Цели:
Познавательные:
Организовать деятельность детей по:
- умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике полученные на уроке знания;
- по открытию случаев, когда ударение не ставится;
- «открытию» понятий «ударный» и « безударный» слог,
- постановке и формулированию проблемы,
- осознанному и произвольному построению речевого высказывания,
- поиску и выделению необходимой информации.
Личностные:
- способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля через различные способы оценивания своих работ;
- навыки самостоятельной деятельности.
Регулятивные:
- выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения,
- познавательная инициатива, контроль, коррекция и самооценка.
Коммуникативные:
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для аргументации своего суждения,
- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
- узнают что такое «ударение», «ударный и безударный слоги»,
- узнают случаи, когда ударение не ставится,
- ставить ударение в словах,
- выполнять задания творческого и поискового характера;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование:
- для учителя: конспект урока, мультимедийная презентация, бубен, ложки.
- для детей: тетрадь, учебник, толковый словарик, сигнальные карточки, полоска самооценки.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя и учащихся |
1 |
Организационно-мотивационный момент |
1. Прозвенел звонок – Мы пришли сюда учиться, Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, как вы думаете, почему? Сегодня нас с вами ждут интересные открытия. В ходе урока, как обычно, вам нужно оценивать свои знания и умения, фиксировать свои достижения и совершенствовать свою деятельность. Если вы готовы, сигнализируйте мне. 2. Игра-соревнование «Услышал – повтори!» *Я хлопаю 1–11–1–11, теперь вы … – Что мы делали руками – УДАРЯЛИ – КАК? – 1 РАЗ ТИХО, 2 – ГРОМКО. *А ТЕПЕРЬ ТАК 11–111–11–111, ПОВТОРИТЕ … – Какие были удары? (тихие, громкие) |
2
|
Самоопределение в учебной деятельности (актуализация знаний).
|
1. Приготовьтесь к письму. «Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Запишите с доски дату. 4 апреля. |
2. Минутка чистописания. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете расшифровав задание по чистописанию. Ж-И -Б О-Р * Н-П Б-Г Д-Ё * Г-Е М-О З-Й Й-Л по рядам Кто догадался, какие буквы нужно вставить? Что нам поможет вставить пропущенные буквы? (алфавит) З А П О В Е Д Н И К – Кто из вас знает что такое заповедник? Ребята, а когда мы не знаем, что обозначает слова, но хотим узнать, что нужно сделать? (обратиться к словарю) – Какому? (толковый словарь русского языка). Откройте словарик, узнайте, что обозначает слово заповедник. (с.21 – место, где охраняют растения и животных. – Как вы думаете в Кировской области есть заповедники? Оказывается заповедник есть в Котельническом районе и называется он Государственный природный заповедник "Нургуш". Он очень большой. На территории заповедника расположено 50 озер, протекает 5 рек. Там водятся лоси, кабаны, волки, барсуки, лисицы, ондатры, бобры, выдры, и очень редкое животное – русская выхухоль. И сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по заповеднику. А чтобы наше путешествие было приятным – как вы должны учиться? (Работать старательно, слушать внимательно) – Какие сегодня дежурные буквы? – Кто догадался что будем писать вместо знака вопроса? Повторим правила при письме. «Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». ПИСЬМО В ТЕТРАДЯХ 3. Словарная работа. – Кто хочет узнать кого первого мы встретим в заповеднике? Тогда отгадайте РЕБУС. Заяц – Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами. Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо (перен.). **Фразеологизмы: (устойчивое сочетание слов для названия отдельных предметов, признаков, действий) Заячья душа – О трусливом, робком человеке. – Какие пословицы и поговорки знаете о зайцах? (За двумя зайцами погонишься – Ни одного не поймаешь.) Как понимаете смысл пословиц? запомни! Слово ЗАЯЦ пишется с буквой Я. Придумайте предложение с новым словарным словом. Запишите в тетрадь. Вывод: – Какая буква пишется в слове заяц после буквы Я? |
||
3 |
Постановка учебной задачи (проблемы) |
1. У: – Внимание! (учитель ударяет в бубен) – Что вы услышали? Д: – Звук. У: – Почему бубен зазвучал? Д: – Был удар по нему. У: – Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет деревянными ложками сильнее – слабее) Д: – Нет. Сначала громко. Потом тихо. У: – А почему? От чего зависит сила звука? Д: – От силы удара. У: – Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении) 2. Работать будем как обычно по плану. – По какому? Что уже знаем? – Что хотим узнать? – Зачем? – Удалось ли? – Итак, что мы уже знаем об ударении? – Что хотим узнать?
– Зачем мы хотим это узнать? (чтобы наша речь была правильной) |
4 |
«Открытие» нового знания. |
1. Работа с учебником. – Что поможет нам что же такое ударение? (Учебник) Открываем учебник на странице 39 (тридцать девятой) Найдите первое упражнение. Прочитайте задание. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте: о каком невидимке-молотке говорится в стихотворении? (чтение учителем) + карандаш – О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении? – Почему один из слогов в слове назван ударным? – Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка) Прочитай те стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух) – Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли) – А голосом? (выделяли силой голоса…) Вывод: – Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов) – Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете он называется? – А другие слоги? Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…) Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (1 вслух) 2. – А вы заметили, что в стихотворении, ударение стоит не над каждым словом? Как вы думаете, почему? – Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2? (двухсложные), из 3? Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение? – В учебнике на с 40 есть подсказка. Найдите. – Прочитайте. – В каких словах ударение не ставится? (слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё) 3. Физкультурная минутка. |
5 |
Первичное закрепление. |
1. Работа в тетрадях. – Ребята, а вы умеете правильно ставить ударение в словах? Сигнализируйте. Не все ребята умеют ставить ударение. Кто догадался, чему мы сейчас будем учиться? (учиться правильно ставить ударение) Послушайте стихотворение про ударение:
Ударный слог, ударный слог! Приготовьтесь к письму. Чтение загадок по презентации и запись отгадок в тетрадь. (1 у доски) ВОЛК, МЕДВЕДЬ, СЛОН, ЛИСА, БЕЛКА, ЁЖИК, ЗАЯЦ. Выработка алгоритма:
(ударение падает на буку О, знак ударения не ставится, т.к. слово односложное, …) – Какое из данных слов лишнее? Почему? ВЫВОД: – Зачитайте слова, в которых мы ударение не ставили? – Почему? … 2. Прочитайте слова на слайде. (ЗАМОК, КРУЖКИ) Поставьте ударение. Можно ли по-другому? Какие слова получились? Что изменилось? (СМЫСЛ) Найдите в словарике объяснение значения слов ЗАМОК И ЗАМОК. Послушайте стихотворение Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок. Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок. – Почему стучат молоточки? (надо выделить голосом ударный слог?) – Какой слог ударный в 1 слове? Во 2 слове? – Изменилось ли написание слова? А значение слов? Почему? (по-разному стоят ударение). – Ребята, а какие слова вы знаете, одинаковые по написанию, но разные по звучанию? ИРИС, БЕЛКИ. Оказывается в заповеднике тоже есть такое слово. Вывод: – Для чего нужно ударение? (определяет смысл слов) |
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
1. Из заповедника лисичка принесла задание для самостоятельной работы. Прочитайте задание: Вставьте слова: УХУ, ВОРОТ. Мы сегодня ели… Комар подлетел к … Собака сидит у … У рубахи был вышит … 2. Проверка: чтение предложений учащимися. 3. Вывод: – Чем похожи предложения у лисички? – Чем отличаются? – Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова) 4. Запишите слова по рисункам. Поставьте в них знак ударение. БЕЛКА, ДЕРЕВО, МЕДВЕДЬ. Проверка. (чтение детьми по 1 слову, с указанием куда падает ударение) |
7 |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
БЕЛОЧКА предлагает вам самостоятельное задание. Прочитайте.
Самостоятельная работа. (Летом мы жили в деревне. За деревней речка и еловый лес. Мы любили ходить в лес за ягодами.) Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений) |
8 |
Рефлексия деятельности. |
– Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? – Что такое ударение? – Какой слог называется ударным? – Какой слог называется безударным? – Когда в словах не ставится знак ударения? – Оцените свою работу на уроке? Просигнализируйте: Молодцы! Спасибо за урок! Все встали. Урок окончен. |
К работе прилагается презентация (Приложение 1).