Цели:
- повторить позиции написания разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости согласных звуков;
- расширить знания учащихся по данной теме;
- формировать умение писать слова с ь;
- применять на практике правила правописания изученных орфограмм;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;
- учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: учебник по русскому языку для 3 класса В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого; Macbook; карточки для самостоятельной работы; фрагмент урока из весёлого учебника Кирилла и Мефодия
Планируемые результаты: научиться применять правила правописания.
ХОД УРОКА
1. Мотивация учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок –
Пригласил нас на урок РУССКОГО ЯЗЫКА
- Улыбнитесь друг другу и начинаем.
2. Самоопределение к деятельности.
- Возьмите из конверта карточку жёлтого цвета
- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева, представьте себе картину, описанную в нём.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...
- О каком времени года идёт речь в стихотворении? (об ОСЕНИ)
- Сегодня ОСЕНЬ – гостья на нашем уроке.
- Спишите четверостишие
- Объясните орфограммы гласных звуков, согласных звуков
- Вы согласны? (Учащиеся с помощью сигнальных карточек (Приложение 1) выражают своё согласие или несогласие)
- В каких словах пишется буква, которая звука не обозначает?)
- А работа у этих букв одна и та же? (нет)
- С какой трудностью мы столкнулись?
- Буква Ь выполняет в словах разную работу. В 1 – разделительный, во 2 - показатель мягкости согласного
- Какая же тема сегодня на уроке?
ТЕМА НА ЭКРАНЕ “Разделительный мягкий знак”.
Целеполагание
- Какие цели мы поставим на уроке?
- закрепить знание изученных шагов учебной деятельности
- повторить правила написания слов с Ь
- развивать внимание, память, речь, мышление
- А каких результатов должны добиться?
- научиться применять правила правописания с Ь.
3. Актуализация знаний и пробные действия
Для задания предлагается урок 11 из весёлого учебника “Кирилла и Мефодия”
- Посмотрите на экран и послушайте задание: распределите слова по группам.
1. Ь – разделительный
2. Ь – показатель мягкости согласных
(Дети с помощью беспроводной мышки по очереди выполняют задание)
- Когда же пишется ь – показатель мягкости согласных? (В конце или в середине слова между двумя согласными, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного звука)
- А когда пишется разделительный ь? Откройте учебники на стр. 68 и прочитайте, что говорит вам мудрая тётушка сова
4. Работа с учебником
Ученики читают правило
Учитель: Об этой роли ь в словах мы поговорим сегодня подробнее
- С помощью какого устройства вы сейчас управляли компьютером, выполняя задание ? (с пом. МЫШКИ)
- Прочитайте задание к упражнению №126 на стр. 69
Обратите внимание на выделенные слова. Что вы заметили? (Звучат и пишутся одинаково, а значение лексическое у них разное)
- Согласны?
- Объясните лексическое значение 1 слова; второго;
- К какой лексической группе слов относится слово МЫШКА? (к ОМОНИМАМ)
- Согласны?
- Назовите слова с разделительным Ь
КОМПЬЮТЕР
С ПОМОЩЬЮ
- Спишите второе предложение, подчеркните разделительный ь
Рассмотрите картинку и прочитайте слово
- Каком словаре можно посмотреть значение слова? (В ТОЛКОВОМ)
- Откройте словарь и прочитайте о лексическом знач. слова
КОМПЬЮТЕР
- Какую работу выполняет Ь? (разделительный)
- Какие ещё орфограммы помимо разделительного ь? (орфограммы непроверяемых гласных)
- Постарайтесь запомнить, как пишется это слово
- Найдите упражнение №127 на стр.69
- Прочитайте только выделенные слова
- Подумайте, какое выделенных слов самое “молодое”
5. РАБОТА НА MACBOOK в ПАРАХ
- Найдите слова с разделительным ь (вьюга, компьютер, осенью, обезьяна); напечатайте эти слова, разделив их для переноса.
Задание к упражнению №127 на стр.69 вы выполните на компьютере
Откройте Macbook, найдите на рабочем столе файл “перенос слов”
- Самопроверка; оценка компьютера в %
- Кто получил от 90 до 100 %?
- Кто меньше?
ФИЗМИНУТКА – Релаксация под музыку П. И. Чайковского “Октябрь” из альбома “Времена года”
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Каковы наши дальнейшие действия?
- Надо потренироваться.
- Возьмите из конверта жёлтую карточку
- Что надо сделать? (вставить пропущенные буквы и обосновать свой выбор)
- Как вы будете действовать, выполняя задание? (ПО АЛГОРИТМУ)
- Посмотрите на доску. Вы согласны с записанным на доске алгоритмом? (нет)
- Почему? (Шаги алгоритма идут не по порядку)
- Восстановите алгоритм
- Произнеси слово;
- Определи опасное место;
- Примени правило;
- Обозначь орфограмму
- Вы согласны?
- Выполните задание, применяя алгоритм и правила
А.Н. Майков “Осень”
Кроет уж лист з_л_той
Влажную землю в л_су...
Смело топч_ я н_гой
Вешнюю леса кр_су.С холоду щёки горят
Любо в л_ су мне б_ жать,
Слышать, как суч_я трещ_т,
Лист_я н_ гой загребать.
Учащиеся работают самостоятельно
- А теперь возьмите карточку белого цвета и осуществите самоконтроль по готовому образцу.
ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
А.Н. Майков “Осень”
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.С холоду щёки горят
Любо в лесу мне бе жать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
- Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом +. Посчитайте, сколько плюсов у вас получилось?
- Оцените работу по следующим критериям на обратной стороне образца.
КРИТЕРИИ ДЛЯ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТКИ
- 12 “+” - “5”
- 10 - 11“+” - “4”
- 7 - 9“+” - “3”
- Менее 7“+” - “2”
- У кого отметка “3”? Где ошиблись?
- “4”? Что не получилось?
- Кто поставил себе “5”?
- Молодцы! Отлично!
7. Включение в систему знаний и повторение
РАБОТА В ГРУППАХ
- Восстановите строки известного четверостишия, подчеркните двумя чертами разделительный Ь; одной чертой – Ь – показатель мягкости согласных; прочитайте выразительно.
1 ГРУППА
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
А.С. Пушкин
2 ГРУППА
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей...
А.С. Пушкин
3 ГРУППА
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
А вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
А.К. Толстой
4 ГРУППА
Стаи птиц улетают
Вдаль, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
К.Д. Бальмонт
5 ГРУППА
Седая вьётся мгла вокруг холмов;
Росой затоплены равнины;
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины.
Е.А. Баратынский
6 ГРУППА
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.
А.Н. Майков
- Ответственные от групп у доски по критериям оценивают работу группы на осеннем дереве. (Приложение 2)
8. Рефлексия учебной деятельности
- Какие цели мы ставили на уроке?
- Достигли?
- Когда пишется разделительный ь?
- Отметьте, пожалуйста, на шкале (Приложение 3) свои достижения, хорошо ли вы усвоили орфограммы и умеете ли их применять.
- Наш урок подошёл к концу.
- Спасибо!