Информационно-коммуникционные технологии в работе педагога-музыканта

Разделы: Музыка


Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. И потому педагог, для того чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями.

Условия современной музыкальной жизни таковы, что музыкальное сознание детей формируется под агрессивным воздействием массовой музыкальной культуры, в основе которой – электронная музыка. Даже с образцами классической музыки нередко первое знакомство у детей происходит в компьютерной обработке. Со стороны преподавателя музыкальных дисциплин было бы недальновидно не замечать этого и дожидаться, пока мощный поток информационного воздействия Интернета, аудио-, видео- и телевидения «смоет» следы классического музыкального обучения и воспитания. Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания, формировать эстетические вкусы учащихся, современному преподавателю желательно использовать в своей педагогической деятельности не только традиционные музыкальные методики обучения, но и современные информационно-коммуникационные технологии. Они позволяют значительно повысить эффективность образования, способствуют развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и самого педагога.

Многие считают, что использование компьютера возможно только на «технических» занятиях, это – глубокое заблуждение. Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. Учащимся интересно послушать произведение в исполнении педагога, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

В музыкально-образовательной деятельности могут быть использованы различные электронные издания и здесь главнейшая задача педагога – определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра и т.д.). Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Первая группа программ знакома любому пользователю персонального компьютера – это Windows Media Player, WinAmp и другие. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах; вниманию учащихся открываются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы. Использование данных программ в музыкально-педагогической деятельности дает педагогу возможность привлечь внимание учащихся, направить их мышление в абстрактную, образную сторону.

Одним из инструментов внедрения информационных технологий в музыкальное образование является программа Microsoft Power Point, использование которой позволяет повысить интерес учащихся к музыкально-образовательной деятельности. Данная программа дает возможность и педагогу, и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к учебе. Методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point нацелено на более глубокое изучение зарубежного и отечественного искусства. Презентации позволяют за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран. Они способны не только прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, но и развивать способности учащихся сравнивать, сопоставлять произведения искусства различных эпох и стилей; различные манеры исполнения произведений; проводить проверку знаний произведений композиторов и художников и умения учащимися определять их творческий почерк.

Огромную помощь в преподавании музыкальных дисциплин оказывают музыкальные энциклопедии: «Энциклопедия классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка» и др.; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку».

Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Текстовой материал озвучен, подкреплен видео и музыкальными фрагментами и, что важно в целях решения проблемы мотивации учащихся, уже готовыми для проверки усвоенного материала вопросами викторины с подсказками. Статьи – это основной раздел энциклопедии. Статьи содержат биографическую информацию о композиторах и исполнителях, сведения о музыкальных произведениях (их сюжетах, премьерах, истории написания), о музыкальных инструментах, о жанрах классической музыки и этапах ее развития. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний можно зайти в раздел Викторина, где предложены различные вопросы и музыкальные фрагменты.

Программа «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

В энциклопедии «Музыкальные инструменты» собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран (США. Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия), можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания, с историей отдельных инструментов, чья судьба неразрывно связана с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

Очень интересна программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для детей только начинающих заниматься музыкой. Учащиеся имеют возможность самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки. В разделе «Теория музыки» учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных уроков, прослушивают его и делают упражнения для проверки усвоения знаний. В музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики» начинающие музыканты определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. Прекрасен раздел «История музыкальных инструментов». Здесь учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а также исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети при этом не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них.

Практический курс «Учимся понимать музыку» позволяет легко ориентироваться в многообразном и изменчивом мире музыки. Все занятия построены в современной мультимедийной форме. Материал предлагается в интересном и увлекательном виде и не только рассказывает о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, но и учит слушать и понимать музыку. В энциклопедических статьях можно узнать много нового об авторах и исполнителях музыкальных произведений. Оригинальные и увлекательные интерактивные упражнения и тренажеры помогают научиться слушать и слышать музыку различных времен и народов. С помощью встроенного словаря будет легко разобраться не только в специальных музыкальных терминах, но и в нотной грамоте. В «Музыкальной комнате» можно послушать более 100 фрагментов музыкальных произведений разных стилей и разных исполнителей. Практический курс дает возможность прослушать музыкальные произведения, сравнить разные исполнения одного произведения, самостоятельно составить оркестр и ансамбль, потренироваться в подборе мелодий. Дневник достижений позволяет наглядно увидеть результаты работы с курсом и реальные успехи в понимании музыки.

Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей рассмотренных программ (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, викторины) процесс обучения становится более эффективным и интересным.

Следует также отметить, что в своей работе каждый педагог – музыкант, обязательно использует коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. И здесь следует отметить, что благодаря различным компьютерным программам у педагога, есть возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. А звук – это тоже технология. В отличие от грамзаписи и аудио кассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократного прослушивания отдельных фрагментов для запоминания лейтмотива или анализа интонаций.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте педагогической деятельности педагогов – музыкантов.

Нельзя обойти вниманием и еще одну сторону использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагога. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют педагогу новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества.

Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют быть в курсе, прежде всего, музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса. С помощью Интернета педагоги могут общаться в Сети; принимать участие в работе сетевых объединений учителей музыки и музыкальных педагогов дополнительного образования; участвовать в обсуждении наиболее важных музыкально-педагогических проблем; обмениваться информацией и музыкально-дидактическими материалами; иметь доступ к библиотеке готовых учебных проектов, методик проведения занятий.

При подготовке к урокам именно из Интернета на различных сайтах можно узнать о новинках в мире музыки; использовать материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам; а также знакомиться с руководствами и полезными советами по использованию программного обеспечения в образовательном процессе.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогают педагогу в процессах самообучения и самоорганизации, в планировании учебного процесса. Также информационно-коммуникационные технологии могут применяться педагогом для автоматизации документов (отчеты, справки, положения, программы, планы и т.д.), для хранения различной информации (программы концертов, сценарии праздников, каталоги CD и DVD дисков и т.д.), для создания базы по учащимся.

Таким образом, применение и использование компьютера и информационно-коммуникационных технологий возможны и необходимы в деятельности педагога – музыканта. Повышается результативность обучения и, главное, повышается интерес учащихся к музыкальным занятиям.

В целом, говоря о пользе и важности информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе необходимо отметить решение проблем мотивации и личностно-ориентированного подхода к обучению, рациональной организации учебного времени и более глубокому освоению изучаемых предметов.