Петровские преобразования

Разделы: История и обществознание


УРОК практического применения знаний, умений.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для мыслительной деятельности учащихся по проблеме: Петр 1- великий реформатор или злодей?
  • Обобщить, систематизировать, дополнить знания учащихся по теме.
  • Создать условия для осмысления проблемы влияния личности на ход исторического развития.
  • Воспитание патриотизма, чувства уважения к прошлому, формирование стремления быть сильной личностью.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Петра 1, схема «Генеалогическое древо основных русских родов», карта «Россия с конца 17 века по 60-ые годы 18 века».

ХОД УРОКА

МОТИВАЦИЯ. ПОКАЗ ЗНАЧИМОСТИ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

9 июня 2012 года исполнилось 340-летие со дня рождения великого русского императора и полководца Петра 1. Отношение к Петру 1 было неоднозначно. Многими общественными деятелями петровские преобразования оценивались критически. Славянофилы, например, считали, что они отклонили Россию с естественного пути развития, хотя не изменили внутренний строй и не уничтожили возможность возвращения на прежний путь. Кто же он Петр 1 – великий реформатор или злодей? Нам предстоит решить эту проблему.

- Вспомните правление Петра Великого.

(Ответ учеников: 30 мая 1672 года – 28 января 1725 года, царь с 1682 года, первый Российский император с 1721 года)

- Расскажите биографию Петра Алексеевича

(Ответ учеников: Петр 1 был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с Н.Ю.Нарышкиной. В конце апреля 1682 года после смерти царя Федора Алексеевича десятилетнего Петра объявили царем. После стрелецкого восстания в мае 1682 года во время которого погибли несколько родственников юного царя, на престол взошли одновременно два царя – Петр и его старший брат Иван, сын Алексея Михайловича от первого брака с М.Милославской. Но государством в 1682-1689 годах фактически управляла их старшая сестра царевна Софья.)

- Как поступила Софья со своим сводным братом Петром?

(Ответ учеников: Милославские хозяйничали в Кремле и выжили оттуда юного Петра вместе с матерью в село Преображенское под Москвой)

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Докажите, что уже по детству и юности Петра Алексеевича можно было определить, что к правлению идет необычный русский царь.

(Ответ учеников: В Преображенском и соседнем селе Семеновском он создал два «потешных» полка. Позднее Преображенский и Семеновский полки стали первыми гвардейскими частями России.)

- Как вы понимаете, что такое гвардия?

(Ответ учеников: Лучшие отборные войска называются гвардией, гвардейскими.)

- Назовите окружение молодого Петра – «птенцов гнезда Петрова».

(Ответ учеников: Меньшиков, Горден, Лефорт, Головин, Головкин, Апраксин …)

- Петр подружился со многими иностранцами, живущими в Немецкой слободе, неподалеку от Преображенского. Общаясь с немцами, англичанами, шведами, датчанами, Петр все более утверждался во мнении, что Россия значительно отстала от Западной Европы. Он видел, что на его Родине не столь развиты науки, образование, нет сильной армии, отсутствует флот. Огромное по своей территории русское государство почти не оказывало влияния на жизнь Европы.

В январе 1689 года состоялась свадьба Петра с Евдокией Лопухиной, в 1690 году в этом браке родился сын Алексей Петрович. Летом 1689 года не без подстрекательства Софьи стрельцы начали готовить восстание против Петра 1. Молодой царь в страхе бежал в Троице -_Сергиев монастырь, но оказалось, что большая часть войск перешла на его сторону. Зачинщиков восстания казнили, а царевну Софью отстранили от власти. Петр и Иван стали самостоятельными правителями.

- Как вы кратко можете охарактеризовать Ивана?

(Ответ учеников: Болезненный и слабоумный Иван почти не принимал участия в государственной деятельности, и в 1696 году после его смерти полновластным царем стал Петр 1. Свое первое боевое крещение Петр получил во время Азовских походов.

- Когда были Азовские походы?

(Ответ учеников: 1695, 1696 годы)

- Против какого государства они были направлены?

(Ответ учеников: Против Турции.)

- Каков итог Азовских походов?

(Ответ учеников: Взят Азов, в более удобной и глубокой бухте Петр заложил новую гавань – Таганрог.)

РАБОТА С КАРТОЙ.

- Вспомните, когда было предпринято Великое посольство?

(Ответ учеников: 1697-1698г.г.)

- Какова была главная цель Великого посольства?

(Ответ учеников: Петр искал союзников в предстоящей войне с Турцией.)

- Почему Петр отправился в Великое посольство инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова?

(Ответ учеников: Он не хотел тратить драгоценное время на пышные приемы)

- Назовите итоги Великого посольства.

(Ответ учеников: Союзников против Турции найти не удалось, но зато нашли союзников против Швеции.

- Почему Петр и его приближенные были вынуждены срочно вернуться из-за границы?

(Ответ учеников: Узнали о восстании стрельцов)

Со временем из вспыльчивого юноши Петр превратился во взрослого мужчину.

- Опишите, как вы представляете его внешность?

(Ответ учеников: Высокий рост – 2 метра 4 см., постоянные занятия физическим трудом еще более развили его природную силу, и он стал настоящим силачом. Петр был образованным человеком, на его перстне были высечены слова «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую», т.е он всю жизнь учился сам и требовал этого же от своих подданных. Он обладал глубокими познаниями в истории, географии, кораблестроении, формификации - строительстве крепостей, артиллерийском деле. Он очень любил что-нибудь мастерить своими руками, недаром его называли «царь-плотник». Уже в молодые годы он знал 14 ремесел, с годами приобрел массу технических познаний.)

- Петр обожал веселье, шутки, пиры и застолья, иногда продолжавшиеся по несколько дней. В минуты раздумий он предпочитал тихий кабинет и трубку табаку. Даже в зрелом возрасте Петр оставался очень подвижным, порывистым и непоседливым. Но бурные события его жизни, потрясения детской и юношеской поры отразились на здоровье Петра. В 20-летнем возрасте у него началась трястись голова, а во время волнения по лицу проходили судороги. У него нередко случались нервные припадки и приступы неоправданного гнева. В хорошем настроении Петр одаривал своих любимцев богатейшими дарами. Но его настроение за несколько секунд могло резко меняться. И тогда он становился неуправляем, мог не только кричать, но и пустить в ход кулаки или дубинку.

Однажды Петр, обращаясь в письме к супруге Екатерине, кратко и метко определил круг и суть своих обязанностей: »Мы, слава Богу, здоровы, только зело тяжело жить, ибо я левшою (левой рукой) не умею владеть, а в одной правой руке принужден держать шпагу и перо».

Петровская шпага, действия которой опирались на мощь русской армии и флота, привела к блистательным победам на суше и море.

- А как вы понимаете слово перо?

(Ответ учеников: Создавал законы)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

- Именно о шпаге сегодня мы и будем с вами говорить на уроке. Наша задача обобщить, систематизировать, дополнить знания по теме «Северная война». Начало славных дел Петра.

Подумайте, какие задачи стояли перед Россией накануне петровской эпохи?

(Ответ учеников:

Мир и даже союз с Польшей.

Борьба за выход к Балтийскому морю, значит, предстояла война со Швецией.

Борьба за южную Россию – следовала борьба с Турцией и Крымом.

Создание регулярной армии.

Развитие внешней и внутренней торговли и обрабатывающей промышленности.

Заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства.)

- Какая война ставила цель выхода к Балтийскому морю?

(Ответ учеников:

- Северная, 1700-1721г.г.)

- Назвать итоги первой битвы в Северной войне – Нарвского сражения.

(Ответ учеников:

- Русские войска потерпели полное поражение).

- Карл 12, одержавший быструю и легкую победу, вместо того, чтобы преследовать русские полки, оборванные и голодные, и перенести военные действия на территорию России, заставил ее заключить выгодный для себя мир, повернул на юг против Августа 2. Петра 1 он явно презирал, недооценив его после легкой Нарвской победы. По этому случаю в Швеции была выпущена медаль, где был изображен плачущий Петр 1 и бегущие русские войска со словами «Исшедша вон плакася горько!» Карл был уверен, что «русский медведь» больше не высунется из своей берлоги.

Но Петр 1 был не из тех, кто долго унывал. Он, собрав волю в кулак, действовал быстро, решительно и беспощадно.

- Назовите, какие преобразования были проведены в армии после поражения под Нарвой.

(Ответ учеников:

- Комплектование войск стало проводиться путем рекрутских наборов. Петр 1 приказал снять часть церковных колоколов и пустить их в переплавку, из этого металла в короткое время было отлито триста пушек. Спешно строились металлургические, текстильные и другие мануфактуры для обеспечения армии оружием, боеприпасами, обмундированием. К исходу Северной войны Россия располагала регулярной армией, превышающей 200 тысяч человек, не считая казачьих частей и других воинских формирований).

- Назовите и покажите на корте первые победы.

(Ответ учеников:

- В Прибалтике от армии фельдмаршала Шереметева потерпел поражение шведский корпус. На протяжении 1702-1704 г.г русские войска вели успешные действия не только в Прибалтике, где были взяты Дерпт и Нарва, но и в Ингрии (между Ладожских озером и Финским заливом). Русские овладели здесь крепостью Нотебург (бывший русский Орешек, позже – Шлиссельрург). Петр по этому поводу писал: «Очень крепким был сей Орешек, но однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен», а также Ниеншанц, были отвоеваны земли по реке Неве, ранее принадлежавшие России).

- 16 мая на одном из островов в устье Невы по распоряжению Петра 1 застучали топоры – строили деревянную крепость, названную Петропавловской (позже ее заменили каменной). Это было началом нового города – Санкт-Петербурга.

Когда началось строительство Санкт-Петербурга?

(Ответ учеников:

-1703 год).

- Какой юбилей отмечал этот город совсем недавно?

(Ответ учеников:

- 300-летие Северной столицы).

- Назовите главную цель строительства этого города словами Пушкина.

(Ответ учеников:

- «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Прошло едва полгода, как сюда уже прибыло первое иностранное торговое судно. Петербург строился как важнейший морской порт в России, государство обрело выход в Балтийское море.

- Почему Петербург превратился в один из красивейших городов мира?

(Ответ учеников:

- Строился по заранее разработанному плану, с широкими прямыми улицами и каменными домами, набережными, мостами, парками. «Парадизом»- раем»,- называл его Петр 1).

- Когда случился перелом в Северной войне?

(Ответ учеников:

- После Полтавского сражения, которое было генеральным.).

- Покажите на карте Полтаву. Ход сражения мы с вами повторять не будем, но нужно назвать причины победы русских под Полтавой. Назовите не менее 5 причин.

(Ответ учеников:

  1. Высокий моральный дух русской армии, патриотизм.
  2. Правильное построение русской армии в две линии, фортификационное новшество – строительство редутов.
  3. Русская армия имела превосходство в артиллерии.
  4. Обращение к солдатам Карла 12 и Петра 1, если сравнить, то Петр 1 призвал сражаться за государство, род свой, православную веру и церковь, а Карл 12 пообещал после победы обед в русском лагере.
  5. Петр лично водил солдат в атаку).

- В чем проявилось влияние Полтавской битвы на дальнейший ход Северной войны? (Ответ учеников:

- В результате была освобождена территория России от захватчиков, закреплена победа на берегах Балтийского моря, изменен весь ход Северной войны. Военные действия были перенесены на территорию Швеции. Снова восстановлен Северный Союз. Международный авторитет России резко возрос).

-После поражения под Полтавой Карл 12 бежал в турецкие владения Бендеры. Боясь усиления России, Турция объявила России войну. Когда был Прутский поход?

(Ответ учеников:

- 1711 год.

- Война приобрела затяжной характер. Это во многом объяснялось недостаточной согласованностью стран Северного Союза. Усиление России вызывало опасение и зависть правящих кругов Западной Европы. Для достижения окончательной победы в Северной войне было необходимо добиться превосходства над Швецией и на море. Недаром Петр 1 говорил, что государство, имеющее только сухопутную армию, «одну руку имеет». На верфях, созданных в Петербурге, усиленно строились разнообразные морские суда: многопушечные линейные корабли и фрегаты, легкие галеры и другие.

Сада покупали также в Англии и Голландии.

Все чаще действия сухопутной армии стали поддерживаться операциями с моря. Балтийский флот России смог бросить открытый вызов шведскому флоту.

Когда произошло морское сражение у мыса Гангут?

(Ответ учеников:

- В 1714 году).

- Назовите итог этого сражения.

(Ответ учеников:

- Победа русских, русская армия взяла Аландские острова).

-Когда состоялось сражение у острова Гренгам? Результат?

(Ответ учеников:

- 1720 год, победа русских).

- Когда закончилась Северная война?

(Ответ учеников:

- В 1721 году).

- Почему мир назывался Ништадтский?

(Ответ учеников:

- Потому что он был подписан в городе Ништадт).

- Назовите итоги Северной войны, покажите на карте.

(Ответ учеников:

- Россия завоевала выход в Балтийское море, северные территории которого стали принадлежать России).

- Для понимания истории важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, населена личностями. Никакие географические, природные, экономические, внешнеполитические условия не «заработают», если их не приведут в действие люди, в первую очередь лидеры, видные деятели той или иной страны. И чем более ярким характером обладает лидер, чем активнее он вторгается в жизнь общества, тем более сильное влияние он оказывает на судьбы страны.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

- Подведем итоги по формуле ПОПС.

(Ответ учеников:

- П – я считаю, что Петр 1 был великим государственным деятелем.

- О – потому что при нем резко поднялся международный авторитет России.

- П – например, об этом говорит блестящая победа России в Северной войне; строительство Петербурга дал возможность прорубить «окно в Европу» .

- С – следовательно, Петр 1 – великий реформатор, сильная личность.

РЕФЛЕКСИЯ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: повторить все даты, связанные с деятельностью Петра Великого.

Литература:

  1. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правления и событий. 862-1917г.г. Б.Г.Пашков. М., ЦентрКом, 1997.
  2. Величайшие монархи мира. Энциклопедический справочник. К.В.Рыжов. М., ООО «Вече», 2007.
  3. История России в рассказах для детей. А.О.Ишимова, том 1. Санкт-Петербург, научно-издательский центр «Альфа», 1993.
  4. Методическое пособие по истории России. 10 класс. Книга для учителя, М., Просвещение, 1999.
  5. История России с древнейших времен до конца 18 века. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. М., Просвещение, 2007.