Цели: формировать у учащихся представление о растениях нашей местности, занесенных в Красную книгу, учить находить нужную информацию и передавать её.
Задачи:
- Конкретизировать знания учащихся об охране цветковых растений.
- Воспитывать сознательное отношение к охране растений.
- Способствовать воспитанию любви к природе.
Тип урока: обобщение.
Ведущие методы: частично-поисковый, репродуктивный.
Оборудование: Красная книга Пензенской области, рисунки, фотографии редких растений области, выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Оргмомент
На фоне леса звучит музыка. (1 слайд)
Учитель:
Давай пройдемся медленно по лесу (2-5 слайды)
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Ребята, результатом нашей работы сегодня на уроке будет Красная книга, но не та которая уже существует, а мы создадим свою и внесем в неё растения нашей местности, которые находятся под угрозой исчезновения.
Я вас приглашаю на заочную экскурсию в лес. (6 слайд)
Ребята, нужно уметь ходить по лесу, чтобы не только замечать красоту вокруг, но и проникать в его тайны. Много видит и слышит в лесу тот, кто идет не спеша, бесшумно.
У вас было задание зарисовать и описать растения, занесённые в Красную книгу. А сейчас проверим, как вы с этим справились.
Ученик: «Сон-трава» (7 слайд) М.С. Лобач
Еще весна дохнула только,
Остатки снега там и тут,
А на припёке, на пригорке
Уже самсочники цветут.
Апрель капризен и изменчив,
Столкнулись холод и тепло
Цветы, подставив солнцу венчик,
Из под ресниц глядят светло.
Учитель: Это растение, ребята, можно увидеть когда еще не сошел снег.
Ученик: Я тоже нашел о цветах, которые цветут первыми. (8 слайд)
Это пролеска – сибирская. Растет в лиственных лесах, цветет в конце апреля – начале мая! Высота этого растения от 8 до 20 сантиметров. Это растение можно увидеть, когда еще не полностью сошел снег.
Учитель: Но есть растения в наших лесах, которые цветут позднее.
Ученик: Медуница мягкая. (9 слайд)
Учитель: В Красную книгу занесены не только травянистые растения, но и кустарники.
Ученик: Волчеягодник обыкновенный. (10 слайд)
Кустарник высотой от 30 до 120 сантиметров. Плоды – сочные, ярко – красные или оранжево – красные, густо сидят на концах побегов. Всё растение, особенно плоды и кора, очень ядовиты.
Учитель: Несмотря на то, что волчеягодник очень ядовит его все равно нужно беречь.
А сейчас ребята, я вам загадаю загадки, а вы их постарайтесь отгадать.
(11 слайд)
- Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчик) (12 слайд) -
Белые горошки, на зеленой ножке.
(Ландыш) (13 слайд)
Ученик: А я про ландыш приготовил сообщение.
Ландыш – лекарственное растение. Из его цветков готовят настойку, регулирующую работу сердца. Он еще декоративное растение, иногда используется для выгонки в зимний период.
Учитель: (14 слайд) А если среди нас был Петр Ильич Чайковский – он бы сказал: «Царём цветов я признаю ландыши, к ним у меня какое-то бешеное обожание!»
Ребята, чтобы ваши обожаемые цветы еще долго цвели в природе и радовали глаз человека, надо знать правила поведения в лесу.
- Лес – отец, и все лесные растения и животные – его дети.
- В лесу – мы гости. Надо бережно относиться к растениям. Собирая цветы мы лишаем природу её красоты и невольно производим искусственный отбор, оставляя для созревания плодов и семян более слабые и менее жизнеспособные особи.
- Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню. Старайтесь ходить в лесу только по тропинкам.
- В лесу соблюдайте тишину.
Учитель: Я на ваших столах вижу книги, которыми вы пользовались при подготовке к уроку. Вова, покажи ребятам, откуда ты взял такие хорошие правила поведения в лесу?
Думаю, что вы хорошо слушали своих товарищей и запомните эти растения на всю жизнь.
А теперь составьте из слогов слова и прочитайте фразу. (15 слайд)
- Бе – лес – ги – его
- Ре – гат – ше
- На – ство – бо
Лес – наше богатство, береги его. (16 слайд)
(Когда дети отгадывают, я из листочков составляю книгу).
Учитель: Вот и готова наша книга.
Ребята, а где вы будите использовать эту книгу?
Как памятка на уроках биологии. А еще её можно размножить и подарить детям из начального звена. Вы со мной согласны?
(17 слайд)
В заключении нашего урока я хочу вам сказать такие слова:
Покидая лес, луг, ручей, посмотрите, что вы оставляете после себя.
Пусть после вашего ухода ручей останется прозрачным, лес – зеленым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой.
Чтобы вы не забыли растения наших лесов, я хочу подарить вам эти открытки.
Источники:
- Открытки. Экскурсия в природу.
- Книга для чтения по ботанике.
- В.В. Петров. Растительный мир нашей Родины.
- Красная книга Пензенской области.