Восточно-Европейская равнина

Разделы: География


Цели:

  • Развивать понятие о природно-территориальном комплексе на примере Восточно-Европейской равнины
  • Развивать умение работать с разными источниками географических знаний, навыки исследовательской деятельности
  • Развивать память, наблюдательность, способности сравнивать и анализировать
  • Развивать эстетическое отношение к природе, любовь к Родине

Задачи:

  • Выявить необходимость знаний о Природно-территориальном комплексе.
  • Развивать умения работать с картами, атласами, интерактивной техникой.
  • Развивать умения видеть прекрасное, сохранять его.

В результате урока учащиеся должны придти к выводу:

  • о взаимосвязях всех компонентов природы, их роли в размещении населения и хозяйственного освоения
  • о красоте и богатстве нашей природы
  • о необходимости охраны природы

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование)

Техническое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, слайды с изображением отдельных ПТК Русской равнины, карта «Восточно-Европейская равнина», климатическая карта России, коллекция горных пород.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Учитель предлагает ученикам занять место за столом с той табличкой, которая соответствует тому исследованию, которое учащийся хочет осуществить: «Гидрологи», «Климатологи», «Геоморфологи»», «Исследователи ландшафтов».

II. Организационный момент

Учитель объявляет тему, цели, задачи урока. (Приложение 1, слайд 1, 2)

III. Фронтальная работа

Учащиеся с помощью карт атласа определяют географическое положение Восточно-Европейской равнины.

IV. Организация исследовательской работы

Работа в группах. группа получает задания.

I. Геоморфологи.

Геоморфология – наука о рельефе. Она изучает историю развития рельефа, происхождение, возраст, формы рельефа.

Проблемный вопрос: как сформировался современный рельеф Восточно-Европейской равнины?

  1. Сопоставьте физическую и тектоническую карту, сделайте вывод: как влияет тектоническое строение на рельеф равнины?
  2. Докажите, что современный рельеф равнины – это результат взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов.
  3. Отразите полученную информацию на контурной карте.
  4. Как повлиял рельеф на хозяйственную деятельность человека?

(слайды 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

Климатологи

Исследование по вопросу.

Проблемный вопрос: почему на Русской равнине сформировался умеренно-континентальный климат?

Проанализируйте климатическую карту и ответьте на вопросы:

  1. Под влиянием, каких воздушных масс сформировался климат равнины?
  2. Проследите, в каком направлении изменяются январские и июльские температуры? Почему?
  3. Определите по климатической карте средние температуры января, июля, годовое количество осадков и амплитуду температуры в Петропавловске, Москве, Воронеже, Волгограде?
  4. Сделайте вывод: в каком направлении возрастает континентальность климата?
  5. Как влияет климат на хозяйственную деятельность человека? (слайд 10)

Гидрологи

Исследование по вопросу: Как будет отличаться по своему режиму и расходу воды реки северного и южного стока на Восточно-Европейской равнине.

  1. К бассейнам каких океанов относятся реки Русской равнины? Почему реки текут в разных направлениях? Найдите реки и озера на карте, нанесите на контурную карту.
  2. Почему большинство крупных озер, а также густая речная сеть, находится на северо-западе равнины.
  3. Каковы режим и питание рек?
  4. От каких компонентов природы зависят реки?
  5. Какую роль играют реки и озера в жизни человека и какое влияние человек оказывает на них?

(слайд 11, 12, 13, 14)

Исследователи ландшафтов

Исследование по вопросу: Можно ли согласится с утверждением, что на Восточно-Европейской равнине не осталось ландшафтов, которые не испытывали прямого или косвенного техногенного воздействия?

  1. Какие природные зоны сформировались на Восточно-Европейской равнине?
  2. Дать краткую характеристику каждому ландшафту по плану (рельеф, климат почвы, растительность, животные).
  3. Как человек использует в хозяйственной деятельности каждую природную зону?
  4. Какие крупнейшие антропогенные ландшафты сформировались на равнине?
  5. Почему городские и промышленные ландшафты особенно «агрессивны» по отношению к окружающей среде?

(слайд 15, 16, 17, 18, 19, 20)

V. Отчет о полученных исследованиях.

VI. Подведение итогов урока.

Что я узнал нового на уроке?

VII. Этап релаксации.

– Мы живем в той местности, в которой проблема охраны природы стоит особенно остро. Исток великой русской реки Волги, озеро Селигер, красивейшие Верхневолжские озера, а по берегам величественные храмы. Предлагаю вам окунуться в многообразие этой удивительной красоты, требующей нашей с вами заботы.

На доске учащиеся демонстрируют видеофильм с красивейшими уголками нашей малой Родины, расположенной на Восточно-Европейской равнине.

Видеофильм (Приложение 2) сопровождается песней «Малиновый звон»