Интегрированный урок (русский язык + литературное чтение + окружающий мир + ИЗО + музыка) по теме "Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям на тему "Ах, этот снег!"

Разделы: Начальная школа


Цель: учить младших школьников писать сочинения.

Задачи:

Обучающие:

  • Пробудить у учащихся стремление рассуждать, размышлять, анализировать, сравнивать, побуждая к самостоятельному творчеству.
  • Учить воспринимать авторское видение мира, его позицию.
  • Учить планировать свою деятельность.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся творческое воображение и образное мышление в процессе работы над сочинением, картиной, при слушании музыки.
  • Развивать логическое мышление и речь учащихся.
  • Обогащать и расширять словарный запас учащихся.
  • Способствовать эстетическому развитию учащихся.

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к поэтическому слову, музыке, картинам.
  • Привлечь внимание к красоте зимних явлений.
  • Воспитывать культуру общения.

Оборудование: Грамзаписи П. И. Чайковского "Декабрь", А. Вивальди "Времена года", рисунки о зиме на доске, снежинки (Приложение 1), мультимедиа проектор, презентация (Приложение 2).

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Дорогие ребята, к нам на урок пришли гости - учителя нашей школы. И мы должны с вами так поработать, чтобы у всех было хорошее настроение.

Вводная беседа.

Учитель: А начнём мы урок с музыкальной паузы. (Звучит запись из пьесы П. И Чайковского "Декабрь")

Вы прослушали запись пьесы Чайковского из цикла "Времена года" "Декабрь".

Послушайте загадку: (слайд 2)

Они ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)

Какое время года в загадке называют "седой"? (Зима)

Какой сейчас месяц? (Декабрь)

Ребята, посмотрите в окно - наступила зима. Все люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится её суровых морозов.

Снежная королева пригласила нас в один из уголков своего царства. Как, по-вашему, куда же позвала нас Снежная королева? А не оставила ли она нам какой-нибудь знак? (Найти на доске необходимую снежинку. На обратной стороне - письмо.)

"Дорогие ребята! Сегодня я перенесу вас в свои владения. Это зимнее царство. Снега кругом по колено. Так морозно, светло и бело. Для того, чтобы попасть туда, вам нужно, прежде всего, сделать маленький снегопад, ведь это царство не бывает без снега. Второе, что вам поможет - зимние стихи, пословицы и поговорки о снеге и зиме. В путь, друзья мои!"

Первое условие мы с вами выполнили (снегопад в виде снежинок на доске). Сегодня мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью "зимних" или "белых" слов.

Какое же слово главное, с чего начинается зима?

Ученик:

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладошке и во рту.
Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке.

Учитель: О чем речь в стихотворении? (О снеге) (Слайд 3)

Сообщение темы урока.

Учитель: Да, это всё о нём, о снеге. Именно ему будет посвящён наш урок, после которого мы напишем сочинение.

Работа по теме урока.

а) Работа над значением слова

Учитель: Хотите узнать историю этого слова?

Снег - русское слово, обозначающее осадки, выпадающие в виде кристалликов. Всего у слова снег 42 однокоренных слова. Попробуем подобрать родственные слова. (Дети называют) (Слайд 4) В народном творчестве многих стран - в песнях, сказках - снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.

Что же такое снег?

Снег - это много, много красивых снежинок. Они падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие.

б) Как образуются снежинки?

Учитель: Как же образуются снежинки? (Слайд 5)

Ученик: Снежинка - часть снега, кристалл льда, часто шестиконечной формы. Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда, не превышающие поначалу 0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. Из-за структуры молекул воды между лучами кристалла возможны углы лишь в 60 и 120 градусов. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них - новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок. Самые простые формы - это пластинки, столбики, иглы. Существует такое многообразие снежинок, что обычно считается, что не бывает двух одинаковых снежинок (Слайд 6).

Учитель: Снег является одним из непременных атрибутов зимы. Вместе с тем, в некоторых особо тёплых регионах планеты (например, на Аравийском полуострове) такое погодное явление, как снег, отсутствует либо случается 1 раз в несколько десятилетий. В России снежный покров устанавливается практически на всей территории страны. В северо-восточных районах (Красноярский край, Чукотка, Якутия), где климат наиболее суров, снег ложится уже в конце сентября и держится до начала июня. В средней полосе России первый снег обычно выпадает в конце октября - начале ноября, а полностью сходит в начале апреля.

в) Беседа по экскурсии.

Учитель: Вспомните вчерашнюю экскурсию.

  • Какие краски у природы в последние дни?
  • Когда в этом году вы увидели первый снег?
  • Какое чувство он вызвал у вас? (радости, восхищения, восторга)
  • Наверное, вы не могли оторваться от этой красоты.
  • Какое-нибудь желание при виде первого снега у вас появилось?
  • Какие забавы можно устроить со снегом? (Слайд 7,8)
  • Как можно сохранить красоту только что выпавшего снега? (Сфотографировать, нарисовать)
  • На доске ваши рисунки. Что вы изобразили в своих работах?

А я запечатлела нашу экскурсию на фото. (Слайд 9-10)

г) Пословицы и поговорки о зиме.

Учитель: Ребята, к уроку чтения вы готовили пословицы, поговорки о зиме, о снеге. Вспомним их.

Ученики: Мороз не велик, а стоять не велит. Береги нос в большой мороз. Зимой льдом не дорожат.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Идр.

е) Музыкальный характер снега.

Учитель: Итак, ребята, о зиме можно рассказывать не только словами. Художники заменили слова красками, фотографы сделали прекрасные фотографии. Композиторы написали музыку. Поэтому мы сегодня путешествуем по бескрайнему зимнему царству, взяв с собой в попутчики пристальный взгляд натуралиста, зоркий - художника, яркое и образное слово поэтов и писателей, чуткий слух музыкантов.

А звучит ли снег? Как? ( Скрипит.) Почему он скрипит?

Ученик: При ходьбе снег издает звук, напоминающий скрип. Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков. Основной причиной скрипа снега считается именно ломанье кристалликов. Скрип снега слышен при температуре ниже ?2 °. Выше этой температуры скрип не слышен.

Это связано с тем, что при определённой температуре снежинки при сдавливании не столько ломаются, сколько начинают подтаивать, энергия сдавливания расходуется не на слом кристалликов, а на таяние снежинок, выделяющаяся вода смачивает снежинки и вместо сухого трения возникает "скольжение снежинок по смоченной поверхности".

На характер звука влияет также и форма снежинок.

Скрип, похожий на скрип снега, можно получить, если сжимать, например, смешанные соль и сахар.

Учитель: У снега есть ещё музыкальный характер.

Ученик:

Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.

Учитель: Какая она - еле слышная музыка снега? Какой музыкальный характер - танец, песня, марш?

Послушайте произведение Антонио Вивальди "Зима". Слушайте и представляйте, как идёт снег. В музыке будет слышно, как снег то спокойно танцует, то, переливаясь, кружится при дуновении ветра.

Какое настроение у вас после прослушивания?

ж) Снег в картинах художников.

Учитель: Какого же цвета снег? Посмотрим на него глазами художника.

Ученик:

Снег бывает разный:
Глубокий и пушистый.
В морозный день - скрипучий,
Холодный и колючий.
Первый снег бывает лёгкий,
Будто пух он лебединый
В марте грязный он и рыхлый,
Состоит из мелких льдинок.

Учитель: От чего зависит цвет снега? (От цвета неба, от состояния природы)

Давайте проследим, как меняется цвет снега. Представьте, что сегодня яркий, солнечный день, снег искрится и блестит на солнце. Какого цвета он может быть? А в этом нам поможет репродукция картины Бориса Кустодиева "Масленица" (Слайд 11).

Какое настроение вызывает эта картина?

Итак, яркий, сверкающий на солнце снег морозного утра создаёт настроение веселья и радости.

Снега. Снега. Белы снега,
Снега во всю Россию.

А сейчас перед вами слайд с репродукции картины Василия Кандинского "Зимний пейзаж" (слайд 12)

  • Каким изобразил снег художник? (Серый, в тени разноцветный) Почему? (В городе)

На картине Федора Васильева "Оттепель" (слайд 13) снег долго лежал и начал таять. Какого он цвета? (коричневый, серый, желто-коричневый)

  • Какое настроение он вызывает? Почему?
  • Где можно встретить снег летом? (на Севере, на Южном полюсе, в горах)
  • Посмотрите, как художник Николай Рерих изобразил снежные вершины (слайд 14). Это гора из 5 вершин Канченджанга в Гималаях.
  • Какого цвета снег? (красный, розовый, сиреневый)
  • Почему? (он на солнце)

Репродукция с картины Аркадия Пластова "Первый снег" (слайд 15)

А какой здесь снег? (Свежий, а особенно первый, чистый, ярко-белый)

Он кружится, легкий,
Новый - первый снег.
Он имеет вкус и запах -
Первый снег.

Физкультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки, (руки вверх)
Покружиться мы не прочь (кружатся).
Мы снежинки - балеринки (на носочках)
Мы танцуем день и ночь (кружатся).
Встанем вместе мы в кружок, (взялись за руки)
Получается снежок (волна руками).
Мы деревья побелили - (одна рука вверх)
Крышу пухом замели (другая вверх),
Землю бархатом укрыли (присесть, укрыться)
И от стужи замели (веник).

з) Работа по описанию текста.

Учитель: Попробуем описать снег. Каким он может быть? Для этого нам необходимо подобрать эпитеты. Что такое эпитеты? (красочные прилагательные).

Запишите в тетради слово снег. (1 ученик у доски записывает, работает с орфограммами)

Снег (какой?) пушистый, белый, мягкий, хрустящий.

Вспомните, что такое синонимы? (слова, близкие по смыслу)

Подберите синонимы к слову снег, обозначающие действия предметов.

Снег (что делает?) падает, кружится, порхает, сверкает, блестит.

Какими еще словами можно заменить снег?

Послушайте рассказ Н. Надеждиной "Снежные слова", выпишите эти снежные слова:

(Снег, хлопья, крупка, порош поземка, вьюга, буран).

"Если снежинки слипаются, мы говорим "хлопья".

Если твердые, белые шарики больно секут щёки и лоб, мы говорим "крупка".

Свежий, только-только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовётся "пороша". Как и он сам, все следы на нём свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше.

Снег лёг на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил. Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течёт по земле. Это метель-"позёмка".

Если же ветер кружит, вьёт в воздухе снег - это "вьюга".

Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая буря - буран. Крикнешь, и голоса не услышишь, в трёх шагах ничего не видно".

Учитель: А какие образные выражения можно использовать к слову снег, с чем его можно сравнить? (Снег - пушистый ковёр, пуховый платок, белое одеяло, ковёр земли.)

Про что можно сказать "сыпучее снежное болото"? (сугробы)

Много мы узнали про снег. Итак, снег бывает разный, и настроение у разных людей он может вызвать разное.

Сейчас вы прослушаете стихотворение Сергея Островского, которое называется "Зимнее". Во время чтения, обратите внимание на то, какие олицетворения использует поэт. Что такое олицетворения?

Ученик:

А я всё гладил снег рукой,
А он всё звёздами отсвечивал...
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.

Живёт он в белом шалаше,
Колдует там необычайно.
Ах, этот снег... В его душе
Всегда какая-нибудь тайна.

То станет жёстким, будто лёд,
То всё заткнёт суровой пряжей,
А то вдруг крыльями взмахнёт,
И - вот он - лёгкий да лебяжий.

Летит...летит... Лови его.
Губами. Горстью. Без оглядки.
Гляди на это волшебство -
Как он с землёй играет в прятки.

Как затаится вдруг. Немой.
Как петь начнёт. А то засвищет.
Ни по кривой, ни по прямой
Никто и следа не отыщет.

И снова добрый. И простой,
И просветлённый весь. И новый.
Омою душу чистотой
И прямотой его суровой.

Он весь, как музыка. Он - весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег... Не зря в нём есть
Всегда какая-нибудь тайна.

Учитель: Какие олицетворения мы услышали? (излечил, колдует, крыльями взмахнул, играет в прятки, петь начнёт, засвищет).

Написание сочинения.

Учитель: Попробуйте в своих сочинениях про снег рассказать так, чтобы было понятно, какое настроение он у вас вызывает. Ваша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Чтобы более стройно, логично, красиво организовать свои мысли, пользуйтесь планом, по которому вы будете писать сочинение (слайд 16).