Классный час "Афганистан. Нам не помнить это нельзя"

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • формирование представления о долге, чести, подвиге, боевом товариществе;
  • формирование чувства патриотизма, любви к родине.

Задачи:

  • рассказать о силе духа и мужестве советского воина;
  • познакомить с письмами, стихами, песнями, рожденными на войне;
  • почтить память воинов-интернационалистов исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Оборудование и оформление: иллюстрации на военную тему, мультимедийный проектор, ПК.

Ход мероприятия

Ведущий 1. 15 февраля  – официальная памятная дата в Российской Федерации  призванная почтить память воинов-интернационалистов исполнявших интернациональный долг за пределами границ своей Родины.

Дата была выбрана не случайно. Именно в этот день, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск  покинула территорию Афганистана. В некоторых источниках указывается, что командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов  последним перешёл пограничную реку Амударья (г. Термез), но в реальности последними Афганистан покинули подразделения пограничников, прикрывавшие вывод войск и вышедшие на территорию СССР только во второй половине дня 15 февраля. Это событие ознаменовало для Советского Союза, окончание Афганской войны, которая продлилась почти десять лет и унесла жизни более 15 тысяч советских граждан.

Ведущий 2. Среди всех республик бывшего СССР наибольшие потери понесла РСФСР (ныне Российская Федерация). В 2010 году «День памяти воинов-интернационалистов», наконец, приобрёл официальный статус (подобный день отмечается на Украине). Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 320-ФЗ в статью 1.1 Федерального закона № 32-ФЗ от 13.03.1995 года "О днях воинской славы и памятных датах России" внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г. Статья 1.1. Памятные даты России В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России:

15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Ведущий 1. В 2004 году, президент России Владимир Путин, выступил на торжественном собрании, посвящённом «Дню памяти воинов-интернационалистов», где сказал следующее:

«В афганскую войну было испытано всё-всё, на что способен человек, что он в состоянии выдержать. Это знают и помнят наши „афганцы“: им полной чашей пришлось хлебнуть и страданий, и горя, и отчаянья, и трудностей. Они воевали в чужой стране, а собственный народ практически ничего не знал ни о причинах этой войны, ни о её целях, ни даже об отваге и подвигах наших солдат и офицеров. Больше того, многих, кто вернулся с той войны, подчас встречали на Родине с непониманием, равнодушием, и даже с осуждением. И, конечно, люди спрашивали: за что? По-настоящему мало кому было дело до искалеченных судеб наших „афганцев“, до их физических ран и душевных мук. И чаще всего им самим приходилось находить себе место в жизни – политики были заняты своими делами… всем, кто прошёл Афганистан, всем, кто прошёл через испытания Афганистаном, хочу пожелать вам и вашим семьям здоровья, успехов и благополучия»[6].

Эта цитата наглядно свидетельствует о переменах в лучшую сторону, в сознании власть имущих, по отношению к своим солдатам участникам зарубежных войн. Помимо того, этот день является днём, когда прекратились боевые потери советских солдат, а потому, как и День Победы, это праздник, за который воины – интернационалисты заплатили огромную цену.

Ведущий 3. 24 декабря 1979 г. Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось:

«Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

Ведущий 2. Афганская война 1979-1989гг. – продолжительное вооруженное противостояние сторон: правящего просоветского руководства Демократической республики Афганистан (с 1987 года – Республики Афганистан) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) – с одной стороны, и моджахедов (« душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира – с другой.

Ведущий 3. В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи и постигавшая науку побеждать и выживать. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Это отразилось в письмах солдат.

Давайте послушаем отрывки из писем солдат, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.

1-й чтец. «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался… Я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан…» (Казаков Анатолий Евгеньевич). Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.

2-й чтец. «…Сейчас стоим в г. Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно…Мама, все цветет, трава, как у нас, зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам вспоминаю свой дом, край свой…» (Бобров Евгений Петрович). Ему оставалось жить чуть больше месяца.

3-й чтец. «Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!» (Гальченко Сергей Васильевич). В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 года, 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.

4-й чтец. «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твоё получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, всё хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени, я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Вот, наверное, и всё, что я хотел написать. До свидания. Жду ответа. Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся». (Милованов Сергей Александрович)

Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. В письме солдата, находящегося в центре военных действий, нет ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а лишь безграничная любовь и забота о самом близком человеке.

5-й чтец Рядовой Николай Яковлевич АНФИНОГЕНОВ  домой писал: «Мои дорогие папа, мама, Витя, Таня, Галя! Напишите, как дома, как в колхозе? Помнят ли меня в селе? Я рад каждой весточке. Только сейчас понял, как это дорого и свято родная земля, поля, наши рощи, озёра. Так хочется быстрее всех вас увидеть и поцеловать...»

Но увидеть родных и близких ему не пришлось. Закрывая отход товарищей от напавшей банды душманов и израсходовав все боеприпасы, Николай последней гранатой подорвал себя и обступивших его бандитов.

6-й чтец. Как мало лет он прожил...Только двадцать!
Но миг победы – больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Нет, мужество случайным не бывает.
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь.
Смотрю, смотрю в его лицо простое.
Печальное тире между двух дат.
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат.
(Андрей Дементьев)

Песня Михаила Муромова «Боевым награждается орденом»

Ведущий 2. Годы  службы для каждого солдата  навсегда останутся в памяти. Кто-то вспоминает друзей, с которыми делил паёк, кто-то незнакомую, чужую природу, кто-то необычную средневековую  культуру.  Проходят года, но в их сердцах Афганистан навсегда останется незаживающей раной.

Ведущий 1. Советские войска на территории Афганистана находились девять лет, один месяц и девятнадцать дней – с 1979 по 1989 гг. В мае 1988-го Советский Союз начал вывод войск из страны. 15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан. 

Песня «Мы уходим», группа «Каскад»

Ведущий 1. Мы ушли из Афганистана. Ушли достойно. Но, к сожалению, мы, люди, до сих пор не смогли понять, что не всё и  не всегда можно решать с помощью силы. Спустя 24 года после той войны мы не научились  «договариваться», «идти на компромисс или на уступки». Мы так и не научились ценить МИР.  Но к разуму мира и доброты нас может призвать только ПАМЯТЬ.

Песня  «Память», Голубые береты

Ведущий 2. Тысячи советских воинов показали в Афганистане образцы мужества и отваги.

Полистайте Книгу Памяти:…геройски погиб в ночном бою; вступил в бой с превосходящими силами противника и погиб; руководил боем, будучи смертельно раненым, до последнего дыхания; погиб в рукопашной схватке!

Ведущий 3. 11 июля 1985 г. во время боевых действий в так называемом Старом городе Герата на мине подорвался бронетранспортер. Оставшиеся в живых четверо советских солдат во главе с командиром отделения младшим сержантом В.Шиманским, заняв круговую оборону, приняли неравный бой с моджахедами. Врагов было много. Они хотели взять наших бойцов в плен. Когда кольцо окружения сжалось до предела и патроны оказались на исходе, а помощи все не было, командир отделения отдал приказ: «Приказываю застрелиться!»

Они собрались под горящим БТРом. Обнялись, попрощались и потом каждый выстрелил из автомата в себя. Последним стрелял командир. Они предпочли плену – смерть, но смерть со славой. Когда советское подразделение пробилось к подбитым машинам, четверо убитых парней лежали рядом с бронетранспортером, куда их выволокли моджахеды. К счастью, один из них оказался живым. У пулеметчика рядового Теплюка четыре пули прошли в нескольких сантиметрах выше сердца. Он потом и рассказал о последних минутах жизни героического экипажа.

Ведущий 2.1985 год, 345 ПДП, Баграм. 

Николай Кандауров, расстреляв весь БК, подорвал себя гранатой Ф-1 вместе с "духами". С ним были еще двое или трое ребят. Они погибли в бою ранее...

Ведущий 1. Подвиги совершали не только солдаты, но и врачи медицинских батальонов. Вот один из примеров:

Скальпель против взрыва

Уникальная сапёрно-хирургическая операция, которой нет аналогов в мировой практике, была проведена в одном из военных госпиталей.

Бронетранспортёр не успел остыть после боя, когда бойцы начали готовить новую позицию. И тут команда – продолжить движение. В этот момент засвистели душманские пули. Рядовой Виталий Гробовенко поднял своё автоматическое оружие. Это последнее, что он помнит.

Очнулся он уже перебинтованный, болела вся правая сторона, но он терпел...

Врачи осмотрели рану на правом боку около бедра и успокоили: жизненно важные органы не задеты, вынем осколки, всё заживёт. И только когда сделали рентген, обнаружили около плеча след от какого-то инородного тела... Рентгеновский снимок показали опытным офицером. Те сразу вызвали сапёров. Подполковник И.Кулумбегов и капитан В.Следенко принесли с собой учебную гранату, приложили её к снимку: размеры совпали. Она! Только без гильзы и взрывателя.

– Граната стоит на боевом взводе, – определили сапёры, – может взорваться в любой момент.

... Принимать решение предложили на месте. Разработкой операции по извлечению гранаты занимались хирурги и сапёры.

...Главный вопрос: кто проведёт операцию? Вызвались все. Но тут, кроме опыта хирурга, нужна и осторожность сапёра. Ими обладал подполковник медицинской службы Юрий Алексеевич Воробьёв. Ассистентом стал лейтенант медслужбы Александр Иванович Дорохин, анастазиологом – Владимир Иванович Моисейкин.

Придумали средства защиты: бронестекло, бронежилеты и каски. Подрывать гранату решили на стройке, рядом с госпиталем. Соорудили колодец.

За день началась репетиция. Отрабатывали каждый шаг, каждое движение.

Операцию решили проводить в перевязочной, рядом подготовили две операционные. Одну, если случится взрыв, для хирургов, другую – для Виталия. Две дополнительные бригады хирургов могли включиться в работу в любую секунду.

...Первым в перевязочную, где лежал Виталий Гробовенко, вошёл анастазиолог Владимир Иванович Моисейкин. Хирург Воробьёв вошёл в перевязочную весь в броне. Не защищены были только руки.

В десять часов сорок пять минут операция началась. Сначала Воробьёв думал, что возьмёт скальпель с длиной ручкой, чтобы быть дальше от вероятного взрыва. Но потом понял – выигрывает в расстоянии, проигрывает в точности. В этом проигрывать было нельзя. Он взял обыкновенный скальпель...

В одиннадцать часов вместе с Дорохиным они положили удалённую гранату в колодец из мешков с песком, построенную на носилках, и выкатили их.

Через несколько минут на стройке прозвучал взрыв.

А вечером того же дня в госпиталь приехал отец Виталия, ветеран войны Яков Васильевич из посёлка Верхнячка Черкасской области. Оказалось он ничего не знал: Виталий не писал домой, чтобы не тревожить. Яков Васильевич приехал, чтобы поздравить сына с днём рождения. В день операции Виталию исполнилось ровно 20 лет.

С днём рождения!

(А. Ганелин.)

Ведущий 2. Война – это явление страшное, жестокое. Война – это смерть, кровь, слезы… Никому и ничему не дано умалить и подставить под сомнение героизм наших воинов. У локальных войн нет еще истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными, хотят быть нужными правде и памяти.

7-й чтец. Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Отпустили их в вечный покой.

Песня «Афганистан», Максим Трошин

Ведущий 3. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

Участники боевых действий проявили героизм, самоотверженность, любовь к Отечеству. Они выполняли свой долг, сохраняли верность воинской присяге. А участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг и это не обсуждается.

Ведущий 2. Свой воинский долг в Афганистане несли и наши односельчане: Омельяненко Виталий, Бабарнёв Игорь, Бабарнёв Олег. Среди тех, кто погиб на этой войне – наш земляк Сергей Бирюков.

Ведущий 3. Сергей Валентинович родился в д. Латыгори Зарайского района Московской области. Учился в Печерниковской восьмилетней школе. Сверстник Сергея Валентиновича, Громов Юрий Михайлович, рассказал нам,  каким был Сергей Валентинович в школьные годы.

Он был высоким, сильным и красивым. Он выделялся из всех серьёзным отношением к жизни. Что бы добраться в школу  Сергею приходилось преодолевать ежедневно несколько километров по бездорожью.  Он или приезжал на лошади, или приходил пешком.  Но это не мешало его учёбе в школе. Мечтал стать офицером.

А ещё он  был очень добрым. Нередко младшие ребята забирались ему на спину, и Сергей с удовольствием выступал в роли рикши.

Сергей был очень хорошим собеседником. Он много знал, и поэтому,  с ним  интересно было говорить на любую тему.

Ведущий 2. Из воспоминаний первой учительницы Сергея Валентиновича, Соломатиной Алевтины Петровны:

«Сергей учился у меня с первого по четвёртый класс. Он был очень старательным  учеником и активным участником всех школьных мероприятий. Ко всякому порученному делу относился очень ответственно. Был победителем игры «Зарница». Дружил он со всеми ребятами школы. Конечно,  я запомнила его живым и весёлым. До сих пор мне не верится, что мой ученик пожил так мало, всего 24 года».

Окончив восемь классов, он  продолжил учёбу в Летуновской средней школе. Одноклассник Бирюкова Сергея Валентиновича – Кузнецов Михаил Алексеевич, рассказал, что в юности у многих его сверстников были любимые уроки в школе или другие интересные дела. Для Сергея любимыми были уроки Начальной военной подготовки (НВП), и всё, что связано с армией. Со школьной скамьи он твёрдо решил стать офицером и посвятить свою жизнь делу защиты Родины. На выпускном вечере он говорил об этом так увлечённо, что стало ясно, что Сергей станет настоящим офицером.

Ведущий 3. Из воспоминаний учительницы Сергея, Гуровой Татьяны Александровны:

«Сергей для меня запомнился дисциплинированным и способным учеником. Его отличительными чертами была организованность и ответственность. Ему можно было доверить любое дело. Так же он был  очень целеустремлённым: не просто мечтал стать офицером, а  всю свою короткую жизнь шёл к этому. Он рождён был для подвига, для того, что бы быть примером  служения Родине».

Ведущий 2. В 1975 году поступил в Московское ВОКУ имени Верховного Совета РСФСР. После успешного окончания военного училища, с 1979 года служил в вооружённых силах   СССР. Получил звание лейтенанта.

Ведущий 3. Из материалов Печерниковского школьного музея:

«В 1981 году Бирюков Сергей Валентинович был направлен для выполнения интернационального долга в республику Афганистан в должности командира  десантно-штурмового взвода. Участвовал в боевых рейдах. 22 марта 1981 года при выполнении боевого задания у г. Кандагар взвод попал под сильный огонь противника, укрывшегося в крепости. Сергей Валентинович подполз к крепости и стал забрасывать противника гранатами, что привело к их замешательству. Воспользовавшись этим моментом, советские бойцы ворвались в крепость. Враг был разгромлен. Но и Бирюков был смертельно ранен. Ценой своей жизни он спас жизни многих своих однополчан и обеспечил победу над врагом».

Ведущий 2. За мужество и отвагу, проявленную в бою, Бирюков Сергей Валентинович был награждён орденом Красного Знамени (посмертно). Похоронен Сергей Валентинович  в д. Макеево.

Вместе с взрослыми,  учащиеся нашей школы участвовали в благоустройстве кладбища, где покоится прах Сергея Валентиновича и строительстве часовни рядом с кладбищем. Часовня была построена на средства сестры Сергея,  Волковой Нины Валентиновны. 

Ведущий 3. 22 марта 2008 года в  Печерниковской  школе состоялась  Церемония  открытия мемориальной доски в память о Сергее Валентиновиче Бирюкове.

Из речи сестры Сергея, Нины Валентиновны на церемонии открытия:

«Для меня  в моей памяти мой брат навсегда остался молодым и красивым. Это единственное его преимущество. Сергей с детства мечтал стать офицером. Он не видел для себя другого жизненного пути. Слова «Родина», «Честь» – для него с детства  были смыслом его жизни».

Сестра рассказала, что окончив военное училище, Сергей  мог не попасть в Афганистан. Его дядя служил при штабе и мог «похлопотать» за племянника. Но Сергей  не захотел. Он сказал: «Куда меня моя Родина направит, там я и буду ей служить!»  Для него это было делом чести,  чести  человека и офицера. Ведь его прадед воевал в Первую мировую войну. Офицером сражался на фронте дед Сергея во время Великой Отечественной войны.

Ведущий 2. Постановлением Администрации Зарайского муниципального района Московской области от 25 мая 2007 года одной из улиц с. Макеево присвоено имя лейтенанта Сергея  Валентиновича Бирюкова.

Ведущий 3. В школьном музее материал о С.В.Бирюкове расположен в экспозиции «Нам не помнить это нельзя».

Ведущий 1. В память всех погибших в «горячих точках» объявляется минута молчания.

8-й чтец. Через года, через века
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны
Памяти павших будьте достойны!

Ведущий 1. Внимательно всмотритесь в лица воинов и запомните их. Когда-нибудь в трудную минуту вспомните их, вспомните их глаза. И они помогут но не силой рук своих, а силой духа и совести. Многие из этих ребят были чуть старше вас.

Эти парни, совершившие  подвиг в Афганистане были немного старше вас. Не все из этих ребят вернулись домой. Много их погибло, заслоняя от пули товарища. А чувство товарищества – самое главное в трудной ситуации. Тем самым  они учили каждого из вас быть ЧЕЛОВЕКОМ!

Мы очень редко задумываемся над тем, что у каждого из нас есть свой долг. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью...

Если положить на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую – лень, равнодушие, сытость, словом, наш современный эгоизм, то что перетянет?

Послушайте эти стихи!

9-й чтец. Но жизнь пройдёт, рассеявшись, как дым.
Предсмертный миг оставит мне в подарок
Для мужества – примера молодым.
И памяти оставшийся огарок
Осветит мне секунду бытия –
Границу между жизнию и смертью,
И вот тогда лишь буду вправе я
На равных разговаривать с бессмертием.
И, стоя у истока чистоты
И обращаясь в прошлое и в вечность,
Я попрошу у мира красоты,
А для людей – душевную сердечность.

Песня «Разве это было зря», Голубые береты.

Использованные источники:

  1. http://molodoi375.narod.ru/hero.html
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.openclass.ru/lessons/33513 
  4. http://uchitel.edu54.ru/node/37744
  5. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/afganistan-nezazhivayushchaya-rana
  6. https://urok.1sept.ru/articles/596104/
  7. http://ru.wikipedia.org/
  8. Материалы школьного краеведческого музея.