Введение
“Театром Петрушки” называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки — вроде перчатки. Рождение театра Петрушки относится к 1589 году. Это начало было положено во Флоренции, постепенно кочуя по всем государствам. Петрушка перебирается к нам в страну. Комическая фигура Петрушки родилась в России в ХVII веке.
Во всем мире с давних пор установились целые “действия”, которые в старину придали магическое значение. С помощью кукол воздействовали на богов, чтобы те послали богатый урожай, помогли в борьбе со стихиями.
В России всем знаком, например, обряд сожжения соломенного чучела — это символизирует приход весны, где участвует тоже кукла. У каждого народа были свои обряды, свои игры, где и участвовали куклы. До крещения на Руси было идолопоклонство, язычество, были запрещены всякие скоморошьи потехи во избежание “святотатства”. А уж игра с куклой была, по мнению церкви, великим грехом. И только в конце 17 века при гуманном правлении царя А.М. Романова было разрешено при дворе и скоморохам выступать с Петрушкой.
Но прошли годы и Петрушку опять убрали со сцены — запретило царское правительство. Но никакие гонения, страшные указы не могли истребить в народе любовь к кукольному театру. Гонимый Петрушка стал народным героем. Поэтому, наверное, он всегда на голове носит красный колпак и орудует дубинкой.
В наше время очень много существует кукольных театров, особенно в крупных городах. Заслуженный артист кукольного театра С.В. Образцов положил начало этому великому делу.
Куклы могут быть различного типа: марионетки, тростевые и теневой театр, но самый простой по своему сложению для детей – это перчаточная кукла. Такую куклу можно сделать самому или вместе с родителями.
Как самому сделать куклу петрушку
С чего начать?
Самая простая кукла состоит из тельца — рубашки, головки и ручек. Тельце — рубашка кроится по руке кукловода из материи (рис. 1). Голова может быть сделана из разных материалов: из дерева (лучше всего использовать липу), из хлеба или пластилина, из пластмассового шарика. Но обычно делают голову из папье-маше. Вырезать голову из дерева не всякий сможет, тут нужно иметь навыки резчика-профессионала.
Голова из шарика
Подойдет любой пластмассовый шарик или мячик. Нужно только прорезать отверстие, чтобы шарик легко надевался на указательный палец руки кукловода (рис.2).
Голова лепная
Вылепить голову можно из хлеба или пластилина. Это может быть не только голова человека, но и мордочка собачки или лисы. Дети очень выразительно лепят всяких зверушек.
К голове пристраивают патрон из картона, чтобы в него легко входил указательный палец кукловода. Такая головка надевается на тельце — рубашку. Ручки куклам мастерят из материи или кожи, как, например, у Собаки на рисунке 3.
Голова из бумаги
Голову из бумаги сделать быстрее и проще всего. Плотная бумага режется полосками и накручивается на указательный палец руки, одетый в перчатку или рубашку в форме перчатки. Полоска бумаги накручивается в несколько слоев и получается голова цилиндр (рис. 4). Каждый слой бумаги при этом необходимо проклеивать, а кончик полоски закрепить с тыльной стороной клеем. На цилиндр мастерится шапочка или парик из ниток, поролона или бумаги (рис. 5). Голова разрисовывается; это сам Петрушка, то наклеивается нос (рис.6). Затем голова раскрашивается красками или фломастерами ил и апплицируется цветной бумагой.
Голова из папье-маше
Для изготовления папье-маше нужно иметь:
- клейстер мучной и ПВА;
- оберточную и газетную бумаг;
- белую бязь;
- доску с колышком.
Вылепленную из пластилина голову куклы укрепляют на доске с колышком (рис.7).
Обмазывают голову вазелином и начинают оклеивать ее мелкими кусочками бумаги, чередуя слои газетной бумаги и плотной оберточной.
Первый слой кладется без клея из намоченной в воде газеты. Кусочки кладут небольшими по размеру полосками так, чтобы края полоски находили друг на друга.
Второй слой — из оберточной бумаги — также кладется небольшими кусочками, но уже пропитанными клейстером.
Обычно кладут слоев шесть, но можно и больше — для прочности. Чтобы голова из папье-маше высохла, следует подождать сутки.
Высохшую голову делят на две половины: лицевую и затылочную. Размечают карандашом линию и разрезают папье-маше острым ножом. Аккуратно снимают половинки с пластилиновой формы, если необходимо — с помощью острого ножа, и склеивают их полосками бязи. Для склейки применяют клей ПВА.
Кусочки бязи режутся на ровные полоски длиной 4-5 см. и шириной 1 см. Эти кусочки склеиваются изнутри формы по краям затылочной частей так, чтобы полоски при складывании половинок сошлись “в замок”, как пальцы двух рук (рис. 8). Когда клей подсохнет, можно оклеивать голову бязью и апплицировать.
Аппликация головы
Аппликация головы человека или животного — работа художественная и очень ответственная: рождается образ куклы.
На рисунке 9 изображена общая форма человека, но кто девочка или мальчик, а может быть старенькая бабушка? Все зависит от фантазии художника, кого он хочет создать. Допустим, это будет кукла мальчика. Тогда головку надо оклеить трикотажем светлого розового цвета. Волосы апплицировать из светлого бархата. Пуговки для глаз подобрать голубые. Губы обозначить алой ленточкой. Получится мордашка как на рисунке 10. Мальчика одеваем в кофточку — кукла готова. Таким образом, создается кукла человека. Теперь перейдем животным. Попробуем сделать лису.
Для работы нужно:
- заготовить голову из папье-маше;
- сшить перчатку из бязи для тельца;
- запастись материей рыжего и белого цвета (бархат или мех, подойдет любая ворсистая ткань);
- для мордочки надо взять пуговицы (глаза), кусочки черного бархата, полоски белого атласа, для носа — кусочки черной кожи.
IIорядок работы
Голову из папье-маше закрепляют на станке с колышком и оклеивают ее белой бязью. Если лиса одета в яркий сарафан, то мордочку ее целиком апплицируют оранжевой или красной тканью. Носик оклеивается кожей или черным атласом. Главное — выражение глаз. Для придания глазу выразительности необходимо под пуговки глаз поместить прокладку. Прокладки для глаз вырежьте из бумаги и приложите к мордочке — таким образом, определяется нужный размер. Подглазники из белой материи наклеиваются на черный атлас — так получается черная каемка вокруг белого подглазника. Это придает глазу четкость и выразительность.
Очень важен разрез глаза: глаз круглый — глупый, узкий — лукавый, вытянутый кверху — наивный (рисунок 11). Вместо пуговиц можно использовать кожу, потом ее покрасить лаком. Кожа удобна тем, что можно вырезать зрачок любой формы и величины. Работая над гримом головы, какого-нибудь животного, старайтесь его “очеловечить”. Вот, например, у волка, так расположить космы на голове, чтобы получилось подобие прически. У медведя могут быть бакенбарды и брови — он будет напоминать старика. “Очеловечение” зверей в кукольном театре — обычное явление, ведь они и говорят как люди. Маленького медвежонка наивные детские глаза и чубчик делают мальчишкой. Лисе, чтобы морда была выразительней, добавляют черный цвет на кончики ушек, а белый — на лоб и грудку.
Голова на гапите
Куклы, о которых было сказано выше (“Предстоящие” куклы), обычно делаются без ног. Они называются “Перчаточными”. Костяк такой куклы — это три пальца человеческой руки. На пальце — голова куклы, а большой и средний пальцы — ручки или лапки куклы. Если голова маленькая, то управлять куклой тремя пальцами очень легко. Но голова из папье-маше, да еще очень крупная, как, например, у медведя, не удержится на детском пальце, даже если использовать бумажный патрон. На помощь приходит гапит. Это деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой. Кукловоду на таком гапите легко удержать куклу (рисунок 12). Но лапы такой большой куклы не управляются пальцами, а набитые ватой, просто болтаются по бокам туловища.
Заключение
Как уже было сказано. Петрушку можно сделать из любого материала, какой есть под руками. Это и бумага, различные лоскуты, вата, кожа, шерсть и т. д.
В ребенке изначально заложено стремление к игре. Завалить ребенка красивыми заграничными игрушками — хорошо, но это мало. Бывает простая кукла, завернутая в одеяльце, дороже любой роскошной куклы.
Итак, данные рекомендации по изготовлению могут быть хорошим подспорьем для работы в кружке и также изготовление игрушек детьми вместе с родителями.
Таким образом, имея этот материал под руками можно научить ребенка самого делать куклы — петрушки и приводить их в действие, то есть, выступать на ширме со спектаклем в кружке или дома, импровизируя перед родителями или обыгрывая сказки.
Список литературы
1. Аблынин, Б. Режиссер самодеятельности театра [Текст] / Б. Аблынин. – М., 1991.
2. Белюшкина, И.Б. Театр, где играют дети [Текст] / И.Б. Белюшкина. – М., 2001.
3. Демени, Е. Театральная кукла и ее устройство [Текст] / Е. Демени. — Л.,1991.
4. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. – М., 1982.
5. Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов [Текст] / Г.И. Перевертень. – М., 1990г.
6. Смирнова, Н.И. И оживают куклы [Текст] / Н.И. Смирнова. – М, 1982г.
7. Смирнова, И. Самодеятельный театр [Текст] / И. Смирнова. — М., 1995.
8. Соломоник, И.М. Куклы выходят на сцену [Текст] / И.М. Соломоник. – М, 1993г.