Формирование ключевых компетенций младшего школьника через внедрение технологии проблемного обучения

Разделы: Начальная школа


Профессия УЧИТЕЛЬ – это “человековедение”, надо помнить, что каждый ребенок- это целый мир, неповторимый и своеобразный. Сегодня обществу нужен не только учитель-профессионал высокого уровня, но и человек высокой культуры, личного обаяния, прежде всего – специалист “ребячьих душ”. Учительница начальных классов – это настоящая добрая, дивная волшебница, которая зажигает в душах детей звезды и является главным проводником в Храм Науки.

Мой педагогический стаж работы составляет без малого 16 лет. За эти годы я использовала в своей деятельности разнообразные методики, технологии обучения учащихся начальных классов. Но самой эффективной, на мой взгляд, является технология проблемного обучения, которую я реализую через программу развивающего обучения “Школа 2100”. Особенно актуально использование проблемного обучения становится, на мой взгляд, сейчас, в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. Очень важно идти в ногу со временем, говорить на одном языке со своими учениками, чувствовать себя востребованной в эпоху жесткой конкуренции и всеобщей глобализации.

Моя главная задача – воспитание и развитие личности на основе формирования ее учебной деятельности, создание условий для роста личностных достижений через ситуацию успеха, формирование межпредметных и мета предметных компетенций у учащихся. В своей педагогической деятельности я добиваюсь того, чтобы ребенок не заучивал готовые знания, а делал для себя каждый раз маленькие открытия. Как говорится, то, что сам открыл, не забудешь никогда. Поэтому за основу своей работы я взяла технологию проблемного обучения, суть которой заключается в творческом усвоении знаний. Под творчеством я понимаю деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так формируется информационная компетенция учащихся.

Выделяют следующие этапы урока в данной технологии:

1. Постановка проблемы

2. Поиск решения

3. Выражение решения

4. Реализация продукта

5. Рефлексия.

Основное отличие от традиционного урока в том, что на традиционном уроке знания усваиваются репродуктивно. В технологии проблемного обучения же знания усваиваются творчески, учащиеся САМИ формулируют правила, делают выводы, а затем сравнивают с учебником. На своих уроках я использую две формы технологии постановки учебной проблемы:

- Тема урока совпадает с проблемой

- Несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и, таким образом, помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке. Что же подразумевается под понятием “проблема”?

Проблема - это вопрос, охватывающий противоречия между двумя фактами, мнениями, положениями.

Приведем пример:

4+7х2=18

4+7х2=22

Таким образом, возникает вопрос: Почему в одинаковых примерах разные ответы?

Также под проблемой мы понимает вопрос, охватывающий противоречия между житейскими представлениями детей и научным фактом.

Еще один пример:

  • Легкий легко
  • Веселый весело
  • Быстрый быстро

Из сопоставления данных слов возникают вопросы:

- Что это за слова во втором столбике?

- Как разобрать их по составу?

И дети, выполняя задание, приходят к выводу, что в первом столбике прилагательные, потому что они имеют окончания –ий, -ый. Следовательно, это изменяемые части речи. А во втором столбике слова неизменяемые, у них нет окончаний, следовательно, это другая часть речи. Так учащиеся знакомятся с наречием.

Проблемой мы называем и вопрос, охватывающий противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание:

- Постройте треугольник с углами 90, 60, 120 градусов.

Дети не смогут выполнить задание, а почему?

- Давайте разберемся!

Опытным путем дети приходят к выводу, что сумма углов треугольника равняется 180 градусам.

Очень важно уметь сформулировать проблему. Здесь тоже возможны варианты. Иногда я сама заостряю внимание детей на противоречии и формулирую проблему. Это подходит для учащихся 1, 2 классов. Иногда плавно подвожу к проблеме, а затем кто-то из детей самостоятельно называет ее, домысливая. Но интереснее всего разворачивать побуждающий диалог от проблемной ситуации, задавая наводящие вопросы.

Как же формируется коммуникативная компетенция учащихся, спросите вы? С помощью грамотно организованного общения, направленных диалогов, нацеленных на развитие речи, логики, причинно-следственных связей.

На своих уроках я пользуюсь несколькими приемами для построения побуждающего диалога, в результате которого формулируется проблема. Вот некоторые из наиболее часто используемых мною приемов.

- Что вас удивило? Какими видите факты? Сколько мнений существует? А сколько теорий? Так какой возникает вопрос?

- Сколько в нашем классе мнений? Как же нам выделить верное?

- Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?

- Вы смогли выполнить задание? А в чем затруднение? Сформулируйте проблему..

- Вы нашли решение задачи? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая же тема урока сегодня?

- Что вы сделали для решения вопроса? Какие знания применили? Какова тема урока?

Побуждающий диалог используется для решения учебной задачи. Ведь поиск решения проблемы – это поиск ответа на вопрос, который завершается открытием нового знания.

При дифференцированном обучении я использую и подводящий диалог – систему вопросов и заданий, которая приводит пассивного ученика к формулировке темы урока. Это помогает реализовать личностно-ориентированный подход, дать возможность каждому ребенку включиться в образовательный процесс. Подводящий диалог также ведет к открытию нового знания. Возьмем тот же пример с построением треугольника с углами в 90, 60 и 120 градусов. Дети не могут построить. Тогда необходимо побудить их к учебному действию:

- Начертите углы и измерьте их. Найдите значение суммы. (270 градусов) Почему мы не смогли построить треугольник? (Потому что при измерении углов других треугольников сумма равняется 180 градусам!) Так опытным путем дети выявили закономерность и ответили на вопрос, определив проблему и тему урока.

Для развития активной речи я использую на этапе воспроизведения знаний прием Проговаривания. За счет этого углубляется понимание, ведь ребята сами, по-своему выражают полученные знания. Добиться продуктивного воспроизведения знаний можно несколькими способами:

- Когда тему урока формулируют сами ученики после открытия нового знания

- С помощью диалога в конце урока, задавая вопросы по новой теме

- Составлением опорных таблиц или сигналов.

На стадии рефлексии можно использовать художественное выражение научных знаний. Например, сочинить стих по теме: Скобки найдем, остальное потом! Часто я заимствую в технологии развития критического мышления приемы СИНКВЕЙН, ХАЙКУ, ДИАМАНТА, РАФТ и др.

Таким образом, при грамотной организации совместной деятельности (ученик-учитель, учитель-ученик, работа в парах, в группах, побуждающий и подводящие диалоги) формируются и предметные (получение нового знания) и метапредметные (в частности, коммуникативных) компетенции.

Первая цель учителя - научить учиться. То есть, создать условия для того, чтобы обучаемый мог бы самостоятельно решать учебные и познавательные задачи, проявлять положительные эмоции и чувства, творческий потенциал, что формирует лучшие духовно-нравственные качества его личности.

Это и помогает достигнуть правильно построенный урок проблемного обучения, на котором обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся.

Таким образом, идет целенаправленное формирование ключевых компетенций младшего школьника.