Внеклассное мероприятие "На торговой площади средневекового города"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Дать представление о русском народно-прикладном творчестве 17 века.
  • Привлечь внимание учащихся к народно-прикладному творчеству.
  • Развивать творческую активность учащихся путем индивидуальных и групповых домашних заданий творческого характера.
  • Развивать эстетический вкус, формировать патриотические чувства школьников.

Оформление:

  • слайды с изображением русского средневекового города
  • выставка предметов народно-прикладного творчества: туеса, короба, лапти, ложки, солонки и пр.
  • макет сундука-теремка Великоустюжского мастера (изготовлен по фотографии из книги)
  • выставка рисунков школьников, творческих работ: предметы народно-прикладного творчества – братина, короба, туеса расписные, ендова, ковши роспись стенок сундука-теремка (выполнена по фотографии из книги)
  • макеты железных изделий 17 века: сечка, замки, гребни, светец, светильник
  • таблички со словами: БРАТИНА, ФЕРЕЗЕЯ, КАФТАН, ТЕЛОГРЕЯ ОДНОРЯДКА, ОЖЕРЕЛЬЕ, ЕНДОВА, КОВШ-СКОПКАРЬ, НАБИВКА, НАБОЙКА.
  • слайды с изображением одежды 17 века
  • слайды с изображением предметов 17 века для опроса-викторины
  • ТСО: компьютер, медиапроектор, магнитофон
  • музыкальное оформление: записи музыкальных произведений – М.П. Мусорский «Рассвет на Москва-реке», «Во кузнице» (в исполнении трио рожечнков), «Плясовые наигрыши» (береста, баян, малая гармоника, гусли, жалейка, ложки)

Звучит музыка: М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке». На экране слайд – изображение средневекового русского города.

Учитель: Встает солнце из-за горизонта. Омывает своими чистыми лучами землю. От его прикосновения просыпается природа. Все вокруг оживает. Мы идем с вами по широкой дороге, которая ведет к городу. Окруженный массивной деревянной стеной, он как бы ощетинился остриями крыш, выглядывающих из-за стен. По мосту, через огибающую город реку, подойдем к крепостным воротам, сделанным из прочного дуба. Тяжелые ворота держатся на массивных жиковинах, сверху они покрыты двускатной кровлей. Обычно ворота на запоре, но сегодня приворотники откроют их для нас. Сегодня особый день – праздничный.

«Приворотники» (одеты в кафтаны, шапки, сапоги, в руках макеты бердышей).

1-й: День добрый, люди торговые! Меня зовут Антон. А товарища моего – Илья. Несем мы службу у ворот острога. Нас людей служилых, всего 50 человек. Я охраняю город со старым добрым оружием. Это бердыш. С ним мне не страшно стоять в дозоре.

2-й: Из огненного боя у нас есть самопалы, изготовленные кузнецом-самопальщиком Савой из Сумского острога да пищали кузнецов ствольного дела вологжан Якова Львова и братьев Федоровых, да три пушки скорострельные пушкаря Архангельского Алешки Пругавина.

1-й: Но оружие наше мы для врагов – лихоимцев приготовили. Вас же, люди добрые, мы впустили в город, но плату с вас возьмем. День сегодня праздничный, радостный и плату шуткой берем. Платите, если в город попасть хотите.

2 девочки (бойко выходят вперед):

Во зеленом бору,
Во высоком терему
Жила барыня-блоха,
Злая-зляща голова
Захотела раз блоха в
Банечке помыться.
Заставляет паука
Всем распорядиться.
Тараканы баню мыли,
Комары дрова рубили.
Мухи баню топили,
Мошки щелочь щелочили.
Натопили жарко баню,
Принесли блоху в диване.
Блоха скок, скок, скок,
Повалилась на полок.
Слуги верные бежали,
Блохе жару поддавали.
Уморилася блоха,
Да свалилася с полка.
Со угару блоха пала,
На ушат боком упала.
И лежит, и еле дышит,
Ручкой-ножкой не колышет.
И все стонет и ревет,
И на помощь всех зовет:
Ой, изувечилася
Да исколечилася!
Без пальца нога,
Без мизинца рука,
Без ума голова!
Околела тут блоха.
Кроты яму копали,
Тараканы погребали,
Мухи плакали-рыдали:
Хорошо, что околела,
Всему миру надоела,
Всему миру надоела,
Все живое переела!

2-й: Раз такие веселые, люди торговые, заходи в город, спеши на торг. Товары покупай, свои людям предлагай.

Учитель: Что ж, зайдем, друзья в город вместе с толпой пеших и конных. Миновав ворота, поспешим на торговую площадь. Узкая улочка поднимается в гору, вымощена она бревнами, по сторонам – мостки для пешеходов. На горе главная площадь – торг, по середине – церковь, по бокам – лавки (амбары) с товарами. Тесно на площади, шумно, пестро от нарядов. Базарный день – праздник. Люди оделись во все лучшее. Покрой одежды у всех горожан один: отличие только в материале и отделке.
И мужчины, и женщины в длиннополых до пят широких распашных одеждах /без застежек/: телогреях, однорядках, шушунах. Надетые через голову поверх платья, они свободными складками падают вниз, почти скрывая ноги. Цвета их один ярче другого: алые, лазоревые, вишневые, желтые.
/Демонстрируются слайды: одежда горожан 17 века/

Учитель (комментирует):

ОДНОРЯДКА – долгополая одежда из тонкого сукна, однобортная, с прямым запахом без ворота.
ТЕЛОГРЕЯ – долгополая одежда 17 в. с длинными свисающими до пола рукавами и застежкой спереди.
ФЕРЯЗЬ – нарядная одежда 17 в., шилась широкой и долгополой с застежкой спереди, по подолу, по полам и вороту украшалась золотым шитьем, мехом, драгоценными камнями, была мужской и женской.
Чем богаче горожанин, тем ярче одежда, богаче украшения: серебрянные пуговицы, серебряные петли, по подолу золотая вышивка, а по вороту – ожерелье.
ОЖЕРЕЛЬЕ – украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки, драгоценных камней или меха.
На головах многие мужчины носили высокие собольи шапки.
СТОЛБУНЕЦ – высокая шапка в виде столба.
Жители победнее – в домотканых армяках или кафтанах из овечьей шерсти.
КАФТАН – долгополая распашная одежда. Мог быть холодным или теплым, длинным или коротким. Шился чуть приталенным с расходящимися книзу полами.
Сапоги носили зеленого или красного цвета. Сафьяновые.
Оторвем свой взгляд от пестрой толпы. Подойдем к большой избе. Это таможня. Около нее много возов с поклажей. Прежде чем продать товар, нужно записать его в книги и заплатить пошлину. Что же привезли торговые люди на продажу? Чем торгуют в городе?

Звучит мелодия «Во кузнице…» или исполняется песня группой учащихся.

Появляются «кузнецы»:

1-й: Подходите, подбегайте, товар наш разбирайте!

2-й: Наш товар всем товарам товар! Вот он каков!
(показывает на сундук и «железные» изделия)

3-й: Как и тот ли терем изукрашенный был красоты несказанныя!
Внутри его терема изукрашенного ходит красное солнышко!

4-й: Вот шкатюля о два жира. Колмогорского дела, окована железом луженым, о пяти вертлюгах. Не шкатюля, а сундучок-теремок. Посмотрите, замок-то какой! А крышка узорчатая навешена на 5 вертлюгов. А стоит всего 2 руб. 20 алтын. Недавно за другой сундук-терем с оковы железными получили мы 3 рубля 4 алтына. Взят был в царицыну мастерскую на государево платье.

1-й: А вот сечка капусту рубить. Посмотрите, как пышно обросла она спиральными завитками, сама стала похожа на сказочный лист. А рукоять сечки украшена конскими головами. Наш конь силен и смел. Для вас оберегом будет, охранят станет от всего дурного и горестного. Будете капусту рубить, кони сами поскачут, а удары нашей сечки о дно деревянного корыта напомнят вам топот копыт.

2-й: У меня в руках – светец. Хотите – светец купите!  Не обойдетесь дома без него. Посмотрите, как он хорош! Похож на легкие расцветшие слегка бутоны на длинных ножках. Неси домой, вставляй лучину, освещай избу.

3-й: А вот подсвечник! Чудо, как хорош! Не подсвечник, а куст диковинный! Вставь свечу, и расцветет в ваших хоромах яркий цветок пламени.

4-й: Наши кузнецы – мастера по изготовлению мелких изделий и ножей, и ножниц, и щипцов, и зеркал, и гребней. На наших гребнях и зеркалах – обереги – головки чудных коней. Наш рожок для обуви статен по-лебединому. Вы только поглядите на ножницы! Это не ножницы – это чудо – длинноногая цапля – жительница наших топких болот. Раскроет она свой клюв и перекусит нитку.

1-й: Если вы купили сундучок или шкатулю, то купите и замочек литой. Вот они какие! Это полкан-храбрец, получеловек, полуконь. Это конник с копьем. Этот замочек – русалка хитрющая. А это – ехидна злющая.

2-й: Разбирайте наш товар. Мы домой вернемся, над дымом – пламенем поколдуем, меха кузнечные раздуем, кружева железные выкуем. Сундук украсим. Вам на радость, нам на утешенье.

Звучит плясовая мелодия. Появляется группа «мастеров из Великого Устюга»:

1-й: Мы великоустюжские. Привезли с собой на торг сундучки – терема. Сундучки не простые – все расписные. На этом сундучке человек-конь – Полкан. Это настоящий богатырь: сильный и смелый. И конь его быстр: каждый скок коня равен семи верстам. Сам Полкан целится из лука в огромную заморскую птицу папагала. Птица та сидит в густых зарослях, через которые и пробирается Полкан.

2-й: А вот крылатый зверь – грифон. Он будет охранять все, что у вас есть ценного в сундучке. Еще бабка нам сказывала, что грифон живет в Скифии и владеет златом-серебром. Он жесток и силен. Кто захочет отобрать у него богатства, тот поплатится. У грифона толстые когтистые лапы, грудь покрыта чешуей, как у рыбы, голова маленькая, птичья, зеленая, хохолок на голове красный.

3-й:

Кабы два зверя собиралися,
Кабы два лютые собегалися.
Промеж собой дрались, бились,
Один одного одолеть хочет.
На этом коробе индрик-зверь (единорог), борется он со львом.
Это не два зверя собиралися,
Не два лютыя собегалися, это кривда с правдою сходилися,
Промеж собой бились, дралися.

4-й: А вот птица-небылица, океана владычица. И зовут ее Стратим. Живет Стратим-птица на Окияне-море.

Стратим-птица вострепенится,
Окиян-море всколыхнется,
Топит она корабли гостиные,
Со товарами драгоценными.

Стратим-птица сама большущая, а головка маленькая. Клюв сильно загнут. Круглый глаз смотрит далеко в даль, сильные когтистые лапы схватили край рамки. Эта птица таинственна и загадочна.

1-й: Покупайте наш товар. Он для всех гож. Боярину-барину – денежки хранить разлюбезной его боярыне – платья парчовые да бархатные, складывать девице-красавице – приданое, к свадьбе готовиться, человеку ученому – книги мудрые хранить. Подходи, выбирай, без сундучка не убегай.

Звучит плясовая мелодия. Появляется группа «торговцев тканями». На экране заставка – слайд с изображением каргопольских узоров.

1-й: Наш товар всем на загляденье да на удивленье. Девкам да молодухам радость, всем прочим – сердцу утешенье. Вынимаю свой товар из коробья, чего тут только нет у меня: сказочные кони, небывалые цветы несказанной красоты, чудо-птица с пышным опереньем – возникает все по вашему хотенью.

2-й: Вот полотенце. На его конце в тереме сидит жар-птица. Стоит ей прилететь, крылья расправить, распустить пышный хвост, как начинают таять снега, зеленеют травы и листва на деревьях, зацветают цветы.

Большая светлица,
Горит жар-птица,
Всяк ее знает и обожает.

3-й: Отгадали мудреную загадку? Это же солнце вешнее. Распускает эта птица перья – лучики, освещает все вокруг, согревает землю, тянется к ней всякое зелье, что произрастает на земле.

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого веселья.

4-й: А я вам вот что расскажу. Широко раскинула крылья двуглавая фантастическая птица – не то орел, не то сокол, не то петух. Хвост словно в землю уходит, и из него произрастают побеги. Орел – стихия огня. «Летит орел – дышит огнем». Сокол и петух тоже связаны с огнем. Огонь бежит по дереву точно сокол стремительно. Прилет сокола – дня начало. Петух тоже связан со светом, с огнем. «Красный петушок по улице бежит» – пожар. К огню у нас, русских людей, отношение особое. Еще дед мой говаривал, а его прадед научил» «Батюшко ты, Царь-Огонь, всеми ты царями царь». Чего на свете нет сильнее? Огня. Могущественна и сильна птица-огонь о двух головах. Вот и появляются у нас с вами эти птицы в доме: на полотенце, на подзоре, скатерти, рубахе.

1-й: А узоры к нам пришли из старины далекой. Слова «узор», «заря», «зарница», «зарево» связаны со светом и теплом. Узоры эти – знамение неба. Божественные знаки. Вот почему такое полотенце – только в красный угол. Да и сами узоры каргопольские мастерицы-вышивальщицы выполнили жарко-красной нитью. Красный цвет – небесный огонь, солнце: «Не земля родит хлеб, а небо». «Лето родит, а не поле».

2-й:

Кому клин, кому стан, кому синий сарафан!
Кому пуговки литые, кому серьги золотые!

На экране слайды с изображением ткани: пестерядь, бранье, набойка.

Подходите, красавицы, молодушки-чернобровушки, порадуйтесь. Материю выбирайте, наряды сшивайте.

Вот ПЕСТЕРЯДЬ. Хорошая, из льна домашнего прядения холстина. А клеточка-то, клеточка! Сложная, некрупная. И цвета спокойные, холодные: синий да белый, да красный неяркий. Этот товар у нас с Мезени и Пинеги, далеких северных краев. Какие сарафаны «пестерядники» и рубахи – «пеструхи» получаются! Покупайте, не пожалеете! В таком сарафане и такой рубахе каждый день красивым будешь.

3-й: А вот бранное ткачество. Каких только замысловатых узоров нет! Тут и птицы, и олени, и цветы дивные. На холстине ярко выделяются ромбы-символы огня. Такое «бранье» можно использовать и на концах полотенца, и на подоле сарафана или рубахи. Любят его ткать каргопольские ткачихи. бесконечной чередой выстраивают свой узор, что говорит нам о вечном круговороте жизни в природе.

5-й: Если в вашем кошельке денежек немного, а шелка заморские да бархат мимо вас пронесли, купите у нас набивную ткань, набоечку. А получается НАБОЙКА так.
Идет по деревням мастер-набойщик: Хозяюшка-матушка, есть ли пряжу красить, холсты синить, новины бить? Выходите работу получить!
Стекается народ к мастеру: кто работу сдать, кто – получить, а кто – новости узнать. Мастер опускал холсты в чан с синей (кубовой) краской, а потом на влажный холст наносил узор специальной резной доской, покрытой масляными красками. На доске – орнамент. И расцветают по синему полю яркие цветы. Скачут веселые горошины, переплетаются удивительные травы.
Есть у нас набойка не только кубовая, синеземельная. Вот другая. Поглядите как хороша! Выбирайте на свой вкус. Везде пригодится наша набойка: и на одежду пойдет, и на скатерть, и на занавес, и на полог, и на переплет книжный.

(Звучит плясовая мелодия.)

Группа «мастеров по дереву»:

(На экране – слайды – туеса, ковши)

1-й: Кому новые туеса берестовые?!

2-й: Под сметану и квас – специально для вас!

3-й: Туеса прочные под товары молочные!

4-й: Служить будут полвека, радовать каждого человека.

1-й: Наши туеса, действительно, крепки и надежны. Сделаны они добрыми руками из бересты. Сначала мы долго ищем дерево, стройное, без разрывов и трещин в коре. Большая сноровка нужна, чтобы снять бересту. Это основа туеса. Под верхним слоем  – слои нежные: дымчато-белые, – слои нежные: дымчато-розовые. До 100 оттенков. Другой кусок бересты, пошире,  станет рубашкой. Сквозным узором режут по ней цветы полевые, затейливо вьющуюся по позему траву-мураву, «красное солнышко». Надели рубашку поверх колбы, закрыли на замки вырезы, приладили донце и крышку – и лей в эту посудину воду или квас – ни одна капля не убежит.

2-й: А это туеса расписные! Цветут на них цветы невиданные, переплетаются травы шелковые, порхают среди них птицы. Такой туесок чем не в радость! Домой принесешь, на полку поставишь, яркие краски заиграют, душа распахнется.

3-й: Подбегай, не зевай: ковши покупай! У нас ковшей-скопкарей  каких только нет! И все преотличные: выдолблены из особого нароста на стволе – капа да из сосновых, еловых пней. Скопкари Поволжья украшены рельефно (демонстрирует или слайд с изображением ковшей). Самые яркие и красочные скопкари северные: на Онеге чашу-ковш венчает конская голова. На севередвинских ковшах – растительные мотивы. Ковши Мезенского края похожи на плывущие корабли. Покупай золотистый скопкарь, наливай сытного пива, угощай соседей.

4-й: Кроме ковшей-скопкарей в нашей лавке на прилавке – братины расписные. Прозываются так не случайно: от слова «братия». На братчинный пир соберете вы гостей, нальете в братину сладкой медовухи. Пойдет братина по кругу, даря радость и веселье.

1-й: В наших краях мужики – мастера на все руки от скуки. Чего только они не умеют: туеса, сумки, чайники, солонки, кошельки, веревки! Покупайте наш товар. Он на радость сделан да на пользу.

(На экране слайды: изображения плетеных «товаров»: корзинки, хлебницы, плетенки).

2-й: Вот солоницы из узеньких берестяных полос, «бураки», забеньки – корзинки на все случаи: в лес ходить, кошели заплечные, блюда-плетенки, хлебницы.

3-й: А этот товар всем люб да хорош! Удобен! Прочен! Покупай – носи и сапог не проси!

(Демонстрирует лапти)

Поет, пританцовывая:
Эх, лапти мои,
Лапоточки мои!
Растопталися,
Расшаталися!
Были новые,
Все кленовые,
А лохмотья на них
Все шелковые!

4-й: (поет)

Пляши, Андрей,
Не жалей лаптей!
Сходим лыка надерем,
Лапти новые сплетем!
Лапти ольховые,
Пляши с чернобровою!

1-й: Лыко – луб от молодой липы, ивы, вяза и других лиственных деревьев, то есть пласт коры вместе с волокнистой частью. Из лыка – то и плетут наши мужики лапти.

2-й: А это чудо из чудес! Птица – Солнце! Широко расправила она свои золотистые с переливами крылья, распустила пышный хвост. Оперенье у нее тонкое, волнистое. Счастье и радость вам в дом  принесет эта птица. Купите несколько – не пожалеете! Повесите под потолком в горнице, от легкого дуновения ветерка закружится плавно веселая стайка. Не зря же и другие имена у этой птицы есть: «добрая», «Птица – весна». Если эта птица есть в вашем доме, добро и покой не покинут его.

1-й: Посмотрите сюда немножко: для вас деревянные ложки! Ложки не простые: затейливо расписные. В будни щи да кашу хлебать, в праздники на них плясовую играть.

(Появляются скоморохи, звенят бубенцами, колокольчиками, в руках у них ветки с белыми и красными лоскутками – символом здоровья и долголетия).

1-й:

Вьются ушки у гороха
Червячками на крючке.
Мы – четыре скомороха,
Как горошины в стручке.

2-й:

Скоморох, скоморох,
Выйди с дудкой за порог.
И народу от души
Спой частушку и спляши.

3-й:

Каждый – гудочник, волынщик,
Каждый – дудочник и шут,
И потешных дел зачинщик,
И веселый баламут.

4-й:

Если вдруг кому-то плохо
И тепла недостает
Позовите скомороха,
Он вам спляшет и споет.

1-й: (ударяя ложками)

Ложки оловянные,
Ложки деревянные,
Ложками стучи – бренчи,
Музыку веди.
Ложки окаянные,
Ложки деревянные –
Сердца буди!

(Скоморохи выводят группу ребят, которые исполняют народные наигрыши на ложках).

3-й: В нашей лавке товару немало: посуду резную-расписную не хотите, оконце слюдяное купите. Это вам не рыбий пузырь! Через такое оконце в вашу горницу быстрее проберется солнце!

(Плясовые наигрыши)

Учитель: Много товара на базаре, глаза разбегаются. И купили мы немало. Пора в путь-дорогу собираться. Вот уже солнце к горизонту подбирается. Закрываются ворота. Возвращаемся мы той же широкой проселочной дорогой. А в пути мы вспомним, что видели, посмотрим на товары, которые купили.

Викторина по итогам праздника «Самый внимательный»

Задание: ответить на вопросы по материалам игры; за каждый правильный ответ – 1 жетон.

  1. С кем мы встретились у ворот города? (С приворотниками)
  2. Какое оружие было у приворотников? (Бердыш, самопалы, пушки скорострельные)
  3. В какую одежду одеты жители города? Что общего в мужской и женской одежде? (Долгополая, широкая, просторная; кафтаны, ферезеи, однорядки, телогреи, столбунцы)
  4. Какого цвета носили сапоги богатые люди в средние века? (Зеленые, красные)
  5. Где платили пошлину за право торговать? (На таможне, это большая изба около торга)
  6. Какие «железные изделия» можно было приобрести на торговой площади? (Светец, подсвечник, сечку, ножи, ножницы, щипцы, гребни)
  7. Какие герои украшали сундучки, шкатюли (шкатулки), короба? (Полкан, Стратим-птица, индрик-зверь – единорог)
  8. Из какой материи шили наряды простые горожане? (Пестерядь, бранье, набойка)
  9. Что такое лыко? Для чего его использовали? (Лыко – луб, верхний слой коры лиственного дерева вместе с волокнистой частью плели лапти, изготавливали короба).

Литература:

  1. Гнедовский Б. Русский Север. – М.: Советская Россия, 1972
  2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо; Форум, 2007
  3. Каргополье. Художественные сокровища. – М.: Советская Россия, 1984
  4. Овсяников О.В. Люди и города средневекового севера. – Северо-западное книжное издательство, 1973
  5. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,1999
  6. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: художественная жизнь и быт  XI-XVIIвв. – М.– Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998
  7. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. Состав. Науменко Г.– М: Детская литература, 1989