- разучивание стихов, игр народов мира;
Оборудование: обручи, платочки, маски животных козы, льва. Музыкальное сопровождение, экран, проектор.
Ход праздника
Инструктор по физической культуре:
- Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей). А играть?
- Хотите отправиться в путешествие по нашей планете? (ответы детей) Слайд №2.
- Познакомимся со многими странами и поиграем в любимые игры детей разных народов.
- Посмотрите, на планете живет много людей с кожей разного цвета - белой, черной, желтой. И все они хотят жить в мире. Слайд №3.
- Давайте, ребята, построим корабль и назовем его “Дружба”.
Дети строят из напольного конструктора космический корабль, садятся на него и отправляются в путешествие под звуки музыки. Слайд №4.
Инструктор: Мы делаем первую остановку в северной стране Норвегии. Природа здесь очень суровая, море врезается в берег (дети рассматривают слайд №5). И живут там рыбаки, которые каждый день выходят в море на небольших судах и ловят рыбу. Рыбу поймать совсем не просто. Поиграем в норвежскую народную игру “Невод”.
Норвежская народная игра “Невод” слайд №6 .
Два игрока берутся за руки и ловят остальных детей, которые, как рыбки, Пытаются ускользнуть от “невода”. Догнав кого-нибудь, игроки должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в кругу. Затем они ловят “рыбок” уже втроем. Каждый пойманный становится частью “невода”.
Инструктор: Ребята, а вы были в Швейцарии? (ответы детей).
- Давайте, погостим немного в этой удивительной стране (ответы детей). Полетели (звучит музыка, полет на корабле). Слайд №7.
- Ребята, а вы знаете какой самый популярный вид спорта у швейцарцев? (футбол).
- Вот мы и приземлились (дети выходят, рассматривают слайд).
- Швейцария признана самой гористой страной Европы. Горы занимают 2/3 всей территории этой страны. Ещё в Швейцарии1484 озера.
- Хотите поиграть в швейцарскую народную игру “Доброе утро, охотник!”.
Швейцарская народная игра “Доброе утро, охотник!”
Игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: “Доброе утро, охотник!”, и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: “Доброе утро, охотник!”. И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.
Инструктор: Внимание! Корабль отправляется дальше. Следующая остановка Канада. Слайд №8. Название “Канада” означает “деревня”. Она является второй о величине страной в мире, уступая лишь России. Канада имеет много внутренних рек и озер, чем любая другая страна мира. Хоккей является национальной игрой Канады.
- Дети в этой стране любят играть в игру “Вытащи платок”.
Канадская народная игра “Вытащи платок”
Две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут взрослый кричит: “Огонь!”. Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая захватит большее число платков.
Инструктор: Понравилась вам игра? Дома мы в нее обязательно поиграем. Экипаж, занять свои места! (звучит музыка, полет на корабле).
- Ребята, нас встречает чудесная страна Аргентина. Слайд 9.
- Аргентина в переводе означает “земля серебра”. Её называют “землей шести континентов”, центральную часть занимают широкие травянистые равнины.
- Ребята, а вы знаете, что в столице Аргентины насчитывается 120 музеев и для аргентинцев футбол является национальной страстью.
- Отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок (вагоны поезда).
Аргентинская народная игра “Поезд” слайд №10.
Каждый игрок стоит в обруче, в своем депо. В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. По сигналу (свистку) все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим - паровозом.
Инструктор: Спасибо, аргентинцам за интересную игру. Занимаем свои места, полетели к берегам Африки – большому черному континенту (звучит музыка, полет на корабле).
Слайд №11.
- В африканских странах очень жарко. Около 40% территории Африки занимают пустыни. Самая большая – Сахара.
- Некоторые африканские племена до сих пор живут как кочевники пустыни Сахара. Они кочуют со всем своим хозяйством: верблюдами, овцами, козами. У них нет постоянного места жительства, и они постоянно скитаются в поисках свежих пастбищ для животных.
- А каких хищных животных Африки вы знаете? (ответы детей). Поиграем в игру “Лев и коза”.
Африканская народная игра “Лев и коза”.
Выбирается “лев” и “коза”. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. “Коза” стоит внутри круга, “лев” - за кругом. Он должен поймать “козу”. Играющие свободно пропускают “козу”, а “льва”, наоборот, задерживают. Игра продолжается до тех пор, пока “лев” не поймает “козу”. В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.
Инструктор: Подходит к концу наше кругосветное путешествие. Мы возвращаемся в Россию (звучит музыка, полет на корабле). Слайд №12 .
- Ребята, а вы знаете, что Россия единственная в мире страна, омываемая 12 морями?
- А как называется столица России? (Москва). Правильно.
- Наша родина, уникальная страна с огромной территорией, которую населяют миллионы людей. Русские люди очень гостеприимный народ, любят играть в русскую народную игру “Горелки”.
Русская народная игра “Горелки”.
Играющие встают парами друг за другом. Впереди стоит водящий- горелка. Все произносят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Звезды горят,
Колокольчики звенят.
Раз, два не воронь,
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Если удается запятнать, тот кто остался без пары, горит.
Инструктор: Ребята, а мы с вами проживаем на Севере, в городе Ноябрьске. Слайд №13. Здесь длинные, полярные ночи, поэтому мало тепла и света. Люди скучают по солнцу и придумали игру “Хейро”, что означает “Солнце”. Напомните правила игры.
Ненецкая игра “Хейро” Слайд №14.
Играющие идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий- солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”.
Инструктор: В каждой стране, где мы побывали, играли в любимые игры детей.
Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете хозяева – дети!
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой!
Исполняется песня “Большой хоровод” Б.Савельева Слайд №15.
Инструктор: Ребята, а какая страна или игра вам понравились больше всего? (ответы детей).
- После нашего путешествия организуем выставку рисунков полюбившейся вам игры и научим играть детей старшей группы. Согласны? (ответы детей).
- А сейчас вас в группе ждет угощение из блюд разных народов (дети строятся в одну колонну и уходят в группу).
Литература.
- Бабынина Т.Ф. “Традиции национальных культур” РИЦ “Школа” 2003 г.
- Кенеман А.В. “Детские подвижные игры народов СССР” М.: Просвещение. 1989 г.
- Суслова Э. “Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей” Дошкольное воспитание 1999 №1 с. 82-91.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2003.
- Картушина М.Ю. “Праздники здоровья для детей 6-7 лет” М.: Творческий центр “Сфера” 2008 г.
- fotto.ru/tag/izobrazheniya_afrika
- photo.i.ua/user/4980593/
- images.yandex.ru›
- kreggyry.ucoz.ru›
- photo.vita.ua›country/norway0