Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • повторить позиции написания разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости согласных звуков;
  • расширить знания учащихся по данной теме;
  • формировать умение писать слова с ь;
  • применять на практике правила правописания изученных орфограмм;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;
  • учить сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: учебник по русскому языку для 3 класса В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого; Macbook; карточки для самостоятельной работы; фрагмент урока из весёлого учебника Кирилла и Мефодия

Планируемые результаты: научиться применять правила правописания.

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок –
Пригласил нас на урок РУССКОГО ЯЗЫКА

- Улыбнитесь друг другу и начинаем.

2. Самоопределение к деятельности.

- Возьмите из конверта карточку жёлтого цвета

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева, представьте себе картину, описанную в нём.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...

- О каком времени года идёт речь в стихотворении? (об ОСЕНИ)

- Сегодня ОСЕНЬ – гостья на нашем уроке.

- Спишите четверостишие

- Объясните орфограммы гласных звуков, согласных звуков

- Вы согласны? (Учащиеся с помощью сигнальных карточек (Приложение 1) выражают своё согласие или несогласие)

- В каких словах пишется буква, которая звука не обозначает?)

- А работа у этих букв одна и та же? (нет)

- С какой трудностью мы столкнулись?

- Буква Ь выполняет в словах разную работу. В 1 – разделительный, во 2 - показатель мягкости согласного

- Какая же тема сегодня на уроке?

ТЕМА НА ЭКРАНЕ “Разделительный мягкий знак”.

Целеполагание

- Какие цели мы поставим на уроке?

  • закрепить знание изученных шагов учебной деятельности
  • повторить правила написания слов с Ь
  • развивать внимание, память, речь, мышление

- А каких результатов должны добиться?

  • научиться применять правила правописания с Ь.

3. Актуализация знаний и пробные действия

Для задания предлагается урок 11 из весёлого учебника “Кирилла и Мефодия”

- Посмотрите на экран и послушайте задание: распределите слова по группам.

1. Ь – разделительный

2. Ь – показатель мягкости согласных

(Дети с помощью беспроводной мышки по очереди выполняют задание)

- Когда же пишется ь – показатель мягкости согласных? (В конце или в середине слова между двумя согласными, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного звука)

- А когда пишется разделительный ь? Откройте учебники на стр. 68 и прочитайте, что говорит вам мудрая тётушка сова

4. Работа с учебником

Ученики читают правило

Учитель: Об этой роли ь в словах мы поговорим сегодня подробнее

- С помощью какого устройства вы сейчас управляли компьютером, выполняя задание ? (с пом. МЫШКИ)

- Прочитайте задание к упражнению №126 на стр. 69

Обратите внимание на выделенные слова. Что вы заметили? (Звучат и пишутся одинаково, а значение лексическое у них разное)

- Согласны?

- Объясните лексическое значение 1 слова; второго;

- К какой лексической группе слов относится слово МЫШКА? (к ОМОНИМАМ)

- Согласны?

- Назовите слова с разделительным Ь

КОМПЬЮТЕР

С ПОМОЩЬЮ

- Спишите второе предложение, подчеркните разделительный ь

Рассмотрите картинку и прочитайте слово

- Каком словаре можно посмотреть значение слова? (В ТОЛКОВОМ)

- Откройте словарь и прочитайте о лексическом знач. слова

КОМПЬЮТЕР

- Какую работу выполняет Ь? (разделительный)

- Какие ещё орфограммы помимо разделительного ь? (орфограммы непроверяемых гласных)

- Постарайтесь запомнить, как пишется это слово

- Найдите упражнение №127 на стр.69

- Прочитайте только выделенные слова

- Подумайте, какое выделенных слов самое “молодое”

5. РАБОТА НА MACBOOK в ПАРАХ

- Найдите слова с разделительным ь (вьюга, компьютер, осенью, обезьяна); напечатайте эти слова, разделив их для переноса.

Задание к упражнению №127 на стр.69 вы выполните на компьютере

Откройте Macbook, найдите на рабочем столе файл “перенос слов”

- Самопроверка; оценка компьютера в %

- Кто получил от 90 до 100 %?

- Кто меньше?

ФИЗМИНУТКА – Релаксация под музыку П. И. Чайковского “Октябрь” из альбома “Времена года”

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Каковы наши дальнейшие действия?

- Надо потренироваться.

- Возьмите из конверта жёлтую карточку

- Что надо сделать? (вставить пропущенные буквы и обосновать свой выбор)

- Как вы будете действовать, выполняя задание? (ПО АЛГОРИТМУ)

- Посмотрите на доску. Вы согласны с записанным на доске алгоритмом? (нет)

- Почему? (Шаги алгоритма идут не по порядку)

- Восстановите алгоритм

  1. Произнеси слово;
  2. Определи опасное место;
  3. Примени правило;
  4. Обозначь орфограмму

- Вы согласны?

- Выполните задание, применяя алгоритм и правила

А.Н. Майков “Осень”

Кроет уж лист з_л_той
Влажную землю в л_су...
Смело топч_ я н_гой
Вешнюю леса кр_су.

С холоду щёки горят
Любо в л_ су мне б_ жать,
Слышать, как суч_я трещ_т,
Лист_я н_ гой загребать.

Учащиеся работают самостоятельно

- А теперь возьмите карточку белого цвета и осуществите самоконтроль по готовому образцу.

ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

А.Н. Майков “Осень”

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят
Любо в лесу мне бе жать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.

- Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом +. Посчитайте, сколько плюсов у вас получилось?

- Оцените работу по следующим критериям на обратной стороне образца.

КРИТЕРИИ ДЛЯ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТКИ

  • 12 “+” - “5”
  • 10 - 11“+” - “4”
  • 7 - 9“+” - “3”
  • Менее 7“+” - “2”

- У кого отметка “3”? Где ошиблись?

- “4”? Что не получилось?

- Кто поставил себе “5”?

- Молодцы! Отлично!

7. Включение в систему знаний и повторение

РАБОТА В ГРУППАХ

- Восстановите строки известного четверостишия, подчеркните двумя чертами разделительный Ь; одной чертой – Ь – показатель мягкости согласных; прочитайте выразительно.

1 ГРУППА

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
А.С. Пушкин

2 ГРУППА

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей...
А.С. Пушкин

3 ГРУППА

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
А вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
А.К. Толстой

4 ГРУППА

Стаи птиц улетают
Вдаль, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
К.Д. Бальмонт

5 ГРУППА

Седая вьётся мгла вокруг холмов;
Росой затоплены равнины;
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины.
Е.А. Баратынский

6 ГРУППА

Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.
А.Н. Майков

- Ответственные от групп у доски по критериям оценивают работу группы на осеннем дереве. (Приложение 2)

8. Рефлексия учебной деятельности

- Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли?

- Когда пишется разделительный ь?

- Отметьте, пожалуйста, на шкале (Приложение 3) свои достижения, хорошо ли вы усвоили орфограммы и умеете ли их применять.

- Наш урок подошёл к концу.

- Спасибо!