Конспект урока по теме "Ударение". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

Познавательные:

Организовать деятельность детей по:

  • умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике  полученные на уроке знания;
  • по открытию случаев, когда ударение не ставится;
  • «открытию»  понятий «ударный» и « безударный» слог,  
  • постановке и формулированию проблемы,
  • осознанному и произвольному построению речевого высказывания,
  • поиску и выделению необходимой информации.

Личностные:

  • способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и  систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля через различные способы оценивания своих работ;
  • навыки самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

  • выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения,
  • познавательная инициатива, контроль, коррекция и самооценка.

Коммуникативные:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для аргументации своего суждения,
  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • узнают что такое «ударение», «ударный и безударный слоги»,
  • узнают случаи, когда ударение не ставится,
  • ставить ударение в словах,
  • выполнять задания творческого и поискового характера;
  • контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: 

  • для учителя: конспект урока, мультимедийная презентация, бубен, ложки.
  • для детей: тетрадь, учебник, толковый словарик, сигнальные карточки, полоска самооценки.

Ход урока

   

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

1

Организационно-мотивационный момент

1. Прозвенел звонок –
Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные  глазки.

У меня сегодня таинственное и радостное настроение, как вы думаете, почему?

Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.

В ходе урока, как обычно, вам нужно оценивать свои знания и умения, фиксировать свои достижения и совершенствовать свою деятельность.

Если вы готовы, сигнализируйте мне.

2. Игра-соревнование «Услышал – повтори!»

*Я хлопаю 1–11–1–11, теперь вы …

Что мы делали рукамиУДАРЯЛИ

КАК? 1 РАЗ ТИХО, 2 – ГРОМКО.

*А ТЕПЕРЬ ТАК 1111111111, ПОВТОРИТЕ …

Какие были удары? (тихие, громкие)

2

 

 

 

Самоопределение в учебной деятельности (актуализация знаний).

 

1. Приготовьтесь к письму.

«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

Запишите с доски дату.  4 апреля.

2. Минутка чистописания.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете расшифровав задание по чистописанию.

Ж-И     -Б    О-Р  *  Н-П    Б-Г    Д-Ё  *  Г-Е    М-О    З-Й    Й-Л             по рядам

Кто догадался, какие буквы нужно вставить? Что нам поможет вставить пропущенные буквы? (алфавит)

З         А        П         О       В       Е        Д       Н         И        К

– Кто из вас знает что такое заповедник?  Ребята, а когда мы не знаем, что обозначает слова, но хотим узнать, что нужно сделать? (обратиться к словарю)

– Какому? (толковый словарь русского языка). Откройте словарик, узнайте, что обозначает слово заповедник.

(с.21 – место, где охраняют растения и животных.

– Как вы думаете в Кировской области есть заповедники?

Оказывается заповедник есть в Котельническом районе и называется он Государственный природный заповедник "Нургуш".

Он очень большой. На территории заповедника расположено 50 озер, протекает 5 рек. Там водятся лоси, кабаны, волки, барсуки, лисицы, ондатры, бобры, выдры, и очень редкое животное – русская выхухоль.

И сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по заповеднику. А чтобы наше путешествие было приятным – как вы должны учиться?

(Работать старательно, слушать внимательно)

– Какие сегодня дежурные буквы? 

– Кто догадался что будем писать вместо знака вопроса?

Повторим правила при письме.

«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

ПИСЬМО В ТЕТРАДЯХ

3. Словарная работа.

– Кто хочет узнать кого первого мы встретим в заповеднике?

Тогда отгадайте РЕБУС.

Заяц – Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо (перен.).

**Фразеологизмы: (устойчивое сочетание слов для названия отдельных предметов, признаков, действий)

Заячья душа – О трусливом, робком человеке.

– Какие пословицы и поговорки знаете о зайцах?

(За двумя зайцами погонишься – Ни одного не поймаешь.)

Как понимаете смысл пословиц?

запомни! Слово ЗАЯЦ пишется с буквой Я.

Придумайте предложение с новым словарным словом.

Запишите в тетрадь.

Вывод: – Какая буква пишется в слове заяц после буквы Я?

3

Постановка учебной задачи (проблемы)

1. У: – Внимание! (учитель ударяет в бубен)

– Что вы услышали?

Д: – Звук.

У: – Почему бубен зазвучал?

Д: – Был удар по нему.

У: – Послушайте, одинаковый ли звук  от удара ложек? (учитель ударяет деревянными ложками сильнее – слабее)

Д: – Нет. Сначала громко. Потом  тихо.

У: – А почему? От чего зависит сила звука?

Д: – От силы удара.

У: – Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)

2. Работать будем как обычно по плану. – По какому?

Что уже знаем? – Что хотим узнать? – Зачем? – Удалось ли?

– Итак, что мы уже знаем об ударении?

– Что хотим узнать?          

  • что такое ударение и его значение?
  • как называется слог на который падает ударение?
  • как называются слоги, на которые не ставится ударение?
  • в каких словах ударение не ставится?

– Зачем мы хотим это узнать? (чтобы наша речь была правильной)

4

«Открытие» нового знания.

1. Работа с учебником.

– Что поможет нам что же такое ударение? (Учебник)

Открываем учебник на странице 39  (тридцать девятой)

Найдите первое упражнение. Прочитайте задание.

Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте: о каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?

(чтение учителем) + карандаш

– О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?

– Почему один из слогов в слове назван ударным?

– Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)

Прочитай те стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух)

– Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли)

– А голосом? (выделяли силой голоса…)

Вывод:

– Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)

– Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете он называется?

– А другие слоги?

Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)

Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (1 вслух)

2. – А вы заметили, что в стихотворении, ударение стоит не над каждым словом? Как вы думаете, почему?

– Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2? (двухсложные), из 3?

Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение?

– В учебнике на с 40 есть подсказка. Найдите.

– Прочитайте.

– В каких словах ударение не ставится?

(слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё)

3. Физкультурная минутка.

5

Первичное закрепление.

1. Работа в тетрадях.

– Ребята, а вы умеете правильно ставить ударение в словах? Сигнализируйте.

Не все ребята умеют ставить ударение.  Кто догадался, чему мы сейчас будем учиться?

(учиться правильно ставить ударение)

Послушайте стихотворение про ударение:

Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток –
Отметь его ударом.

Приготовьтесь к письму.

Чтение загадок по презентации и запись отгадок в тетрадь. (1 у доски)

ВОЛК, МЕДВЕДЬ, СЛОН, ЛИСА, БЕЛКА, ЁЖИК, ЗАЯЦ.

Выработка алгоритма:

  1. Подчёркиваем гласные.
  2. Делим на слоги.
  3. Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог.
  4. Ставим ударение.

(ударение падает на буку О, знак ударения не ставится, т.к. слово односложное, …)

Какое из данных слов лишнее? Почему?

ВЫВОД:

Зачитайте слова, в которых мы ударение не ставили?

Почему? …

2. Прочитайте слова на слайде.  

(ЗАМОК, КРУЖКИ)

Поставьте ударение.  Можно ли по-другому? Какие слова получились? Что изменилось? (СМЫСЛ)

Найдите в словарике объяснение значения слов ЗАМОК И ЗАМОК.

Послушайте стихотворение

Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок.

Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок.

Почему стучат молоточки? (надо выделить голосом ударный слог?)

Какой слог ударный в 1 слове?  Во 2 слове?

Изменилось ли написание слова?  А значение слов? Почему? (по-разному стоят ударение).

Ребята, а какие слова вы знаете, одинаковые по написанию, но разные по звучанию?

ИРИС, БЕЛКИ. Оказывается в заповеднике тоже есть такое слово.

Вывод: Для чего нужно ударение?  (определяет смысл слов)

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Из заповедника лисичка  принесла задание для самостоятельной работы. Прочитайте задание: Вставьте слова: УХУ, ВОРОТ.          

Мы сегодня ели…

Комар подлетел к …

Собака сидит у …

У рубахи был вышит …

2. Проверка: чтение предложений учащимися.

3. Вывод:

Чем похожи предложения у лисички?

Чем отличаются?

Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова)

4. Запишите слова по рисункам. Поставьте в них знак ударение.

БЕЛКА, ДЕРЕВО, МЕДВЕДЬ.

Проверка. (чтение детьми по 1 слову, с указанием куда падает ударение)

7

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

БЕЛОЧКА  предлагает вам самостоятельное задание. Прочитайте. 

  1. Расположи предложения так, чтобы получился рассказ.
  2. Запиши 1предложение в тетрадь.
  3. Поставь над словами ударение.

Самостоятельная работа.

(Летом мы жили в деревне. За деревней речка и еловый лес. Мы любили ходить в лес за ягодами.)

Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений)

8

Рефлексия деятельности.

Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

Что такое ударение?

Какой слог называется ударным?

– Какой слог называется безударным?

Когда в словах не ставится знак ударения?

Оцените свою работу на уроке?  Просигнализируйте:

Молодцы!  Спасибо за урок!

Все встали. Урок окончен.

К работе прилагается презентация (Приложение 1).