Цели:
- Формировать информационную основу выбора профессии.
- Создать условия для формирования ясных представлений школьника о самом себе, своих особенностях и качествах для включения учащихся в активную пробу своих сил и определения осознанной позиции при выборе профессии.
Задачи:
- Научиться проводить опросы общественного мнения
- Научить комментировать результаты своей исследовательской деятельности и делать на основе работы выводы
- Дать возможность определить свои склонности к определенному виду профессиональной деятельности.
- Научить работать в группе
I. Предварительная работа
Деятельность учащихся |
Деятельность классного руководителя |
Класс делится на 4 группы по 5-6 человек. Каждая группа получает задание:
По результатам опроса каждая группа готовит презентацию. |
|
II. Организационный момент
Установить проектор, на доске проецируется цитата о выборе профессии
III. Объявление проблемы
Большинство учащихся класса уходят после 9 класса из школы в училище или техникум. Какую профессию выбрать?
(на фоне Презентации (Приложение 1) с фотографиями различных профессий)
Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора – у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты – счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Каждый в своей жизни сталкивается с проблемой выбора профессии. Вот и вы доросли до момента, когда следует сделать в своей жизни очень важный, взрослый шаг.
IV. Исследование
- Объявляются результаты опросов (выступают группы учащихся с презентациями)
- Делается вывод о престижности каких-либо профессий
- Оглашаются результаты анкетирования учащихся класса (в виде таблицы проецируется на доске) Приложение 2.
V. Подтверждение или опровержение гипотезы исследования
- Результаты статистики центра занятости
- Делается вывод о необходимости каких-либо профессий
VI. Результаты исследования
- Группа учащихся представляет презентацию о техникумах и училищах нашего города
- Результаты анкетирования учащихся класса
VII. Рефлексия
Раздаются памятки-рекомендации по выбору профессии каждому учащемуся (Приложение 3)
А теперь немного лирики, ведь вы находитесь в прекрасном возрасте, когда перед вами столько путей, столько возможностей. Вот как бы передал моё отношение к этой теме поэт:
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Анкетирование учащихся
Интересно |
5 – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 |
Скучно |
Полезно |
5 – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 |
Бесполезно |
Задумались о сложностях в решении проблемы выбора профессии |
5 – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 |
Ничего сложного |
Узнали новое о себе |
5 – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 |
Ничего нового |
Получили помощь в определении будущей профессии |
5 – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 |
Никакой помощи |
Приблизились ли вы к осознанному выбору профессии |
5 – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 |
Нет никакой ясности |
VIII. Итог классного часа
Одиннадцать правил Билла Гейтса (тема для размышления).
Билл Гейтс для многих является олицетворением успеха. Он часто посещает школы и всегда на своих выступлениях делится своим опытом и видением глобальных проблем. Каждый раз, заканчивая выступление, он говорит об 11 вещах, которым, как он считает, не научат в школе. Он говорит о том, как воспитание в духе политкорректности создало поколение детей, которые оторваны от реальности и не смогут выжить в суровом мире (показ презентации Приложение 4).
Правило 1: Жизнь несправедлива – привыкайте.
Правило 2: Общество совершенно не волнует Ваша САМООЦЕНКА. От вас ждут ДОСТИЖЕНИЙ, прежде всего.
Правило 3: Вы НЕ БУДЕТЕ зарабатывать $60,000 в год сразу по окончании школы. Вы не станете вице-президентом с личным водителем, пока вы не заработаете на то и другое.
Правило 4: Если вы думаете, что учитель слишком суров по отношению к вам, – это еще цветочки. Подождите, пока у вас появится босс.
Правило 5: Жарить гамбургеры – ниже вашего достоинства? Ваши дедушки и бабушки считали совсем по-другому. Для них жарить гамбургеры было возможностью зацепиться в этой жизни.
Правило 6: Если у вас что-то не вышло, это не вина ваших родителей, так что не надо хныкать, УЧИТЕСЬ на своих ошибках.
Правило 7: Родители не всегда были такие скучные, как вам сейчас кажется. Может быть, постоянная забота о вас сделала их такими? Они вас кормят, одевают, постоянно слушают, какие вы замечательные. Так что прежде чем критиковать поколение своих родителей, начните с себя.
Правило 8: Быть может в вашей школе некорректно открыто называть неудачника неудачником. А может, в вашей школе их вообще не осталось – но только не в жизни. В некоторых школах уже невозможно остаться на второй год, потому что вам дается СТОЛЬКО попыток СДАТЬ экзамены, сколько необходимо для перевода в другой класс. В жизни все СОВСЕМ по-другому.
Правило 9: Жизнь не делится на четверти. У вас не будет летних каникул, и ваш работодатель не будет помогать вам НАЙТИ СЕБЯ. Вам придется делать это самим в свое свободное время.
Правило 10: В телевизоре не показывают НАСТОЯЩУЮ жизнь. В реальной жизни не получится весь день сидеть в кафе и болтать с друзьями.
Правило 11: Поласковее с «ботаниками». Один из них может оказаться вашим боссом после окончания школы.