Цель: Знакомство с гончарным искусством, развитие творческого экспериментирования при работе с глиной на объемных предметах.
Задачи:
- Расширить основы эстетической культуры в процессе приобщения детей к художественно-творческой деятельности (работа с глиной).
- Закрепить технологические знания и умения при работе с глиной.
- Научить самим создавать прекрасное своими руками.
- Развивать познавательный интерес к изучению народных промыслов; творческие способности детей, художественный вкуса, воображение.
Материалы к занятию. Глина, клеенки, баночки и салфетки на каждого ребенка.
Примечание. Занятие проводится за круглым столом; количество детей 6-7 человек; в студии подготовлена выставка работ; проектор; экран; компьютер. На столах подготовлены глина, клеенки, баночки и салфетки на каждого ребенка.
Структура занятия
- Беседа с целью создания игровой мотивации.
- Переход к продуктивной деятельности.
- Изготовление поделки.
- Оценка работ
Ход занятия
Здравствуйте ребята!
На экране студии дети видят знакомый город?
Педагог: Знакомый город мы с вами там уже били. Что это за город и где он находится? (дети читают стих)
Ответ детей: На вопрос педагога дети читают стих по очереди.
Не за полем, не за лесом,
Даже не за той рекой,
Город есть по интересам,
Где раздолье и покой.
Мастера и мастерицы
Там на улочках живут.
По ветвям порхают птицы,
А в горшках цветы цветут!
Все здесь сделано руками!
Здесь в почете любой труд!
Мастерицы с мастерами
Вышивают, вяжут, шьют.
Им известна масса техник,
Как за несколько минут
Из вещей ненужных, ветхих
Создать сказочный уют!
Пергамано, оригами,
Квиллинг, бисер, декупаж...
Часто мастерят ночами!
Труд их — высший пилотаж!
Если сложно Вам поверить,
Ждут Вас в гости мастера,
Распахнув все настежь двери
В мир чудес и ремесла!
Город ловких и умелых,
Город творческих умов,
Город славных рукоделов,
Город чудо-Мастеров!
(Лёлишна)
Педагог: В этом городе мы уже били в гостях у бумажной ленточки, а кто же на этот раз нас завет в гости? Посмотрите, на экране появился какой-то странный человечек? Кто это? Посмотрите, сколько интересных вещей он показывает нам? (На экране появляются предметы домашней утвари, сделанные из глины, поделки из глины).
На экране появляется загадка про глину:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина) [1]
Педагог: Я поняла, мы попали в гости к мастеру Глинчик, я слышала про этого мастера, но никогда не была в его мастерской.
На экране появляется следующая загадка.
Педагог: Смотрите еще одна загадка от мастера Глинчика.
«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».
Педагог обращается к детям: Вы можете ее отгадать?
Входят гости (мальчик и девочка): Здравствуйте!
Педагог: Здравствуйте, Аленка сегодня занятие не у вас. Ты что-то хотела?
Аленка: Да, я хотела показать Вовек из тридевятого царства свои работы.
Вовка: А чем вы тут занимаетесь?
Педагог: Ребята так чем мы здесь занимаемся?
Ответ детей: Мы знакомимся с разными видами искусств и учимся различным ремеслам. Хотим стать мастерами «золотые руки».
Гости: Я тоже хочу, чтобы мои руки стали золотыми. Что для этого надо делать?
Педагог: Для начало, помогите отгадать нам загадку. (Повторяем загадку)
Вовка из сказки: Это печной горшок.
Педагог: Знаешь, а вот нам не понятно. Что такое «копанце», «топанце»…
Отгадку объясняет мальчик из прошлого:
«Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. «Топанец» - ровное место во дворе или избе, где глину топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердый как камень. А чтобы горшок не впитывал влаг, он должен был побывать «на обваре», его в горячем виде опускали в жидкую мучную болтушку.
Педагог: Спасибо! На примере этой загадки можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Ребята вам все понятно? Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Как печной горшок может «кормить людей»?
Ответы детей: Люди используют керамическую посуды для того, чтобы кушать.
Педагог: А вот почему он в старости «пеленаться стал», вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.
Педагог: Сколько интересного мы узнали о глиняной посуде. Чтобы сделать посуду из глины, использовали специальное приспособление, которое называется гончарный круг - станок для формовки посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий на гончарном круге мастер вытягивает из целого куска глины, формируя изделие. (Слайды работа гончара) Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров.
В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. Основная конструкция гончарного круга практически не изменилась с древнейших времен, изменения затронули в основном тип привода.
Педагог:
Я вам хочу показать маленькую копию этого приспособления. Это современная копия и она работает от электробатареек. Ребята, вы хотите научиться работать на этом на гончарном круге, делать такие замечательные вещи которые вы видели? Но, к сожалению круг у нас один. И придется работать по очереди.
Вовка из сказки: Я могу решить эту проблему! (Зовет двух из ларца, одинаковых с лица).
Двое из ларца: Здрасть, будет сделано. (Вовка шепчется с ними и они уходят из комнаты и приносят ларец в котором, заготовки сосудов).
Педагог: Вовка, но ребята хотят стать мастерами «золотые руки», они хотят научиться делать изделия на гончарном круге, а тут для каждого готовое изделие.
Вовка: А что плохо, ну-у-у, зато делать не надо вазы уже все готовое.
Педагог: Да, вазы уже готовые, но они все одинаковые. Давайте с вами украсим вазы и каждый сделает свою вазу неповторимой, непохожую на все остальные.
Смотрите, и мастер Глинчик предлагает сделать творческую работу. Посмотрите, какие вазы в его мастерской. (На экране слайды с вазами). Мастер не знает, что на прошлом занятии мы были у художника в гостях, и каждый из вас нарисовал свой эскиз вазы. Попробуем по вашим эскизам украсить вазы, вылепить рисунок.
Приглашаю за рабочий стол и вас, Вовка и Аленка, думаю, Вовка, и твои помощники двое из ларца не откажутся присоединиться к нам. (Ребята садятся за столы).
Выполнение творческой работы.
Перед началом работы обратить внимание детей, что глиняные вазы еще не высохли и работать с ними надо осторожно.
Педагог: Глиняную вазу мы видим со всех сторон, поэтому и рисунок на вазе у вас должен быть выполнен по кругу.
Во время творческой работы спросить детей путь, который проходит глина прежде, чем стать керамическим изделием.
Педагог: Ребята давайте вспомним, в как кусочек глины становится красивым керамическим горшком?
Как называется приспособление, которое используют для изготовления глиняных изделий?
Как называют мастеров которые работают на гончарном круге?
Педагог: Вы хорошо потрудились, а главное – творили и выдумывали. Но наша работа еще не закончена. Прежде чем, мы сможем использовать наши работы, что нам необходимо их просушить и отправить «на пожар» , т.е. в печь.
Вовка: Вы сказали, что мои руки станут золотыми, а они стали грязными.
Педагог: Ребята, про какого человека говорят: «У него «золотые руки»».
Ответы детей: Это люди, которые могут превращать самые обыкновенный материал в полезные и красивые вещи.
Педагог: У тебя была обычной формы ваза, а ты смотри, какую красоту сделал? Про тебя теперь можно сказать «Мастер золотые руки»
Литература
- Источник Загадки kraskeramika.ru
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- CeramicPortal.ru
- Гомозова Ю.В. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художник М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К°», 1998.
- Халезова Н.Б. Лепка в детском саду: Кн.для воспитателя дет.сада/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.