Человек живет в постоянно растущем потоке информации. От умения воспринимать и перерабатывать информацию, принимать решения и действовать, зависит его адаптация в социуме, физическое и психологическое благополучие.
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно - психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствием четких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Состояние здоровья явно неблагополучно.
Сегодня все ощущают, что нужны конкретные меры по решению этой проблемы. В стране сложилась критическая ситуация: большинство детей НЕ МОГУТ быть признаны «практически здоровыми». Иначе чем объяснить такой феномен: жизнеспособность у детей блокадного Ленинграда была выше, чем у сегодняшних младенцев.
Заместитель министра здравоохранения Ольга Шарапова отметила, что в России-25,3млн детей школьного возраста. Их зрелость перед поступлением в школу снизилась в 2 раза. Уровни физической активности в 2,3 раза ниже минимально необходимых, что обуславливает снижение мышечной силы на 18%, жизненной емкости легких на 15%. В результате за последние 10 лет число детей, страдающих сколиозом, выросло в 10 раз, а более 30% девушек и 50% юношей имеют заболевания, которые ведут к ограничению репродуктивных функций. Ольга Шарапова отмечает высокий рост психических расстройств и нервно-психических заболеваний школьников. И добавляются считавшиеся прежде «взрослыми» заболевания: гипертония, атеросклероз, стенокардия, неврозы [1].
Официальную статистику подтверждает и Александр Баранов, директор Научного центра здоровья детей РАМН, и утверждает, что сегодня в стране только 3% здоровых детей.
Всероссийская диспансеризация 2002 года выявила, что 51,7% детей имеют функциональные отклонения и 16,2% - хронические заболевания различных систем и органов. Число детей, обучающихся в специальных школах за последние 10 лет, по данным проф. С. П. Евсеева увеличилось на 20%; детей, больных алкоголизмом на 66%; наркоманией в 12 раз. В последнее время в нашей стране получил распространение пивной алкоголизм. Кроме того, поколение, рожденное в начале 90-х годов названо специалистами самым «сидячим» поколением. Опрос детей и подростков показал, что основной мотив пониженного интереса к занятиям физической культурой и спортом – недостаток времени, вместе с тем 64% свободного времени дети проводят у телевизора или компьютера. У юношей в последние годы физическая подготовка приближается к физической подготовке девушек. Дети отстают от своих сверстников 1995 года по всем показателям и особенно скоростно-силовым и выносливости. За последние 5 лет число детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, в школах возросло на 83%, а в вузах на 88% [1].
А как обстоят дела в нашей гимназии среди учащихся основной школы в 6а, 6б,7а,7б классах, которых насчитывается 107 человек.
Из них:
- 26 человек с нарушением осанки
- 34 человека с нарушением зрения
- 16 человек с плоскостопием
- 7 человек со сколиозом.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физкультуры все обучающиеся ОУ в зависимости от состояния здоровья делятся на 3 группы: основную, подготовительную, специально- медицинскую.
Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной группе. Их у нас -77 человек:
- в 6а классе-22 из 27
- в 6б классе-23 из 28
- в 7а классе-18 из 28
- в 7бклассе-14 из 23.
Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие отклонения в состоянии здоровья, относятся к подготовительной медицинской группе. Их 23 человека:
- в 6а классе-3
- в 6б классе-5
- в7а классе-8
- в 7б классе-7.
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физкультурой по программе основной группы, относятся к специальной медицинской группе. Их 7 человек:
- в 6а классе – 1
- в 6б классе -0
- в 7а классе-4
- в 7б классе-2.
По оценке состояния физического здоровья детей на момент обследования перед началом учебного года учащихся основной школы 6а, 6б, 7а, 7б классов можно отнести к трем группам:
1 группа – 10 человек - это контингент здоровых детей, не болевших или редко болевших с незначительными морфологическими отклонениями, не влияющие на состояние их здоровья и не требующие коррекции:
- 6а – 3 человека
- 6б – 3 человека
- 7а – 2 человека
- 7б – 2 человека
2 группа – 81 человек – составляют здоровые дети, имеющие отягощенный биологический и социальный анамнез, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто (4 и более раз в год) и длительно болеющие, а также здоровые дети с «риском» возникновения хронической патологии:
- 6а – 20 человек, например, с угрозой по миопии – 7 человек
- 6б – 23 человека, с угрозой по миопии – 9 человек
- 7а – 19 человек, с угрозой по миопии – 9 человек
- 7б – 19 человек, с угрозой по миопии – 9 человек
3 группа – 15 человек – составляют больные дети с наличием хронических заболеваний и врожденной патологии:
- 6а – 4 человека
- 6б – 2 человека
- 7а – 7 человек
- 7б – 2 человека
80% не успевающих в школе имеют отклонения со стороны нервно-психического развития, на втором месте - со стороны органов зрения.
Конфликт между растущими объёмами информации и недостаток времени на их грамотную переработку вызывает нарушение, сбои в работе головного мозга, психике, ритме, темпе жизни учащегося, что снижает здоровьё населения в целом.
В условиях современной школы на часто болеющих детей и детей, имеющих какие-либо хронические заболевания, ложится двойная нагрузка, так как им приходится «догонять», усваивать учебный материал, пропущенный во время болезни.
Происходит перегрузка функциональных систем. Причем основная нагрузка ложится на «слабое» звено, больной орган или систему. В результате снова наступает болезнь. Выбраться из этого замкнутого круга очень сложно.
Современные дети в своем большинстве испытывают недостаточную двигательную активность, т.е. количество движений, производимых в течение дня, ниже их возрастных норм и потребностей. При этом снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, а так же нарушение координации движений, ловкости, быстроты. Поэтому проблема развития двигательной активности детей так актуальна в наше время.
Учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должен также знать уровень физической подготовленности, который определяется при помощи тестов. В качестве тестов использую главным образом простые по исполнению, не требующие специального разучивания естественные движения – бег, прыжки, метание и др. Тесты провожу в начале основной части урока после короткой разминки. Им не должна предшествовать большая физическая нагрузка, т.к. в этом случае будет сложно управлять движениями, требующими точности, скорости, экономичности или их сочетаний. Тесты сквозные с 1-11 класс, одинаковые для детей всех возрастно-половых групп, жестко законкретизированы, соответствуют базовой программе. Провожу тесты два раза в год: в I триместре – это уроки №8, №9 для определения исходного уровня и в III триместре – уроки №61, №62 для выявления их изменения в течение года.
Измерение физической подготовленности имеет существенное значение для учителя и ученика. Для учителя всегда была очевидна потребность располагать конкретным и объективным измерением физического состояния учеников, так и эффекта своей собственной педагогической деятельности. Для ученика измерение даёт информацию о физическом состоянии, позволяет видеть, как изменяется его уровень. Тем самым тестирование имеет мотивационное значение.
Необходимо подчеркнуть особо, что тесты физической подготовленности не могут быть основным инструментом оценки качества работы учителя физкультуры, ибо двигательная подготовленность детей отражает их стиль жизни в целом, а не их участие трех раз в неделю в уроках физической культуры. В этом смысле хотелось еще раз заострить внимание на том, что за результаты тестирования нельзя ставить отметки. Ведь у слабого ученика гораздо более справедливо оценивать физическую подготовленность на основе изменений, происшедших за определенный период времени, тем более, что мы на уроках физкультуры обучаем мальчиков в одних классах с более старшими по генетическому и духовному возрасту девочками. Потребность же в движении у мальчиков в 4 – 6 раз больше, чем у девочек.
В приложении предлагаю Вашему вниманию мониторинг физических параметров между одновозрастными классами 6а – 6б по развитию таких качеств, как быстрота (30м.), выносливость (1000м.), сила (подтягивание), ловкость и координаця (челночный бег 4*10м.) и скоростно-силовые (прыжок в длину с места и бросок 1кг. мяча).
1. При проведении тестов выявлена хорошая физическая подготовленность у учащихся:
6а – Некачалов, Войнов, Пазар, Терех,
- Павлова, Казимова, Харичкина, Ларина.
6б – Минаков, Кадников, Дворочкин,
- Глухих, Лихачева, Медведева, Минакова, Клюсс.
Это учащиеся, которые заметно опережая сверстников, всегда сохраняют высокое, ранговое место в группе и прогрессируют. А это признаки высоких потенциальных возможностей.
2. Тесты помогают не только оценить физическую подготовленность учащихся, но и выявить навыки и умения, формирование которых вызывает затруднение. Это ловкость и координация у девочек и скоростно-силовые и координационные способности у мальчиков. Их низкий уровень указывает на то, что данные учащиеся имеют слабое здоровье, часто и подолгу болеют, дополнительно физкультурой нигде не занимаются, имеют избыточный вес, ведут мало подвижный образ жизни.
3. Так как основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета – уроки физической культуры, то для полноты обеспечения программного материала и в целях повышения уровня физической подготовленности рекомендую учащимся помимо уроков физической культуры широко использовать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня, спортивно-массовые мероприятия в спортивных кружках и секциях, а также:
- выполнять ежедневно комплекс утренней гимнастики
- посещать тренажерные залы самостоятельно или с родителями
- вести дневник самоконтроля, отражая в нем количество выполненных упражнений и показатели самочувствия.
Не смотря на положительную динамику в развитии физических способностей учащихся, она, тем не менее показывает, что уровень подготовки и результативности не дотягивает до показателей базовой программы, поэтому надо сравнивать результаты учащихся не с базовой программой, которая устарела, а с динамикой результативности самого ученика, которая произошла за определенный период времени.
Как показывает практика, здоровье ребенка во многом зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от здорового образа жизни ребенка. Содействовать укреплению здоровья, разносторонне и оптимально развивать физические способности, формировать и развивать двигательные навыки, снимать утомление и повышать физическую и умственную работоспособности, увлечь ребенка физической культурой, сформировать привычку самостоятельно и регулярно заниматься гимнастикой, привить вкус к здоровому образу жизни, помочь школьнику в его гармоничном физическом развитии - это задачи, которые помогут учителю и учащимся контролировать динамику уровня физической подготовленности.
Список использованной литературы:
- В. Ф. Базарный. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома, - М.: изд. «Аркти», 2008г.
- В. И. Ковалько. Поурочные разработки по физической культуре. 5-9 кл., - М.: «Вако», 2009г.
- В. И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 кл., - М.: «Просвещение», 2007г.
- Альтернативные педагогические технологии. Г. К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2008г.
- Методика обучения физической культуре. 1-11 кл. Методическое пособие. Л. В. Вайбародова, И. М. Бутин, Т. Н. Леонтьева, С. М. Маслеников. – М.: изд. «Владос», 2008г.
- Журнал «Физическая культура в школе», № 1 – 2009г.
- Физическая культура. Учебник для учащихся 5-7 кл. ОУ. под ред. М. Я. Виленского, - М.: «Просвещение», 2009г.