Общие сведения.
Тема занятия: История котловины Байкала.
Предметная область география, байкаловедение.
Необходимые ресурсы для выполнения задания в классе компьютер с подключением к Интернету, принтер, программа подготовки презентаций PowerPoint, видеоматериал, аудиоматериал
Учащимся потребуется углубить свои знания по таким школьным предметам, как география, биология, история, а также изучить некоторые вопросы экологии Байкальского региона.
Цель: сформировать представление о байкальской котловине (сейсмология, рельеф, тектоника), процессах сопровождающих её формирование.
Задачи:
- способствовать представлению об истории образования байкальской котловины; выявить последствия процессов формирования, представить доказательства этого;
- способствовать обучению обучающихся обрабатывать и находить необходимые сведения при работе с информацией из Интернета, о тектонических процессах протекающих в пределах котловины Байкала, развивать умение устанавливать причинно – следственные связи этих процессов и их последствий;
- воспитывать доброжелательные межличностные отношение в группе между обучающимися.
Введение.
Когда силой чудотворною
Огнь подземный разорвал
Меж горами степь просторную -
Хлынул волнами Байкал:
Вдруг утес - гора упорная
Преградила путь ему
И, как крепость непокорная,
Не пускала вдаль волну...
Но напряг он грудь свободную -
С треском рухнула гора,
И по ней волной холодною
Зашумела Ангара!..
Байкал - достояние не только нашего края и России в целом, но и всего мира. Многих людей со всей планеты Байкал привлекает не только своей неповторимой красотой, а, прежде всего, уникальностью, чистотой своих вод, историей возникновения и уникальными процессами, протекающими в современной истории Байкала.
Как Байкал появился
Давно, наверное, это было, так давно, что много миллионов лет прошло с тех пор, может, и человека в то время не было, а может, и был. Но случилось, говорят, это так: свалился на землю прегромадный камень, ну, как теперь сваливаются, только сейчас они маленькие сваливаются. Упал тот камень около Саян. Пока он падал на землю, раскалился, а когда упал, то пошел проливной дождь. В воронку на горячий камень потекла вода. Земля, камень и вода - все вскипело. Кругом начали растопляться снега и льды. Воды вокруг воронки стало так много, что она попала в щель, которая шла от воронки. Та щель получилась от падения камня. Вода по щели просочилась под землю, там она вскипела и прорвалась снова вверх. Тут эта вода, выскочившая, все затопила, и получилось море. Слыхал я, что от такого же камня получилось целое озеро даже на вершине Саян. А мой дедушка рассказывал, что Байкал произошел оттого, что в том месте шибко большая молния ударила и прорезала землю до самой подземной воды. Та вода потом затопила много падей и гор, а потом море и стало.
Записано от Василия Дмитриевича Зорина.
С. Посольск Кабанского аймака БурАССР, 1949 г.
Так трактовали историю образования озера коренные жители, не знавшие тогда основ геологии, не знакомые с теорией Вегенера. Однако их представление о форме Байкала близки к современным научным исследованиям, пусть им не удалось правильно трактовать причины образования озера, они хорошо описали процессы, сопровождающие образование котловины – землетрясение, вулканизм.
Основное задание занятия
Выяснить, как образовалась котловина озера, как она выглядит, какие процессы происходят в её приделах сегодня. Для решения этих задач вам предлагается разбиться на микрогруппы и изучать проблему по ролям – профессиям, связанным с изучением геологии, сейсмологии, вулканологии Байкала.
Порядок работы
1. Выберите себе ту роль, которая вам ближе и с которой, как вам кажется, вы справитесь.
2. Обучающиеся выбравшие одну и туже роль объединяются в микрогруппы.
3. По окончанию работы в микрогруппе, вы должны обсудить результаты и подготовить совместный отчет в соответствии со своей ролью.
Отчет по вашей работе может быть представлен в виде:
1. Мультимедийные презентации.
2. Схем.
3. Иллюстраций.
Но обязательно при подготовке отчета вам необходимо придерживаться вопросов предложенных в качестве задания вашей группе.
Описание ролей
Роль 1. Геологи.
1. Каково происхождение впадины Байкала?
2. Однородно ли строение котловины Байкала?
3. Что такое рифт и как он проявляется в районе Байкала?
4. Какова мощность земной коры в районе Байкала?
5. Каково строение земной коры в районе Байкала?
Ресурс:
http://az-kozin.narod.ru/kniga_o_baikale.html
Байкал в вопросах и ответах.
Озеро, история исследований
http://www.baikalvisa.ru/baikal/baikal_socket.html
http://ozerobaikal.info/baikal/baikal_vopros_otvet/6-istorija-kotloviny-bajjkala.html
http://www.baikalfund.ru/baikal/geography/nature/index.wbp?doc_id=fbc8c820-60d6-4458-8c00-fd9eb176b1d7
Роль 2. Геофизики.
- Есть ли признаки горизонтального движения земной коры во впадине Байкала?
- Является ли Байкал зарождающимся океаном?
- Какова мощность земной коры в районе Байкала?
Ресурс:
http://az-kozin.narod.ru/kniga_o_baikale.html
Байкал в вопросах и ответах.
Озеро, история исследований
http://www.baikalvisa.ru/baikal/baikal_socket.html
http://ozerobaikal.info/baikal/baikal_vopros_otvet/6-istorija-kotloviny-bajjkala.html
http://www.lake-baykal.ru/baikalst2.php#3.
Роль 3. Сейсмологи.
- Бывают ли на Байкале землетрясения?
- Как часто они происходят?
- Какие были самые мощные? Последствия?
- Есть ли возможность предсказать землетрясение?
Ресурс:
http://az-kozin.narod.ru/kniga_o_baikale.html
Байкал в вопросах и ответах.
Озеро, история исследований
http://ozerobaikal.info/baikal/baikal_vopros_otvet/6-istorija-kotloviny-bajjkala.html
http://irkipedia.ru/content/zemletryaseniya_na_baykale
http://www.baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=news&id=113923
Роль 4. Вулканологи.
- Есть ли в Байкале подводные вулканы (горы)?
- Есть ли вулканы на Байкале?
- Что такое грязевые вулканы? Встречаются ли они на озере?
Ресурс:
http://irkipedia.ru/content/baykal_geologiya_galaziy_g_i_baykal_v_voprosah_i_otvetah
http://az-kozin.narod.ru/kniga_o_baikale.html
Байкал в вопросах и ответах.
Озеро, история исследований
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%
D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82%
D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0
http://www.baikalvisa.ru/baikal/baikal_socket.html
http://ozerobaikal.info/baikal/baikal_vopros_otvet/6-istorija-kotloviny-bajjkala.html
http://nado-znat.ru/vulkany/vylkan-aktivnost/39-vulkany-na-baykale.html
http://baikaler.ru/news/2010/05/20/356/
По окончанию занятия проводится отчет групп по проделанной работе, по мере проведения которого проводится взаимооценка и самооценка проделанной работы.
Оценка.
Каждой группе выдается таблица, которую необходимо заполнить во время отчета – презентации других. Максимальная оценка по каждому из критериев 5 баллов.
Критерии оценки | Геологи | Геофизики | Сейсмологи | Вулканологи |
Новизна | ||||
Доступность изложения | ||||
Дизайн презентации | ||||
Сумма баллов |
Критерии оценки
1. По содержанию, максимальное количество баллов выставляется, если в презентации
- отражены цели исследований и выводы (1 балл),
- содержание слайдов соответствует теме (1 балл),
- тема раскрыта достаточно полно (1 балл),
- исследование отвечает на проблемные вопросы (1 балл),
- приведен список использованных ресурсов (1 балл).
2. Дизайн, максимальное количество баллов выставляется, если в презентации
- оформление презентации логично (1 балл),
- эстетично (1 балл),
- текст легко читается (1 балл),
- фон сочетается текстом и графическими файлами (1 балл),
- использование эффектов анимации логично (1 балл).
3. Организация, максимальное количество баллов выставляется, если в презентации
- дружная работа в группе (3 балла),
- распределение ролей между членами команды(2 балла).
Заключение
Опишите возможности дальнейшего исследования проблемы.
Ответьте на следующие вопросы:
Какие еще вопросы можно было бы обсудить после завершения работы?
Почему это могло бы быть важным для ответа на главный вопрос квеста?