На первый план перед педагогом-психологом в школе-интернате становится задача профилактики и коррекции агрессивного поведения воспитанников.
Агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные индивиды обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях центральной нервной системы. Коррекции агрессивного поведения учащихся определяется проблемами в учебной и досуговой деятельности и результатами проведенной мною диагностики агрессивности детей с отклонениями в развитии.
Наблюдения показали, что агрессивные учащиеся, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Агрессивное поведение умственно отсталых детей вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, приводит к усилению агрессивности, т.е. возникает ситуация порочного круга. Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности - темпераментом, интроверсией и экстраверсией.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Поиски способов снижения агрессивности учащихся привели меня к мысли о коррекции агрессивности.
Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому организму, не желающему подобного обращения.
Проблема агрессивных детей звучит, как проблема неуправляемых “трудных” учащихся, имеющих сложности в организации своего поведения, создающих проблемы в процессе взаимодействия с окружающими его сверстниками взрослыми.
Агрессия - это целеленаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния психической напряженности, страха, подавленности и т.д.) При этом агрессивные действия выступают:
- в качестве средства достижения значимой цели;
- как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключаются в агрессивных реакциях на различного рода раздражители. В психологии принято выделять вербальную и косвенную агрессию, каждая из которых может иметь и косвенные формы. По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются: детские
шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение умственно отсталых учащихся я выялила следующие: сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.). У агрессивных учащихся наиболее ярко прослеживаются следующие особенности: высокая аффективная зараженность поведенческих реакций; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; кратковременность реакций с критическим выходом; низкий уровень стимуляции; недифференцированная направленность реагирования; высокий уровень готовности к агрессии, выделяются различные формы проявления агрессии. Агрессия выражается в том, что ребёнок часто действует, не подумав, находясь в порыве ярости. Проведённые мной исследования показали, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. В данный момент учащихся не контролирует свои действия, в больших случаях после вспышки агрессии ребёнок ничего не помнит. Важно учитывать, что оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми учащийся не проявляет свойственной им агрессивности, которая на какое – то время исчезает, “тормозится” на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление агрессивного поведения во время первой встречи с агрессивным ребёнком.
Для оценки степени склонности учащихся к агрессии я использовала ряд методик: опросник “Агрессия” (рисунок 1), тест фрустрационной толерантности С.Розенцвейга, тест “Руки” Э. Вагнера тест “Дом – дерево - человек”, и другие методики. Изучив агрессивное поведение учащихся можно сделать вывод, большинство негативных явлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Действия эти используются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута. В то же время, у некоторых из детей входящих в “группу риска” агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели, и направлены исключительно на причинение вреда другому. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. Такое поведение свидетельствует о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.
Одной из причин нарушения поведения у умственно отсталых детей является то, что ребенок, попадающий в ситуацию сильной депривации психически и социально важных потребностей, когда оценка вероятности его удовлетворения падает, испытывает сильные негативные переживания. Такое состояние психоэнергетического дискомфорта вынуждает его выбирать между двумя типами адаптивных стратегий: либо совладать с событиями и изменить ситуацию, либо сохранить или восстановить эмоциональное равновесие.
Низкий социальный статус умственно отсталых детей в формальных группах, как правило, толкает их к переходу в неформальные группы с отклоняющимся поведением, в которых происходит викарное научение агрессивному поведению через демонстрацию его моделей, либо дети сами становятся жертвами агрессии. Основные социально – психологические факторы агрессивного поведения заключаются в следующем: не все дети воспитываются вне семьи, частые конфликты со сверстниками и взрослыми, низкий уровень материальной обеспеченности семьи. В большинстве случаев причинной агрессивного поведения учащихся становятся сами взрослые, провоцирующие ребёнка на агрессивные действия. В общении с агрессивными детьми до вспышки агрессии в большинстве случаев детей лучше оставить, чтобы они разобрались сами. Многие из наших детей способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, дети приобретают полезный опыт. Они приходят к выводу, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров. Если взрослые считают, что лучше “не доводить до греха”, можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ему такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать. Иногда помогает отвлечь младшего школьника каким-то интересным для него занятием. В том случае, когда юного скандалиста невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится — попробуйте отвести руку обидчика или удержать его за плечи. Ваши действия подкрепите резким “Нельзя!”. Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки ему не позволены. Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно предупредить. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.
1) Резкое слово драчуну и забияке и участливое отношение к жертве могут очень ясно показать ребенку, что он проигрывает в такой ситуации. Конечно, важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать ребенка к извинению почти бесполезно.
Некоторые дети быстро заучивают формулу “Прости, прости”, чтобы взрослые поскорее оставили его в покое.
2) Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол поостыть. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большее неодобрение его поведения. Этот прием также полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более чем минуту-две. Дети помладше вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго глядя на него, твердо сказать: “Драться нельзя” или: “Не кусаться!” Внимание, уделяемое агрессивному ребенку должно быть ограниченным и негативным, а жертву необходимо ласково утешить.
3) В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину — все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими как “шалопая”.
4) Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во-первых, они тем самым побуждают детей к новой агрессии. Реплики “Иди и дай сдачи” вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как разрешение лупить забияку или со смаком давать сдачу по любому поводу. Во-вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: “Вот я укушу тебя, будешь знать!” Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же самого агрессивного действия, за которое упрекают ребенка. У этого метода есть большой минус. Он заключается в том, что если взрослый начнет кусаться в ответ, это может не сработать уже в первый раз. Тогда ему придется решать, что делать при последующих инцидентах — кусать сильнее, кусать дважды за один укус ребенка или может шлепать в придачу? Есть вероятность, что ответная агрессия взрослого станет опасным каналом для излияния гнева. В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и эффективными, если их обдумывать в спокойное время, ибо при развертывании событий размышлять уже некогда.
Необходимо избегать директорских указаний, повышение тона голоса. В конфликтной ситуации взрослому желательно повернуть ситуацию таким образом, чтобы ребёнок почувствовал: ему полностью доверяют, на него надеются. Иногда рекомендуется лёгкое наказание. Это может быть просто словесное неодобрение, лишение “привилегий”. От физического наказание необходимо воздержаться, дабы не усилить агрессию. Необходимо помнить негативные методы воспитания неэффективны у агрессивных детей. Существенным условием формирования навыков самоконтроля агрессивных детей является выделение и освоение социальной стороны контроля в период агрессии, как особых взаимодействий между детьми. Адекватным способом снижения агрессивности служит специального организованная игровая деятельность игротерапия, в которой правила взаимоконтроля составляют основное содержание игровых действий детей.
В игре создаются благополучные условия для снижения агрессии, изменяется отношение к своему “Я”, повышается самопринятие, так как низкая самооценка, уменьшается агрессия. Благодаря игре у детей удалось сформировать частичный самоконтроль в период агрессии. Однако роль взрослого остаётся чрезвычайно важной. Общение между ребёнком и взрослым осуществляется как бы на двух языках. Один – это язык понятий, категорий, осуществляемый по средствам слов и предложений, которому взрослые придают большое значение. Второй – “язык” человеческих чувств – не менее эффективное средство общения и регуляции деятельности и поведения. Очень важно, что б к активному использованию “языка” чувств ребенок готов значительно раньше, чем к использованию вербальных средств. Поэтому я в работе с агрессивными детьми использовала сказкотерапию. Психокоррекционные сказки применяются для мягкого влияния на поведение агрессивного учащегося. Под коррекцией здесь понимается – замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснения ребёнку смысла происходящего в период агрессии. При работе со сказкотерапией я использую следующий алгоритм:
1. Подбираю героя близкого агрессивным детям по возрасту, характеру.
2. Описываю жизнь героя так, чтобы дети нашли сходство со своей жизнью.
3. Затем помещаю героя в реальную ситуацию похожую с ситуацией в жизни ребёнка и приписываю герою все переживания ребёнка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Задача, которая стоит передо мной, через сказочные события показать ребёнку с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения в период агрессии, найти позитивный смысл в происходящем.
5. Герой в лице ребёнка понимает свою неправоту и становится на путь изменений. Важно, чтобы у детей в процессе занятий образовался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций, и понимание механизмов их воплощения в жизнь.
Проблема коррекции агрессивного поведения сейчас в нашей школе стоит очень остро, так как агрессивное поведение часто становится причиной совершения подростками и юношами противоправных действий, совершение ими общественно – опасных деяний, направленных на применение насилия к окружающим. А также становятся большой проблемой случаи проявления аутоагрессии (суицидального поведения), несомненно требующие оказание психологической помощи. Таким образом, возникает необходимость создания коррекции, направленной на оказание практической социально – психологической помощи педагогам и учащимся в решении проблем, связанных с проявление различных видов агрессии. Агрессивные тенденции могут проявляться в виде самоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия окружения.
Суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого макросоциального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов социокультурных особенностей личности, таких, как личностям тревожность, фрустрационная толерантность; негативного восприятия окружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни, неблагоприятного социального окружения.
Наличие неблагоприятного социального окружения — основная причина, побуждающая подростка к совершению их вокруг трех основных фактора:
- взаимоотношения с родителями, степень понимания своих детей, сопереживания, нормативность отношений;
- проблемы в школе, связанные с личностью учителя, социометрическим статусом в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив;
- взаимоотношения со сверстниками, друзьями, представитетелями противоположного пола.
Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод о личностных особенностях подростков, расположенных к такому типу поведения: повышенная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его, способность самостоятельно найти пути решения задачи. В суицидных ситуациях люди нередко испытывают облегчение в последующий период. Они могут по-новому взглянуть на психотравмирующую ситуацию. Тем не менее, такие попытки могут закончиться трагически.
Основной задачей школьного психолога является профилактика суицидального поведения, которая может осуществляться в следующих направлениях: снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности; формирование компенсаторных механизмов поведения; формирование адекватного отношения к жизни и смерти.
Известно, что всякая агрессия — внутренняя или внешняя является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в их разрешении.
Тактика психотерапевтических воздействий мной строилась в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведении ребенка.
Я, считаю, что целесообразным строить психологическую и коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.Первый уровень — переживания эмоционально-неадекватных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. На первом этапе работы с агрессивными детьми необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений и до более сильных форм аутогенной тренировки. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработки самоконтроля. Второй уровень связан с эмоционально-личностным дифференцированным отношением. На втором уровне работы целесообразно акцентировать внимание на психокорреционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят: планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающее стресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой, формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.
На завершающем этапе ведущей задачей для себя ставила формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня право морального контроля, также высокого уровня самоконтроля и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных житейских ситуациях. Однако не все виды физической активности могут быть полезны агрессивным детям. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент, такие как, например, соревнования. Рекомендуются упражнения, носящие аэробный характер, такие как длительные прогулки, езда на велосипеде, подвижные игры. Особое предпочтение следует отдавать равномерному длительному бегу, который хорошо влияет на психическое состояние, снижает уровень агрессивности, напряжённости, улучшает самочувствие. Но есть некоторые правила, прежде, чем ребёнку дать физические упражнения, он должен быть обследован медицинским работником, с целью исключения сердечно-сосудистых заболеваний. В своей работе с агрессивными я использовала арт-терапию, с целью коррекции агрессивного поведения. В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и эффективными, если их обдумывать в спокойное время, ибо при развертывании событий размышлять уже некогда.
Практика работы с использованием методов и приёмов снижения агрессивного поведения даёт положительные результаты, что доказывает эффективность этой системы. Результатами работы в этом направлении можно считать частичную сформированность навыков самоконтроля в период агрессии, снятие внутреннего напряжения, снижение расторможенности.
Результаты наблюдений показали, что в ходе сказкотерапевтической работы агрессивные учащиеся сопереживают сказочным героям и обращаются к своим чувствам, дети больше стали задумываться о своих поступках. Отдельным детям легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своего гнева, агрессии. Очень важным моментом является развитие самоконтроля, повышение регулятивных возможностей психики детей. Развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление. Воспитывается воля, самостоятельность, усидчивость. Всё это позволило в течение последнего времени улучшить взаимоотношения агрессивных детей с группой сверстников и повысить их активность.