Урок по биологии на тему "Растения нашей местности, занесенные в Красную книгу"

Разделы: Биология


Цели: формировать у учащихся представление о растениях нашей местности, занесенных в Красную книгу, учить находить нужную информацию и передавать её.

Задачи:

  • Конкретизировать знания учащихся об охране цветковых растений.
  • Воспитывать сознательное отношение к охране растений.
  • Способствовать воспитанию любви к природе.

Тип урока: обобщение.

Ведущие методы: частично-поисковый, репродуктивный.

Оборудование: Красная книга Пензенской области, рисунки, фотографии редких растений области, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Оргмомент

На фоне леса звучит музыка. (1 слайд)

Учитель:

Давай пройдемся медленно по лесу (2-5 слайды)
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!

Ребята, результатом нашей работы сегодня на уроке будет Красная книга, но не та которая уже существует, а мы создадим свою и внесем в неё растения нашей местности, которые находятся под угрозой исчезновения.

Я вас приглашаю на заочную экскурсию в лес. (6 слайд)

Ребята, нужно уметь ходить по лесу, чтобы не только замечать красоту вокруг, но и проникать в его тайны. Много видит и слышит в лесу тот, кто идет не спеша, бесшумно.

У вас было задание зарисовать и описать растения, занесённые в Красную книгу. А сейчас проверим, как вы с этим справились.

Ученик: «Сон-трава» (7 слайд) М.С. Лобач

Еще весна дохнула только,
Остатки снега там и тут,
А на припёке, на пригорке
Уже самсочники цветут.
Апрель капризен и изменчив,
Столкнулись холод и тепло
Цветы, подставив солнцу венчик,
Из под ресниц глядят светло.

Учитель: Это растение, ребята, можно увидеть когда еще не сошел снег.

Ученик: Я тоже нашел о цветах, которые цветут первыми. (8 слайд)

Это пролеска – сибирская. Растет в лиственных лесах, цветет в конце апреля – начале мая! Высота этого растения от 8 до 20 сантиметров. Это растение можно увидеть, когда еще не полностью сошел снег.

Учитель: Но есть растения в наших лесах, которые цветут позднее.

Ученик: Медуница мягкая. (9 слайд)

Учитель: В Красную книгу занесены не только травянистые растения, но и кустарники.

Ученик: Волчеягодник обыкновенный. (10 слайд)

Кустарник высотой от 30 до 120 сантиметров. Плоды – сочные, ярко – красные или оранжево – красные, густо сидят на концах побегов. Всё растение, особенно плоды и кора, очень ядовиты.

Учитель: Несмотря на то, что волчеягодник очень ядовит его все равно нужно беречь.

А сейчас ребята, я вам загадаю загадки, а вы их постарайтесь отгадать.

(11 слайд)

  1. Эх, звоночки, синий цвет,
    С язычком, а звону нет.
    (Колокольчик) (12 слайд)
  2. Белые горошки, на зеленой ножке.
    (Ландыш) (13 слайд)

Ученик: А я про ландыш приготовил сообщение.

Ландыш – лекарственное растение. Из его цветков готовят настойку, регулирующую работу сердца. Он еще декоративное растение, иногда используется для выгонки в зимний период.

Учитель: (14 слайд) А если среди нас был Петр Ильич Чайковский – он бы сказал: «Царём цветов я признаю ландыши, к ним у меня какое-то бешеное обожание!»

Ребята, чтобы ваши обожаемые цветы еще долго цвели в природе и радовали глаз человека, надо знать правила поведения в лесу.

  1. Лес – отец, и все лесные растения и животные – его дети.
  2. В лесу – мы гости. Надо бережно относиться к растениям. Собирая цветы мы лишаем природу её красоты и невольно производим искусственный отбор, оставляя для созревания плодов и семян более слабые и менее жизнеспособные особи.
  3. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню. Старайтесь ходить в лесу только по тропинкам.
  4. В лесу соблюдайте тишину.

Учитель: Я на ваших столах вижу книги, которыми вы пользовались при подготовке к уроку. Вова, покажи ребятам, откуда ты взял такие хорошие правила поведения в лесу?

Думаю, что вы хорошо слушали своих товарищей и запомните эти растения на всю жизнь.

А теперь составьте из слогов слова и прочитайте фразу. (15 слайд)

  • Бе – лес – ги – его
  • Ре – гат – ше
  • На – ство – бо

Лес – наше богатство, береги его. (16 слайд)

(Когда дети отгадывают, я из листочков составляю книгу).

Учитель: Вот и готова наша книга.

Ребята, а где вы будите использовать эту книгу?

Как памятка на уроках биологии. А еще её можно размножить и подарить детям из начального звена. Вы со мной согласны?

(17 слайд)

В заключении нашего урока я хочу вам сказать такие слова:

Покидая лес, луг, ручей, посмотрите, что вы оставляете после себя.

Пусть после вашего ухода ручей останется прозрачным, лес – зеленым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой.

Чтобы вы не забыли растения наших лесов, я хочу подарить вам эти открытки.

Источники:

  1. Открытки. Экскурсия в природу.
  2. Книга для чтения по ботанике.
  3. В.В. Петров. Растительный мир нашей Родины.
  4. Красная книга Пензенской области.

Презентация.