Цели урока: Познакомить детей с историей развития Московского Кремля, с достопримечательностями Кремля, в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Московским Кремлем и его архитектурными памятниками, развивать у детей любовь к Родине, к своему родному городу; развивать любознательность, пытливость ума.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка темы и целей урока.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
– Ребята, в каком городе мы живем?
– А что является сердцем Москвы?
– А почему именно Кремль считается сердцем нашего города?
Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке. Но перед этим давайте разомнемся и проверим домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
Дети рассказывают о достопримечательностях Москвы, о которых не сказано в учебнике. (Рабочая тетрадь стр.46 № 4.)
III. Ознакомление с новой темой. История Кремля.
Давайте откроем учебник и прочитаем вступительную статью.
«Москва» и «Кремль» – эти два слова всегда рядом, потому что Кремль – сердце Москвы.
– Откуда пошла Москва? Как строился Кремль? Кто знает?
На холме, расположенном среди лесов и рек, в древности поселились люди. Они построили для себя деревянные жилища.
Окружили поселение изгородью и рвом для защиты от врагов и зверей. Это место – лесное, водное, охотничье, рыбное облюбовал русский князь Юрий Долгорукий. Подъехал князь со своей дружиной, а на холме была крепость, окруженная частоколом, то есть деревянными кольями. Послал князь гонца.
Пришел ответ, что не хотят сейчас пускать князя с дружиной.
Брызнули со стен стрелы. Не потерпел князь такого обращения, приказал рубить огромную вековую ель и делать таран – бревно с металлическим наконечником. С разбегу ударили тараном в ворота, проломили их. Конная дружина ворвалась в крепость, разгорелся бой. Юрий Долгорукий победил. Ведь не даром было у него прозвище «Долгорукий». Был он храбрым воином и хватким хозяином.
Взошел Юрий Долгорукий на холм, посмотрел вокруг и увидел, как хороши эти места. И тогда повелел князь ставить на этом месте город и дал название по имени реки – Москва.
Кажется, вечно была Москва, вечно стоит наш Кремль. Но это не так. Все имело свое начало.
Первый Кремль был деревянным. Заложен он был по приказу Юрия Долгорукого в 1156 году. Москва тогда была маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах Владимиро-Суздальской земли.
Главной бедой тогда для Кремля были пожары. После страшного пожара 1365 года при Дмитрии Донском, когда «погоре посад весь и Кремль и Заречье», москвичи начали класть стены Кремля из белого камня. И стала столица белокаменной.
Но в конце 15 века опять стало тесно городу, и был построен новый Кремль – из красного кирпича, тот самый, который мы знаем сейчас (только верхушки башен были надстроены позднее).
Давайте прочитаем статью в учебнике «Из истории Кремля».
IV. Кремлевские башни.
До наших дней сохранилось 20 башен. Хотя все они башни одного Кремля, у каждой не только неповторимая внешность, но и своя история, а также собственное имя. (Только двум из них, у Москвы-реки, так и не нашлось никакого названия, и они известны как 1-я Безымянная и 2-я Безымянная).
– Какая же башня самая старейшая?
– Я,– гордо говорит Тайницкая башня, – меня построили в 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: тайник-колодец и тайник– подземный ход к речному берегу.
– А какая самая молодая?
– Конечно же, я – Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.
– А самая высокая?
– Я– Троицкая башня, я башня – великан. Рост мой восемьдесят метров.
– А самая маленькая?
– Мал – да удал, – это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стою. Я – сторожевая предмостная башня, хотя во мне и четырнадцати метров нет.
– Ну, а на какой башне находятся главные часы страны?
– Я – Спасская башня, отвечаю за время.
V. Физкультурная минутка.
VI. Территория Кремля.
А теперь давайте посмотрим на Кремль с высоты птичьего полета. С помощью учебника давайте посмотрим названия памятников истории и культуры центра Москвы.
Как много нового можно узнать о Кремле. Но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей – Соборной площади.
Соборная площадь существовала уже в 1326 году. Ее окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. У каждого собора – свой облик и назначение.
В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари.
Нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя.
Архангельский собор – самый пышный из всех кремлевских соборов. Он напоминает сказочный заморский дворец. Архангельский собор – это усыпальница московских князей и царей.
Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Строили башня и достраивали много лет. С ее высоты караульщики зорко следили, не покажется ли враг. Долгое время эта башня была самой высокой постройкой в городе. Это было чудо из чудес. От сказочной высоты кружилась голова.
VII. Закрепление изученного.
Работа в тетрадке.
- Стр. 46 №1.
- Стр. 47 №2.
- Стр. 48 №3.
VIII. Итоги урока.
Много прекрасного в Кремле – за год, пожалуй, обо всем не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей Кремля и города Москвы.
– Сейчас каждый из вас подумает и скажет коротко то, что он узнал сегодня на уроке.
IX. Домашнее задание.
- Учебник стр. 36-39.
- Тетрадь стр. 49 № 4.
Порядок показа слайдов.
- Картина Москвы.
- Картина Кремля.
- Памятник Юрию Долгорукому.
- Поселение на Боровицком холме.
- Деревянный Кремль.
- Белокаменный Кремль.
- Современный вид Кремля.
- План стен Кремля.
- Тайницкая башня.
- Царская башня.
- Троицкая башня.
- Кутафья башня.
- Спасская башня.
- Вид с высоты птичьего полета.
- Соборная площадь.
- Успенский собор.
- Благовещенский собор.
- Архангельский собор.
- Колокольня Ивана Великого.
- Колокольня и колокол.
- Моя Москва – моя любовь!