Цель урока:
- Изучить состав веществ
- Формировать информационных, исследовательских, коммуникативных компетенций
- Закрепить умения детей работать с лабораторным оборудованием.
- Содействовать формированию здорового образа жизни у школьников.
Тип урока: межпредметный, краткосрочный проект.
Оборудование:
- Карточки с терминами: белки, жиры, углеводы, крахмал, антиоксиданты, эмульгаторы, пищевые добавки, пищевые красители, канцерогенные вещества, алкалоиды.
- Карточки с таблицей:
ВЕЩЕСТВА | ||
Природные | Синтетические | |
Пищевые добавки | Пищевые красители | |
- Инструктивные карточки для выполнения практической работы.
- Реактивы, необходимые для проведения практической работы.
- Разноцветная клеящаяся бумага для записей.
За 1-2 недели до проведения урока необходимо разделить класс на 4 группы. Определить ролевую функцию каждого обучающегося. Определить задачи каждой группы. Определить с каким веществом будет проводить исследование каждая группа. Каждая группа получает задание в текстах учебной и дополнительной литературы найти необходимую информацию. Итогом данной работы может быть презентация работы в период проведения недели химии в школе или выпуск стенной газеты.
ХОД УРОКА
1. Тема урока “Ликбез”. Объясните значение этого слова.
- ликвидацией нашей с вами неграмотности в некоторых вопросах мы и будем заниматься сегодня на уроке.
2. Попытайтесь сформулировать цель нашего урока.
Цель урока: Изучить состав веществ и выяснить, какое воздействие они оказывают на организм человека.
Итогом нашего урока будет выяснение о пользе и вреде изученных нами веществ.
3. Какими путями мы можем достичь цели урока.
4. Прежде чем выполнять практическую работу, давайте мы свои практические умения подкрепим теоретическими знаниями и поработаем с тем дополнительным материалом, который вы подготовили дома.
5. На столах у вас разложены карточки с терминами. Возьмите и запишите их толкование, используя дополнительный материал, подготовленный дома.
(На эту работу я отвожу 5 минут.)
6. Беседа по итогам 1 задания:
- на какие 2 группы делятся все вещества ( природные, синтетические)
- на какие группы можно разделить синтетические вещества (пищевые добавки, пищевые красители).
7. Возьмите упаковки от продуктов, с которым вы будете выполнять практическую работу. Изучите состав вещества, который указан на упаковке. Все вещества, входящие в состав занесите в таблицу, которая лежит у вас на столе.
8. Беседа.
- какие природные вещества входят в состав мороженного
- какие пищевые добавки входят в состав мороженного
- какие пищевые красители входят в состав мороженного
- какие природные вещества входят в состав шоколада
- какие пищевые добавки входят в состав шоколада
- какие пищевые красители входят в состав шоколада
- какие природные вещества входят в состав жевательной резинки
- какие пищевые добавки входят в состав жевательной резинки
- какие пищевые красители входят в состав жевательной резинки
- какие природные вещества входят в состав чипсов
- какие пищевые добавки входят в состав чипсов
- какие пищевые красители входят в состав чипсов
9. Теоретически мы готовы к выполнению практической работы. Работу вы будете выполнять также по группам и с тем веществом, которое вы выбрали. По окончанию практической работы мы обсудим результаты работы. На столах у вас лежат инструктивные карточки, внимательно читайте и выполняйте задание. Обращаю ваше внимание на правила работы с концентрированными кислотами и щелочами. Будьте внимательны и осторожны при выполнении работы.
Инструктивная карточка №1Определение веществ, входящих в состав жевательных резинок
1. Определение многоатомных спиртов
- в пробирку поместите измельченную оболочку одной подушечки жвачки прилейте дистиллированной воды
- закройте пробирку пробкой и встряхивайте в течение 1 минуты
- получили мутный раствор, к которому добавьте раствор гидроксида натрия и 2-3 капли раствора сульфата меди
- встряхните и наблюдайте появление сине-фиолетового окрашивания. Изменение цвета свидетельствует об образовании комплексного соединения катионов меди с многоатомными спиртами.
2. Обнаружение подсластителя аспартама Е-951.
- поместите в пробирку нарезанную жевательную резинку (1 подушечку)
- прилейте немного этилового спирта
- закройте пробирку пробкой
- встряхивайте в течение 1 минуты
- профильтруйте раствор
- к отфильтрованному раствору прилейте концентрированной азотной кислоты
- поместите пробирку с фильтратом в стакан с горячей водой
- наблюдайте появление характерного желтого окрашивания.
3. Определение красителей, входящих в состав жевательной резинки.
- поместите в пробирку нарезанную жевательную резинку (1 подушечку)
- прилейте дистиллированной воды
- нагрейте пробирку в пламени спиртовки до появления окрашенного раствора.
- разлейте раствор на 2 пробирки
- в одну пробирку добавьте раствор серной кислоты
- во вторую - гидроксида натрия. Нагревайте пробирку в пламени спиртовки
- изменение окраски свидетельствует о наличии этих веществ в составе жевательной резинки.
Инструктивная карточка № 2
Определение веществ, входящих в состав шоколада
1. Обнаружение в шоколаде непредельных жиров
- кусочек шоколада оберните фильтровальной бумагой. Надавите на него до появления жирного пятна
- на пятно нанесите каплю раствора перманганата калия
- образуется бурая окраска, свидетельствующая о появлении оксида марганца, образовавшегося в ходе протекания окислительно-восстановительной реакции.
2. Обнаружение углеводов.
- натрите или мелко нарежьте шоколад
- поместите в пробирку
- прилейте дистиллированной воды
- несколько раз встряхните содержимое пробирки и отфильтруйте
- к полученному раствору добавьте раствор гидроксида натрия и 2-3 капли сульфата меди
- встряхните пробирку, появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии сахарозы, представляющая собой многоатомный спирт.
3. Обнаружение ароматических аминокислот.
- поместите в пробирку тертый шоколад
- прилейте дистиллированной воды
- несколько раз встряхните содержимое пробирки и отфильтруйте
- к отфильтрованному раствору осторожно прилейте концентрированной азотной кислоты
- поместите пробирку в стакан с горячей водой
- наблюдайте появление желтой окраски
- прилейте несколько капель аммиака
- появление оранжево-желтого окрашивания свидетельствует о наличии остатков ароматических аминокислот.
Инструктивная карточка № 3
Определение веществ, входящих в состав чипсов
1. Обнаружение крахмала.
- возьмите одну чипсу
- нанесите на нее 1 каплю йода
- наблюдайте появление синего окрашивания, что свидетельствует о присутствии крахмала
2. Обнаружение углеводов.
- разломите или мелко нарежьте чипсы
- поместите в пробирку
- прилейте дистиллированной воды
- несколько раз встряхните содержимое пробирки и отфильтруйте
- к полученному раствору добавьте раствор гидроксида натирия и 2-3 капли сульфата меди
- встряхните пробирку, появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии сахарозы, представляющая собой многоатомный спирт.
3. Обнаружение в чипсах непредельных жиров.
- чипсы оберните фильтровальной бумагой. Надавите на них до появления жирного пятна
- на пятно нанесите каплю раствора перманганата калия
- образуется бурая окраска, свидетельствующая о появлении оксида марганца, образовавшегося в ходе протекания окислительно-восстановительной реакции.
Инструктивная карточка № 4
Определение веществ, входящих в состав мороженного
1. Обнаружение белков в мороженном.
- в пробирку налейте 1 мл растаявшего мороженного
- прилейте 5-7 мл дистиллированной воды
- закройте пробкой и встряхните
- отлейте 1 мл раствора
- в пробирку добавьте 1 мл 1 М раствора гидроксида натрия и несколько капель 10% раствора сульфата меди
- встряхните пробирку
- появление ярко фиолетового окрашивания, связано с взаимодействием пептидных связей белковых молекул со свежеосажденным гидроксидом меди (биуретовая реакция).
2. Обнаружение остатков ароматических ?-аминокислот (ксантопротеиновая реакция).
- отлейте 1 мл приготовленного в первом опыте раствора
- к раствору осторожно прилейте 3-5 капель концентрированной азотной кислоты
- смесь нагрейте
- наблюдайте появление желтого окрашивания. Окрашивание появляется из-за нитрования остатков ароматических аминокислот, образующих белки.
- охладите раствор
- добавьте 3-5 капель 25% раствора аммиака
- наблюдайте изменение цвета с желтого на оранжевый.
3. Обнаружение углеводов.
- отфильтруйте оставшийся раствор
- к фильтрату добавьте 1 мл 1 М раствора гидроксида натрия и несколько капель 10% раствора сульфата меди
- встряхните пробирку
- появляется ярко-синее окрашивание, свидетельствующее о наличии сахарозы (качественная реакция на многоатомные спирты).
10. Беседа по итогам выполнения практической работы.
- какие вещества вы обнаружили в исследуемых продуктах
- к каким группам веществ они относятся
- каково их значение
11. Задание 4.
На столе у вас лежат разноцветные листочки, на них вы напишите маркировку с которой вы встретились на упаковках и напишите, назначение добавки, ее влияние на организм человека.
12. Беседа.
- какое влияние оказывают на организм человека вещества, имеющие маркировку
- какой вывод мы можем сделать
- какие советы вы дадите ребятам нашей школы
13. Выполнение рефлексивного теста.
- Я узнал(а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над, чем подумать.
- На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы.
- На уроке я поработал(а) добросовестно и достиг(ла) цели урока.
14. Учащиеся дают самоанализ своей работы и анализ работы каждого участника группы и выставляют оценки за урок.