Цели:
- Развивать понятие о природно-территориальном комплексе на примере Восточно-Европейской равнины
- Развивать умение работать с разными источниками географических знаний, навыки исследовательской деятельности
- Развивать память, наблюдательность, способности сравнивать и анализировать
- Развивать эстетическое отношение к природе, любовь к Родине
Задачи:
- Выявить необходимость знаний о Природно-территориальном комплексе.
- Развивать умения работать с картами, атласами, интерактивной техникой.
- Развивать умения видеть прекрасное, сохранять его.
В результате урока учащиеся должны придти к выводу:
- о взаимосвязях всех компонентов природы, их роли в размещении населения и хозяйственного освоения
- о красоте и богатстве нашей природы
- о необходимости охраны природы
Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование)
Техническое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, слайды с изображением отдельных ПТК Русской равнины, карта «Восточно-Европейская равнина», климатическая карта России, коллекция горных пород.
Ход урока
I. Подготовительный этап
Учитель предлагает ученикам занять место за столом с той табличкой, которая соответствует тому исследованию, которое учащийся хочет осуществить: «Гидрологи», «Климатологи», «Геоморфологи»», «Исследователи ландшафтов».
II. Организационный момент
Учитель объявляет тему, цели, задачи урока. (Приложение 1, слайд 1, 2)
III. Фронтальная работа
Учащиеся с помощью карт атласа определяют географическое положение Восточно-Европейской равнины.
IV. Организация исследовательской работы
Работа в группах. группа получает задания.
I. Геоморфологи.
Геоморфология – наука о рельефе. Она изучает историю развития рельефа, происхождение, возраст, формы рельефа.
Проблемный вопрос: как сформировался современный рельеф Восточно-Европейской равнины?
- Сопоставьте физическую и тектоническую карту, сделайте вывод: как влияет тектоническое строение на рельеф равнины?
- Докажите, что современный рельеф равнины – это результат взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов.
- Отразите полученную информацию на контурной карте.
- Как повлиял рельеф на хозяйственную деятельность человека?
(слайды 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
Климатологи
Исследование по вопросу.
Проблемный вопрос: почему на Русской равнине сформировался умеренно-континентальный климат?
Проанализируйте климатическую карту и ответьте на вопросы:
- Под влиянием, каких воздушных масс сформировался климат равнины?
- Проследите, в каком направлении изменяются январские и июльские температуры? Почему?
- Определите по климатической карте средние температуры января, июля, годовое количество осадков и амплитуду температуры в Петропавловске, Москве, Воронеже, Волгограде?
- Сделайте вывод: в каком направлении возрастает континентальность климата?
- Как влияет климат на хозяйственную деятельность человека? (слайд 10)
Гидрологи
Исследование по вопросу: Как будет отличаться по своему режиму и расходу воды реки северного и южного стока на Восточно-Европейской равнине.
- К бассейнам каких океанов относятся реки Русской равнины? Почему реки текут в разных направлениях? Найдите реки и озера на карте, нанесите на контурную карту.
- Почему большинство крупных озер, а также густая речная сеть, находится на северо-западе равнины.
- Каковы режим и питание рек?
- От каких компонентов природы зависят реки?
- Какую роль играют реки и озера в жизни человека и какое влияние человек оказывает на них?
(слайд 11, 12, 13, 14)
Исследователи ландшафтов
Исследование по вопросу: Можно ли согласится с утверждением, что на Восточно-Европейской равнине не осталось ландшафтов, которые не испытывали прямого или косвенного техногенного воздействия?
- Какие природные зоны сформировались на Восточно-Европейской равнине?
- Дать краткую характеристику каждому ландшафту по плану (рельеф, климат почвы, растительность, животные).
- Как человек использует в хозяйственной деятельности каждую природную зону?
- Какие крупнейшие антропогенные ландшафты сформировались на равнине?
- Почему городские и промышленные ландшафты особенно «агрессивны» по отношению к окружающей среде?
(слайд 15, 16, 17, 18, 19, 20)
V. Отчет о полученных исследованиях.
VI. Подведение итогов урока.
Что я узнал нового на уроке?
VII. Этап релаксации.
– Мы живем в той местности, в которой проблема охраны природы стоит особенно остро. Исток великой русской реки Волги, озеро Селигер, красивейшие Верхневолжские озера, а по берегам величественные храмы. Предлагаю вам окунуться в многообразие этой удивительной красоты, требующей нашей с вами заботы.
На доске учащиеся демонстрируют видеофильм с красивейшими уголками нашей малой Родины, расположенной на Восточно-Европейской равнине.
Видеофильм (Приложение 2) сопровождается песней «Малиновый звон»