Ход урока
Цель урока - познакомить учащихся с личными местоимениями.
Задачи:
формировать умения
различать разряды местоимений; уметь правильно
писать личные местоимения с предлогами;
I. Орг. момент.
II. Повторение ранее изученного.
Фронтальный опрос.
Какую самостоятельную часть речи вы изучаете? (Местоимение)
Что это за часть речи? По соотношению с другими частями речи какие четыре группы местоимений выделяются? (Местоимения-существительные, местоимения- прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия)
III. Подготовка к восприятию нового материала.
- По значению и грамматическим особенностям выделяются несколько разрядов местоимений, об одном из них мы сегодня поговорим.
Текст с которым мы будем дальше работать предложен на раздаточном материале №1.
Моя “она”
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная... За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли...
Ее зовут – Лень.
(А. П. Чехов)
Задания к тексту:
Прочитайте текст про себя. Понравился ли он вам? Что в тексте вам показалось необычным? (Нет имен, а только местоимения)
Прочитайте текст вслух. О чем этот текст? (О лени, которая живет в каждом из нас)
Совпало ли ваше предположение, при прочтении текста, с конечным выводом автора? (Нет, по ходу чтения, можно предположить, что автор рассказывает нам о женщине, возможно, своей жене).
Как автор ведет повествование в рассказе? (Чехов использует прием “ от первого лица” - один из самых распространенных в художественной литературе.
Какой стилистический прием автор использует в этом тексте? (А.П. Чехов не называет конкретное лицо, а только указывает на него при помощи местоимений; писатели и поэты создают разнообразные стилистические приемы, например, “обманутое ожидание”: только в конце текста открывается имя, которое до сих пор заменялось личными местоимениями.
Автор называет свое произведение “Моя “она”, а как бы вы озаглавили его? (“Она, “Лень” и др.)
Найдите в тексте местоимения, которые указывают лицо и изменяются по падежам. На что они указывают? (Она, ей, ее, от нее, с ней – указывают на лицо женского пола).
- Такие местоимения называются личными, т.к. они указывают на лица, которые участвуют в речи.
IV. Объяснение нового материала
Тема урока: “Личные местоимения”
Цель – познакомить с личными местоимениями.
- К личным местоимениям относятся: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
- Ребята, найдите в тексте местоимения, которые стоят в косвенных падежах. Обратите внимание на одну особенность их написания.
- Почему автор использует в одном случае местоимение ЕЁ, а в другом – НЕЁ? (Если местоимение 3-го лица употребляется в косвенном падеже и стоит после предлога, то к нему прибавляется Н).
- Найдите в тексте такие случаи. (Удрать от неё, развестись с ней)
- Давайте прочитаем теоритический материал в своем учебнике.
V. Первичное закрепление.
На раздаточном материале №2 предложены загадки. Прочитайте их. Употребляя нужную форму местоимения 3-го лица.
Когда к этим формам прибавляется Н? Запишите в тетради №1, №2, №5, №6.
1.
Сестра к брату в гости едет,
А брат от (она) прячется.
2.
Днем спит, ночью глядит,
Утром умирает, другой (он) сменяет.
3.
Стоит чудо в семи шубах:
Кто (он) раздевает, тот слезы проливает.
4.
Летит — пищит, сядет — молчит.
Кто (он) убьёт, тот свою кровь прольёт.
5.
Черна, мала крошка,
Да угодья много в (она).
6.
В воде (она) поварят,
Ребята съедят.
Раздаточный материал №3.
Прочитать вслух стихотворение
“Беседа о местоимении”
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но увы:
Я плавать - не могу!МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ
ВЫ ИМ, обратно, НАС
ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС...Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше тех, -
Все это тайной быть должно
Для НАС и ВАС от Всех...
- Понравилось ли Вам стихотворение?
- О чем оно?
- Почему в нем ничего не понятно?
- Какие местоимения использованы в нем?
ЗАДАНИЕ написано на доске. Спишите, исправляя ошибки.
Я укорял себя за невнимательность.
Он обиделся на их.
Мы с ими давно дружим.
Они ждали него.
Я горжусь ним.
VI. Подведение итогов урока.
- Какой разряд местоимений мы сегодня изучали на уроке?
- Как личные местоимения пишутся с предлогами?
- На что указывают личные местоимения?
Домашнее задание
Организационный момент.