Урок истории по теме "Дворцовые перевороты". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цель урока: охарактеризовать причины и ход дворцовых переворотов, сравнить характер правления Петра I и его преемников.

Задачи:

  • обучающие: познакомить учащихся с причинами дворцовых переворотов; выявить проблемы в развитии России, возникшие после правления Петра I;  дать оценку результатов правления приемников Петра I.
  • развивающие: развивать умение работы с ЭОР; развивать умение выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, давать оценку; развивать умение работать в группе и индивидуально.
  • воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся нравственных ценностей, уважения к прошлому своей страны; продолжить работу по формированию у учащихся уважительного отношения к позиции одноклассников. 

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тема и номер урока в теме: Эпоха дворцовых переворотов. № 1

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Литература: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XVII-XVIII вв. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Структура и ход урока.

Таблица 1

Этап урока Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика Время

(в мин.)

1 Организационный момент - Учитель приветствует учащихся. Слушают учителя. 1 мин.
2 Мотивационный этап - Учитель мотивирует деятельность учащихся на уроке через неожиданную для начала урока фразу Прокоповича: “До чего же мы дожили, Россияне! Что же сие есть? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!” Таким образом, учитель подводит учащихся к самостоятельному определению цели урока, знакомит с планом урока. Слушают учителя, участвуют в формулировании цели урока.  

2 мин.

3 Усвоения новых знаний и умений.

3.1. Причины частых переворотов и общие черты эпохи.

ЭОР № 1. “Вариант №2.

Россия в эпоху дворцовых переворотов”

 

Учитель задает вопрос: Вспомните, как и в связи с чем, изменился порядок наследования престола при Петре I? Каковы положительные и отрицательные последствия данного изменения?

Учитель предлагает определить причины частых переворотов, общие черты эпохи, сравнить с эпохой Петра I, используя ЭОР как презентацию

 

Работая с ЭОР учащиеся, отвечают на вопрос учителя, тем самым, выявляя одну из причин дворцовых переворотов. Примерный ответ учащихся. (Обострение проблемы престолонаследия в связи с указом 1722 года, сломавшего традиционный механизм передачи власти от отца к сыну. Монарх получил право назначать наследника по своему усмотрению. Это привело к усилению борьбы за власть между придворными группировками.

Учащиеся выделяют другие причины дворцовых переворотов.

28 мин.

 

7 мин.

3.2. Общая характеристика эпохи дворцовых переворотов. ЭОР № 2

“Династия Романовых в эпоху дворцовых переворотов”

ЭОР № 1

“Вариант №2.Россия в эпоху дворцовых переворотов”

Учитель демонстрирует интерактивную схему ЭОР № 2 и презентацию ЭОР №1, предлагает учащимся заполнить таблицу, а также восстановить по памяти правильную очерёдность правления на ленте времени, уточнить значение встречающихся терминов и понятий. Учащиеся, работая с ЭОР, заполняют таблицу; восстанавливают на ленте времени правильную очередность правления приемников Петра I; уточняют значение терминов и понятий. 11 мин.
3.3 Личностные качества правителей. ЭОР № 4

“Екатерина I Алексеевна”

ЭОР № 5

“Петр II Алексеевич”

ЭОР № 6

“Анна Иоанновна”

ЭОР № 7

“Елизавета I Петровна”

ЭОР № 8

“Петр III”

Учитель организует работу учащихся в парах, предлагает изучить ЭОР с целью составления исторических портретов приемников Петра I.

Слушает отчеты групп.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: “Кто из приемников Петра I продолжил его дела? На основе чего вы сделали такие выводы?”

Учащиеся, работая с ЭОР, составляют исторические портреты политических деятелей эпохи дворцовых переворотов: Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, знакомят с результатами своей работы одноклассников.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

 

10 мин.

4. Закрепление изученного материала. ЭОР № 3

“Практика. Эпоха дворцовых переворотов”

Учитель предлагает выполнить задания на основе ЭОР, проверяющие знания терминологии, дат, осуществляет контроль за выполнением заданий. Учащиеся с помощью ЭОР выполняют задания. 8 мин.
5. Подведение итогов урока. - Учитель задает вопрос: “Какая из личностей эпохи дворцовых переворотов у Вас вызывает уважение или сочувствие? Почему?” Предлагает учащимся сформулировать выводы по уроку. Учащиеся отвечают на вопрос учителя, формулируют выводы по уроку. 3 мин.
6. Домашнее задание   Выдает домашнее задание, инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания. Учащиеся записывают домашнее задание, задавая уточняющие вопросы. 3 мин.

Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Россия в эпоху дворцовых переворотов. Вариант № 2 И-тип Презентация http://fcior.edu.ru/card/7673/rossiya-v-epohu-dvorcovyh-perevorotov-variant-2.html
2. Династия Романовых в эпоху дворцовых переворотов. И-тип Интерактивная генеалогическая схема. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/92ff39ca-7ddc-43c1-b475-2f5e046ea275/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BMA_01%5D.swf
3. Практика. Эпоха дворцовых переворотов П-тип Тест http://fcior.edu.ru/card/5516/praktika-epoha-dvorcovyh-perevorotov.html
4. Екатерина I Алексеевна И-тип Историческая справка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f60817da-8ebb-48ca-99ef-b7c8c69850d5/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_09%5D.html
5. Петр II Алексеевич И-тип Историческая справка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/232a02c4-169d-471c-9724-e53f1ef119fb/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_15%5D.html
6. Анна Иоанновна И-тип Историческая справка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b0f3d2eb-e539-44cf-8db7-092148c56ccd/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_05%5D.html
7. Елизавета I Петровна И-тип Историческая справка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/427014ec-82f1-4d34-86f7-061fbfce1ded/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_11%5D.html
8. Петр III И-тип Историческая справка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2717b4ee-83d8-40c6-93ad-e4757a8c9fdc/%
5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_16%5D.html